Как мы перенесли всю инфраструктуру в «облако» за 5 дней

в 7:08, , рубрики: citrix xenapp, бекап, Блог компании КРОК, виртуализация, ит-инфраструктура, облако, перенос, управление проектами, метки: , , , ,

Как мы перенесли всю инфраструктуру в «облако» за 5 дней К нам недавно пришел заказчик и сказал: нужно перенести всю инфраструктуру в «облако». Желательно, вчера. В общем, как и все авральные проекты — задача мечты, потому что работы много, а времени нет.

По сути, нужно было с нуля спроектировать архитектуру IT и перенести туда данные сотрудников. Со стороны заказчика — ИТ-директор и его напарник, около 100 человек пользователей на 4 площадках, с нашей стороны — четыре небольшие рабочие группы. Одна занималась терминальным доступом, вторая отвечала за почту. Третья занималась инфраструктурой (VPN, сетевое взаимодействие), и четвертая — настройкой бэкапа.

Справились за пять календарных дней: среду, четверг и пятницу активно работали над переносом, в субботу и в воскресенье допиливали мелочи и тестировали. В понедельник пользователи компании вышли на работу и ничего не заметили, но большинство ИТ-сервисов уже были в нашем «облаке».

История

Нужно было успеть:

  • Провести аудит текущей ИТ-инфраструктуры
  • Разработать основные архитектурные решения
  • Выбрать технические средства по организации ИТ-систем в «облаке»
  • Организовать защищенную связь между «облаком» и 4 площадками заказчика
  • Произвести настройку контроллера домена в «облаке»
  • Произвести инсталляцию почтовой системы на базе Microsoft Exchange
  • Перевести в «облако» учетные данные около 70 рабочих мест сотрудников, их почтовые ящики и пр.
  • Настроить терминальные серверы
  • Поставить почту и терминальные серверы на поддержку КРОК
  • Перенести в «облако» сервисы 1С и документооборота
  • Настроить резервное копирование данных почтовых и терминальных серверов с использованием программно-аппаратного комплекса ЕМС Avamar

В рамках проекта нами был предложен ряд организационных решений, позволяющих сократить стоимость проекта. Заказчик стремился к минимизации единоразовых затрат в процессе переезда и естественно к сокращению периодических платежей впоследствии.

Сначала был аудит. Инфраструктура, нужно сказать, была несложной, но все равно нужно было оценить масштаб грядущей реформы. Инфраструктура состояла из корпоративной почты, документооборота, 1С, и терминальной фермы. Переносили 70 рабочих мест. С аудитом и планом инфраструктуры справились за сутки.

Заказчик до этого активно пользовался терминальным доступом на базе Citrix XenApp (вот так), решили не придумывать велосипед и взяли этот продукт за основу. В качестве почтовой системы использовался Microsoft Exchange. Для организации почты взяли его же за основу, только более позднюю версию. Это позволило без особых трудностей мигрировать данные пользователей на почтовый сервер в облаке. Как закончили — прикрутили общий бекап из облака.

Сетевой доступ организовали вот таким вот образом:

Как мы перенесли всю инфраструктуру в «облако» за 5 дней

Для сотрудников состав прикладного программного обеспечения, которое они использовали до перехода в «облако», никак не изменился. Изменилось только месторасположение серверов и принцип их оплаты. Соответственно, момент оплаты заметили бухгалтеры, момент расположения серверов заметили айтишники — они же, кстати, сами перенесли почтовые ящики (в процессе инсталляции сотрудники КРОК мигрировали с площадки заказчика только 5 учетных записей и почтовых ящиков пользователей, для миграции остальных – подготовили инструкции). Обычный рядовой пользователь не заметил ничего. Все осталось так же удобно, как и раньше. ИТ-шники, пожалуй, ощутили некоторое облегчение, так как за платформы теперь отвечал КРОК.

Как часто мы так делаем

За 5 дней — довольно редко. Но сами по себе задачи переноса ИТ-инфраструктуры в «облако» появляются довольно часто. Если два года назад такие случаи были редкими, то сейчас даже крупные компании под тысячу и больше человек почти полностью переезжают в публичные «облака». Правда бывает, что переводят все постепенно, ИТ-систему за ИТ-системой, шаг за шагом. Присматриваются к облачному сервису и, убедившись в его зрелости, переводят все остальное.

Причины у всех разные. Самая частая — удобство поддержания инфраструктуры. Ведь зона ответственности смещается с поддержки дата-центра и прикладного ПО только на поддержку прикладного уровня (вроде той же 1С, почты и т.д.), потому что всё железо — у нас на стороне.

Вторая причина — ненадёжность инфраструктуры. Один из наших заказчиков перенёс всё, потому что у них в бизнес-центре отключили электричество, иногда на пару дней. Повторения истории никто не хотел.

Почему так быстро?

Если честно, сначала мы немного волновались по поводу сроков. Это было в конце апреля, во вторник, и если бы мы не уложились до среды следующей недели, то майские праздники отложили бы завершение проекта. А такой вариант не рассматривался. Инженеров для работы по месту сложно было найти перед майскими праздниками. Всем заказчикам было надо, руки шли нарасхват. Но нашли. Помогли горизонтальные связи внутри нашей компании.

В итоге все получилось сделать даже быстрее, чем было нужно. Этому способствовало то, что вычислительных ресурсов и лицензий в облаке было предостаточно и начать пользоваться ими можно было в тот же день. Квалифицированные инженеры были найдены. А воля к победе только способствовала успеху.

Если бы проект выполнялся на площадке заказчика всё было бы быстро только в теории. На практике — то нет серверов (их надо заказать, привезти, расставить), нет лицензий, нет инженеров — они в отпуске, ещё чего-то нет, потом коммутаторов нет у дистибутора на складе… А здесь ресурсы выделяются, по факту, за пять минут.

Ещё один интересный организационный момент — договор между двумя компаниями обычно довольно проблематично согласовать и подписать за одну неделю. Особенно в условиях, когда все согласующие лица с обеих сторон были вовлечены в процесс переезда в облако. Поэтому было принято решение составить гарантийное письмо, которое было быстро согласовано и подписано. А договор согласовали и подписали чуть позже.

Техподдержка

Заказчику был предложен вариант предоставления услуг 2-го уровня технической поддержки для почтовой системы и терминальных серверов. Это означало, что такие рутинные несложные операции, как заведение почтовых ящиков, увеличение их объема, восстановление из резервных копий отдельных писем пользователей — переходили под контроль хелпдеска компании-заказчика. Инженеры КРОК отвечают только за администрирование прикладного ПО серверов, за своевременное увеличение производительности машин и за внедрение обновлений.

С одной стороны такой подход позволил существенно снизить стоимость технической поддержки КРОК. С другой — своя служба технической поддержки ближе рядовым сотрудникам компании-заказчика. Например, бухгалтеру Галине легче позвонить своим сотрудникам и сказать: «У меня циферка убежала из этого файлика в другой. И вообще, не могу другой файлик найти. Помогите мне».

Если проблемы масштабнее или свои айтишники не справляются с задачей — связываются со второй линией поддержки, уже нашей. При этом в целом инфраструктурой первая линия поддержки управляет сама, через портал самообслуживания облачной платформы и через средства управления прикладным ПО.

Итог

Вот уже четыре месяца заказчик «находится» в нашем «облаке». Там практически 100% его IT-инфраструктуры. Заказчик ничуть не пожалел о выбранной стратегии развития ИТ, к тому же он постоянно развиваются.

Что в результате? У заказчика — исполненное желание по передаче непрофильной деятельности профессионалам из сторонней компании и оптимизации затрат на ИТ. У финдиректора заказчика — счастье из-за превращения капитальных издержек в операционные, по факту оказания услуг. Компания полностью избавилась от капитальных платежей на ИТ. Ведь все вычислительные ресурсы, программное обеспечение, услуги по технической поддержке, услуга по резервному копированию данных на базе EMC Avamar предоставлены ему по схеме ежемесячной оплаты. Причем заказчик всегда может спрогнозировать рост или снижение затрат в ходе потребления сервисов КРОК, так как услуги предоставляются в рамках заранее согласованных тарифов. При изменении количества пользователей, объема почтовых ящиков, мощности серверов они всегда знают, чего ожидать в счете за услуги в конце месяца.

У пользователей — ничего не поменялось. У IT-отдела стало меньше головной боли из-за проблем с инфраструктурой. А у нас появился отличный опыт оперативного внедрения и возможность уйти на праздники с приятным чувством если не выполненного долга, то завершенного проекта.

Автор: MBerezin

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js