Электромобиль

в 20:37, , рубрики: ev, tesla, tesla super charger, автомобиль, двигатель, двс, Зарядка, транспорт будущего, экология, электромобиль, Энергия и элементы питания

В этой небольшой публикации я хотел бы рассказать про преимущества и недостатки электромобилей. Речь будет идти про сравнение «чистых» легковых электромобилей (не гибридов), использующих химическую батарею (далее просто EV), с легковыми автомобилями с ДВС. Кроме возможностей самих автомобилей частично будет затронуто сравнение инфраструктуры, экологии и т.д.

Это не специальный большой научный труд и не рассказ про Formula E или Drag Racing. Скорее, это небольшой справочник про особенности относительно доступных автомобилей массового производства.

Электромобиль - 1

Плюсы EV

Надёжность силовой установки

Меньше подвижных частей. Высокий ресурс электромотора. 1 ступень в трансмиссии.

Экологичность

Безопасность
Отсутствие большого двигателя, который может травмировать пассажиров при столкновении. Большие зоны деформации спереди. Жёсткий каркас, создаваемый батарейным блоком (Tesla). Низкий центр тяжести — меньшая склонность к переворачиванию, лучшая управляемость.

Низкая стоимость энергии

Обычно, энергия на км пути для EV дешевле в несколько раз.

Рекуперация энергии

На самом деле это важно. Очень. Езда — это всегда разгон/торможение. Путь в гору/под гору. Сжигать энергию замедления или движения с горы переводя её в тепло не практично. Совсем.

Менее шумная силовая установка

Электромотор + инвертор + редуктор значительно тише, чем ДВС + трансмиссия.

Силовая установка не создаёт вибраций

Когда я напомнил об этом одному моему знакомому, он сказал, что его Hyundai не вибрирует. Совсем. Оказалось, что вибрацию очень просто заметить, просто приложив к автомобилю руку.

Отклик на педаль ускорения

В EV он мгновенный. Т.е. он не просто молниеносно быстрый, а именно мгновенный. Лага нет. Это невозможно объяснить или понять, пока сам не прокатишься.

Ровный график разгона

Одноступенчатая трансмиссия и высокий крутящий момент.

Нет выхлопа и от него нельзя задохнуться

Не нуждается в вентиляции в таких местах как гараж, подземная парковка или тоннель. В США ежегодно более 500 человек погибает задохнувшись угарным газом в машине (некоторые умышленно).

Нет необходимости заводить и глушить двигатель

На самом деле это очень комфортно. Никогда не нужно думать заглушить ли двигатель на парковке, светофоре стоянке или нет. Не нужна специальная система Start Stop.

Нет необходимости проводить обкатку

Новый EV не нуждается в щадящем режиме работы первое время.

Нет необходимости прогревать двигатель

Холодный электромотор можно использовать на экстремальных режимах без повышенного износа.

Нет проблем со стартом при низких температурах

Как и нет самого понятия старт. Для многих жителей северных регионов это спасение. Можно будет забыть про «унёс аккумулятор домой», «отбуксировал на автомойку, чтобы прогреть», «нужна паяльная лампа», «вызываю службу прогрева», «выкрутить и подогреть свечи», «не глушить всю ночь», «заводить каждые несколько часов, чтобы не встала колом» и т.д.

Нет проблем на высокогорье

ДВС теряет свою мощность с уменьшением кислорода. «Задыхается».

Нет проблем с качеством топлива и недоливом

Электроны не имеют октанового числа. Нет не качественного электричества. Нельзя обмануть недолив пару кВт.

Масштабируемость силовой установки

Двухмоторный электромобиль прост и эффективен. Новая Tesla Roadster имеет 3 электромотора.

Простое распределение веса по осям

Особенность EV в том, что самый тяжёлый элемент — это батарея, которая может размещаться в центре. Проблем с избыточной нагрузкой на подмоторной оси и решения в виде мотор спереди, трансмиссия сзади не требуется.

Ровный пол

EV не необходим кардан, а следовательно тоннель и «горб» на полу для полноприводной или заднеприводной версии.

Более длительный срок гарантии на силовую установку

Tesla Model S/X имеют 8 лет гарантии на силовую установку без ограничения пробега.

Лучшее сцепление с дорогой

Электромотор быстрее и точнее контролировать. Тем более, если это не один, а два, три или четыре мотора — по двигателю на колесо.

Нет необходимости в дифференциале, когда по мотору на колесо

Такая схема у новой Tesla Roadster и Tesla Semi.

Торможение рекуперацией

Малый износ тормозных колодок и дисков. Нет опасности перегрева тормозов.

Передний багажник

Малый размер электродвигателя и батарея внизу позволяют гибко конфигурировать полезное пространство. Например, добавить передний багажник.

Отсутствие многих расходых материалов и ГСМ

Можно раз и навсегда забыть про замену многих фильтров, свечей, масла, ремней и прочего.

Низкая стоимость владения

Посещать СТО на EV нужно значительно реже.
Раз

Нет необходимости в инфраструктуре заправочных станций

Большинство владельцев EV заряжают их на собственных «АЗС» — т.е. от домашней электросети. Зарядки по пути могут быть в самых разных местах — чаще всего просто на парковках и не требуют особенной территории.

Есть возможность самому добывать энергию

Можно создать свою собственную зарядную станцию — солнечные панели на крыше дома, ветряк и так далее.

Батарея может использоваться как источник энергии для домохозяйства

Nissan развивает это направление.

Батарея может использоваться после ухудшения характеристик

После того, как ёмкость батареи упала для использования в EV её не обязательно перерабатывать, а можно ещё некоторое время использовать для хранения энергии. Так уже поступает BMW с батареями от BMW i3.

Нет подтёков масла

Там, где стоят автомобили с ДВС зачастую можно увидеть характерный рисунок на асфальте — следы масла из двигателя/трансмиссии. У EV с этим значительно меньше проблем. Т.е. он чище не только в плане экологии и выхлопов, но и в самом прямом смысле слова.

Нет проблемы с утилизацией ГСМ

Не нужно менять масло, а значит утилизировать его (как и многие другие расходники).

Нет неприятного запаха выхлопа

Гараж, где хранится EV не будет иметь характерного запаха автомобиля с ДВС. По аналогии с помещением для курящих и без.

Проще мыть

У некоторых Tesla не нужно мыть агрегаты под капотом и двигатель.

Нет опасности гидроудара

Легко преодолевает водные преграды, так как не нуждается в воздушной смеси для работы.

Внедорожные преимущества

Точное управление мощностью на колесе, а значит и пробуксовкой. Нельзя испортить грязью ремни и прочие агрегаты. Не боится пыли и песка в системе впуска или забившегося воздушного фильтра. Не нуждается в специальной системе подачи воздуха сверху, для преодоления водных преград.

Минусы EV

Вес

Пожалуй, это главный недостаток. При одинаковом пробеге электромотор + батарея всегда тяжелее, чем ДВС + трансмиссия + бак. Многие другие недостатки являются следствием того, что EV тяжелее автомобиля на ДВС.

Быстрее износ подвески

Вес.

Быстрее износ покрышек

Вес. Плюс рекуперация.

Хуже управляемость в повороте

Вес.

Сложности с зарядкой там, где нет инфраструктуры

Для подзарядки без инфраструктуры нужен генератор электричества, например на жидком топливе — нельзя просто принести электричество в канистре.

Возгорание батареи

Батарея может очень быстро воспламениться. Вероятно, её возгорание происходит быстрее и опаснее, чем возгорание бензобака автомобиля на жидком топливе.

Саморазряд

Требует постоянной зарядки. EV, в отличие от автомобиля на горючем топливе нельзя просто оставить на пару месяцев посреди поля или леса.

Капризная батарея

Батарею нельзя перегревать или переохлаждать без последствий для её ресурса. Кроме того, рекомендуется не заряжать и не разряжать её до конца, что уменьшает пробег до следующей зарядки.

Деградация батареи

График деградации батареи для Tesla Model S/X
Электромобиль - 2

При полностью заряженной батарее теряет способность к рекуперации

Если батарея заряжена на 100%, то некоторое время регенеративное торможение не будет работать — пока не появится доступного для заряда буфера. На самом деле всё не так страшно, так как обычно, батарею заряжают не до конца (до 80%-90%).

Длительная зарядка

Зарядка EV занимает в разы большее время, чем заправка автомобиля с ДВС. При планировании дальней поездки нужно учитывать задержки на зарядки. Навигатор Tesla прокладывает маршрут учитывая Tesla Supercharger по пути и показывает сколько времени будет потрачено на каждом. Например, чтобы доехать на Tesla Model 3 long range из Vancouver, BC, Canada до Los Angeles, CA, US нужно потратить на зарядных станциях в сумме около 4 часов и вместо 19 часов нужно будет ехать 23.

Различные стандарты зарядки и способы оплаты

Большой зоопарк самых разных вилок, розеток, мощности и способы оплаты на зарядных станциях. Для жидкого топлива всё значительно проще — два вида «пистолетов», оплата банковской картой на колонке.

Холодный капот

Снег зимой на капоте на бензиновом двигателе растает сам по пути. На электромобиле так не получится.

В статье могут содержаться неточности и даже ошибки. Если у Вас есть какие-нибудь полезные дополнения и ссылки на источники, напишите о них, пожалуйста, в комментариях или мне в диалог — таким образом публикация будет дополняться и уточняться. Заранее большое спасибо.

Автор: Roman Naumov

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js