Геймдизайн – выявление феномена или Кто такой геймдизайнер — научная анатомия профессии

в 15:11, , рубрики: game design, геймдизайн, Игровой дизайн, игры, разработка игр, я пиарюсь

Геймдизайн – выявление феномена или Кто такой геймдизайнер — научная анатомия профессии

Многие начинающие разработчики считают что разбираются в том как делать игры, имея позади себя множество пройденных или проверенных ими игр, или пробы маппинга, моддинга на разных игровых движках и в игровых редакторах. Даже некоторые программисты, более или менее профессиональные считают что могут справится с задачей составления игр. Не хочу никого огорчить, но считаю что тут не совсем правильная позиция со стороны начинающих или же со стороны программистов.

С другой стороны, надо иметь в виду что если кто-то и научился отлично работать с разными игровыми движками, с каким-нибудь игровым редактором, научился программировать или моделировать ассеты, это ещё не значит что он геймдизайнер! В этом случае такой человек, будучи из ряда разработчиков, может быть назван именно игровым разработчиком (game developer), но с более конкретной особенностью работы, будь то программирование, дизайн уровней, моделирование и прочее. То есть, это скорее игровой «технический работник», который отлично разбирается в технических аспектах, более или менее художественных из разрабатываемой игры. –Примерно также, как если бы какой-нибудь кинооператор отлично разбирался в работе с кинокамерой, но который имеет слабое представление о работе с актёрами или же о режиссёрском воплощении фильма. И здесь на площадке появляется… как вы думаете, кто? Да – режиссёр! А касательно игр – это геймдизайнер. Само собой, он тоже входит в категорию игровых разработчиков, но с особенной спецификой работы.

К сожалению, значительная часть специалистов в области разработки игр имеют весьма смутное представление о таком феномене как «геймдизайн». Ещё более неясной остаётся профессия «геймдизайнера». Давайте-ка уточним эти феномены, если хотите, в более научном аспекте.

На заметку: Кстати, неофициальный день геймдизайнера отмечается 6-го августа.
Геймдизайн – выявление феномена или Кто такой геймдизайнер — научная анатомия профессии

В более общих чертах известно что «геймдизайн» (в некотором смысле – развитие, составление игр) является творческим процессом разработки определенной игры. А тот, который тем или иным образом составляет концепт и геймплей, стиль и структуру игры, в общих чертах, называется «геймдизайнер» (с английского «game designer», переводится как «игровой дизайнер», а само слово «designer» следует понять правильнее как «художественный оформитель»).

Перейдём к аналогиям некоторых профессий, из известных нам видов искусств, чтоб было более понятно какова роль геймдизайнера в создании игры и какой должен быть багаж его профессиональных знаний. Имеются в виду профессия «театрального режиссёра» (metteur en scène, stage director, theatre director), конечно же – из театрального искусства. И профессия «кинорежиссёра» (film director) из кинематографии. Каждая из этих профессий имеет некоторые схожие особенности этих видов искусств. –Не надо особо удивляться! Профессия геймдизайнера (которого можно назвать даже «игровым режиссёром»!!!) очень похожа на профессию режиссёра театра или кино. Но имеет свою специфику, свои отдельные особенности.

Геймдизайн – выявление феномена или Кто такой геймдизайнер — научная анатомия профессии

–Посмотрим же каковы особенности, сходства и различия этих трех профессий:

Театральный режиссёр

(театральное искусство): анализирует выбранную пьесу (создана драматургом или самим режиссером, как правило, вдохновленная из литературного произведения или имеющая оригинальный сюжет), работает с актёрами над анализом ролей и мизансцен (-постановочные сцены размещённые композиционно на театральной сцене), также над целыми сценами из пьесы; работает со сценографом (он же декоратор, сценический дизайнер интерьера) над декорациями; с осветителем (дизайнер света, световых эффектов), плюс работа с костюмером (дизайнер одежды), и по необходимости, с композитором; делает режиссёрские заметки для пьесы (где может описать мизансцены, декорации, или же изменяет пьесу согласно своим творческим интересам); затем представляет финальную версию спектакля на сцене какого-нибудь театра (внутри театра или за ее пределами, иногда на сцене расположенная на улице); в спектакле обычно играют одни и те же актёры на протяжении одного или нескольких театральных сезонов (временной промежуток с регулярными представлениями и работой над новыми спектаклями).

Кинорежиссёр

(кинематография): анализирует киносценарий (написанный сценаристом или самим режиссёром, вдохновлённый обычно из литературной работы или имеющий оригинальный сюжет), работает с актёрами, с осветителямии операторами, с костюмерами и композиторами, со специалистами по спецэффектам, со звуковым монтажёром (названный ещё звукорежиссёром), да и с другими профессионалами, имеющие прямую или косвенную связь с кинематографом. Конечно же, самым важным считается разработка режиссёрского сценария на базе литературного варианта, в котором режиссёр разбивает (разделяет) каждую сцену на более мелкие кинематографические кадры, описывает каждый кадр в отдельности, согласно кино-языку (по планам; например, русская версия – крупный план, первый средний, второй средний, общий «ростовой» план, дальний план, деталь и другие). Режиссёрский сценарий похож скорее на очень большую и длинную схему в десятки страниц, имеющих несколько секций с записями в них, где присутствуют пассажи из литературного сценария, а также описания кино-языком, менее литературные, сделанные режиссёром.

В редких случаях место режиссёра может занять кинооператор, в этом случае называемый оператором-постановщиком, который ещё должен уметь разбираться в художественных и технических аспектах фильма. Уже с актёрами сможет работать театральный режиссёр или более опытный актёр.

Финальные версии фильмов обычно представляются (проецируются) на экранах кинотеатров, внутри здания или же снаружи. Другой вариант, это издание фильмов на разные физические носители (диски, кассеты и прочее) для домашнего просмотра в узком кругу зрителей. С появлением Интернета выходят и специализированные сайты для он-лайн просмотра фильмов, за определённую плату или же бесплатно (-но с навязчивой рекламой), или покупка фильма поштучно с последующим скачиванием.

Геймдизайнер

(игровой режиссёр, интерактивное искусство, оно же интерактивография): придумывает концепт игры, внутриигровую механику, сотрудничает с программистами, с художником и композитором, с моделлерами, мапперами (-они же левел дизайнеры), создаёт дизайн-документ (что-то вроде игрового руководства, инструкция с детальным описанием, handbook) по которому ориентируются разработчики в ходе создания игры; составляет геймплэй по уровням, согласно литературному сценарию (который написан сценаристом или самим геймдизайнером; а “составление геймплэя” имеется в виду подробное описание действия в игре на каждом уровне – что-то вроде режиссёрской версии сценария игры); также может делать кинорежиссёрское описание кат-сцен (в случае существования подобных кино-сцен в игре – cut-scenes, cinematic sequences).

На заметку: Некоторыми специалистами предлагалось исключить термин «геймплэй», заменив на другие термины, по моему мнению, менее логичными с точки зрения анализируемой области. Однако, данным термином уже давно пользуемся. В более общих чертах, геймплей обозначает фундаментальное повествование, основа любой игры. Геймплэй может быть наиболее правильно описан именно как режиссура игры и правильнее чтобы эти два термина входили бы вместе в специализированной литературе. То есть вписаны одновременно или, если хотите, вписаны поочерёдно как в этом примере – геймплэй (режиссура игры), а также – сценарий геймплэя (режиссёрский сценарий игры).

Соответственно, заключаем что основное различие геймдизайнера от режиссёра театра и кино состоит в следующем:

1. Составление так называемого «дизайн-документа», где входят такие части (главы) как концепт геймплэя, внутриигровая механика, описание персонажей, сюжета игры (только сюжет, а не сценарий целиком!), описание уровней и дизайн виртуального окружения, описание меню, графического интерфейса, баланса активных объектов, бонусов, системы прокачки и прочее. По желанию могут быть введены схемы уровней, художественные концепты персонажей и функциональных объектов, скриншоты из игры, рисунки менюшек и прочее.

2. Создание сценария геймплэя (режиссёрский сценарий игры, созданный по литературному сценарию) с детальным описанием действия на уровнях.

На заметку: Кстати, рекомендуется литературный сценарий игры и сценарий геймплэя (режиссёрский) держать отдельно от дизайн-документа, во избежании увеличения и так слишком большого объёма последнего.

Финальные версии игр издаются на определённых физических носителях (диски, флэшки, а раньше – на картриджах, также на дискетах или кассетах с магнитной плёнкой; кстати, некоторые современные портативные консоли до сих пор использует картриджы). С появлением Интернета выходят и специализированные сайты для он-лайн продажи, поштучно или по абонементу, с последующей закачкой, или же условно-бесплатные (shareware – опробование продукта, с ограничением по времени или с урезанным содержанием, специально для последующей покупки). Существуют сайты для игр формата флэш или со специальными плэйерами для презентации демо-версии или даже полных версий некоторых игр, за определённую плату или же бесплатно, но с навязанной рекламой. Также существуют он-лайн версии «Free-to-play» (типа бесплатные игры – качаешь и играешь бесплатно, но только он-лайн, плюс покупка виртуальных функциональных элементов и объектов для использования их в игре); платные сервисы «Cloud» (то есть играешь практически на любом электронно-цифровом аппарате, но с прямой и постоянной связью через кабель или волны с теми сервисами, где игры физически записаны и сам процесс игры обрабатывается на оборудовании, который там собственно и присутствует); тип сервиса «Early Acces Game» (игры с ранним доступом – покупка игр, находящиеся в процессе разработки, что позволяет игрокам раннее пробовать игры, но и разработчики при этом получают доступ к раннему финансированию своего проекта).

На заметку: существуют сервисы типа «краудфандинг» (crowdfinding) – самофинансирование, сбор денег от пользователей-игроков посредством специализированных сайтов (обычно имеют большой успех в основном только те студии и разработчики которые очень известны и популярны); этот тип сервиса распространяется и на другие виды искусства; детальнее читайте отдельно.
Геймдизайн – выявление феномена или Кто такой геймдизайнер — научная анатомия профессии

Надеюсь сейчас стало более понятным то что представляет из себя профессия геймдизайнера, каковы отличия, а также, каковы сходства геймдизайнера с режиссёром театра или кино. Сказав проще, геймдизайнер это что-то вроде режиссёра игр, то есть, это артист, деятель искусств.
Соответственно, геймдизайн представляет собой художественный режиссёрский процесс создания какой-либо игры.
Так что не стоит путать профессии, занятость, или хотя бы чьи-то стремления касательно создания игр.
Конечно же, чтобы стать геймдизайнером стоит шире изучить область игр, разные формы искусства, эстетику и философию, историю искусств, в основном театра, кинематографии, а также же историю интерактивного искусства, плюс изучение компьютерной графики и т.д. и т.п. Не пугайтесь, ведь бывает что в некоторых ВУЗ-ах учат намного больше предметов. Я же назвал те предметы которые могут понадобится для общего развития. В общем, подобные знания могут быть получены на курсах в специализированные учреждения или на протяжении многих лет при участии в создании некоторого числа игр, накапливая опыт касательно разных аспектов разработки. Но самым важным остаётся художественный опыт! -Ни в коем случае не забывайте об этом.

Ну а сейчас к финалу напоминаю вам что геймдизайнер, с другой стороны, тоже является игровым разработчиком (game developer), ведь он тоже занимается разработкой игр, но с особой спецификой работы, о которой шла речь ранее. Можно сказать что он имеет особенный статус, отмеченный наиболее важным занятием – художественное составление игры, от концепта до релиза.

Геймдизайн – выявление феномена или Кто такой геймдизайнер — научная анатомия профессии

Автор: Dimitrionik

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js