Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести»

в 15:11, , рубрики: traffic, Блог компании Отус, интернет-маркетинг, трафик

Коллеги, в конце февраля этого года мы запускаем новый курс «Трафик-менеджер» и уже начали публиковать статьи, к нему приуроченные. Очередной материал подготовлен на основании открытого урока, который состоялся буквально на днях.

На нём мы рассмотрели Customer Journey: с какого момента он начинается, каких основных точек должен достигнуть клиент, чем путь клиента может завершиться. Также поговорили о каналах трафика и инструментах интернет-маркетинга, рассмотрели примеры путей клиентов и подумали о том, какой подойдёт именно вам.

Преподаватель — Андрей Гавриков, генеральный директор маркетинговой группы «Комплето».

Несколько слов о задачах маркетинга и пути клиента

Прежде чем приступить к основной теме открытого урока, давайте проясним основную задачу маркетинга. Заключается она в том, чтобы формулировать, создавать и доносить до потребителя ценность нашего продукта или услуги, которые мы продаём. Чтобы эту ценность донести, мы должны сделать так, чтобы наш потенциальный заказчик прошёл по Пути Клиента (Customer Journey):

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 1

К сожалению, большинство отечественных компаний занимаются лишь оцифровкой воронки продаж, а не всего пути клиента. Однако воронка продаж составляет только часть шагов в цепочке взаимодействия. А вот для того, чтобы оцифровать путь клиента полностью, необходимо выстраивать в компании систему электронного маркетинга или, как её ещё называют, система Digital-маркетинга:

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 2

Как видите, речь идёт об использовании широкого спектра инструментов. В результате у вас может возникнуть закономерный вопрос: «Как не запутаться маркетологу, особенно начинающему, во всех путях и многообразии Digital-маркетинга?»

1. Разбираемся в бизнес-модели, особенностях отрасли, текущей ситуации в компании

Давайте представим ситуацию, что мы с вами маркетологи, которые только пришли в компанию и пытаемся понять, как нам оцифровать путь клиента. То есть нам нужны первичные данные. Первое, что нужно сделать, — разобраться, что же это за компания, на благо которой мы будем трудиться. Для этого проводим брифинги и получаем ответы на следующие вопросы:

  1. Кто мы, что мы, что кому продаем, а кому не продаем?
  2. Доля рынка, текущее место.
  3. Есть ли стратегия развития компании в письменном виде?
  4. Планируемые финансовые показатели роста бизнеса (согласно стратегии)?
  5. Есть ли маркетинговая стратегия и тактика в письменном виде?
  6. Есть ли коммуникационная стратегия, которая отражается в рекламе на этот год?
  7. Строите ли вы бренд? Есть ли платформа бренда (то есть какие-то факты, на основе которых строится дизайн, слоган и коммуникационная стратегия)?
  8. Цели и задачи, которые поставлены перед маркетингом (и, в частности, интернет- маркетингом) на ближайший год, три, пять.
  9. Потенциальные клиенты, клиентская база и её ведение.
  10. Показатели для дальнейшего медиапланирования и выбора вектора развития.
  11. Работа с целевой группой — отдача, как меняется клиент.
  12. Есть ли у Вас отдел продаж/колл-центр? Алгоритм работы?
  13. Книга продаж или какие-то стандарты продаж, оформленные в письменном виде есть?
  14. Насколько актуальны допродажи? Вы как-то осуществляете допродажи?
  15. Каков средний срок заключения сделки с новой компанией с нуля?
  16. Есть ли в вашем бизнесе ярко выраженная сезонность? По каким сегментам продукции какая?
  17. Есть ли СRМ? Какая она? Всех ли клиентов там ведете? Что там фиксируете?
  18. Считаете ли CLV по каналам и сегментам клиентов?
  19. Связана ли СRМ с онлайн заказами? Онлайн заказы автоматом поступают в СRМ?
  20. Есть ли у вас настроенная IР-телефония внутри компании? Связана ли она с СRМ? Записываются ли разговоры с отделом продаж/колл-центром?
  21. Список всех Ваших сайтов, какие задачи они выполняют?
  22. Ведутся ли сейчас рекламные кампании и SEO-продвижение в интернете? И какие они?
  23. Какие суммарные бюджеты сейчас выделяются на интернет-маркетинг?
  24. Какие свои внутренние интернет-маркетинговые сотрудники есть (в том числе контентщики и прочие)?
  25. Есть ли сейчас какое-то ядро поисковых запросов, подобранное вами или для вас?
  26. Сколько получаете звонков, электронных заявок, email из интернета? Данные за 3-6 месяцев.
  27. Сколько продаж в рублях генерирует интернет? Как вы это узнали? Данные за 3-6 месяцев.

И это лишь часть вопросов, на которые нужно найти ответы.

2. Формируем цели, которые будем достигать в нашей Digital-стратегии

Если представить всё метафорически, то цели Digital формируются от общего маркетинга компании, которые, в свою очередь, формируются от общих целей бизнеса:

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 3

Глобальный бизнес — тема отдельного разговора, поэтому давайте коснёмся лишь верхнего краешка истории, связанной с маркетингом. Здесь надо понимать, что любая компания движется по одной из существующих маркетинговых стратегий:

  • стратегия дифференциации — создание уникального продукта в отрасли;
  • стратегия лучшей цены — создание самой выгодной цены для клиента за счет достижения компанией максимально низкого уровня затрат;
  • стратегия фокусирования — выбор узкой ниши и работа только в ней;
  • стратегия доверительных отношений — выстраиваем с клиентами крепкие отношения;
  • стратегия лучшего продукта — делаем лучший продукт в отрасли.

Всегда важно осознавать, по какой стратегии движется ваша компания.

Итак, формулируем цели электронного маркетинга. Примеры:

  • сократить время на обслуживание текущих клиентов с 4 часов в месяц на клиента до 30 минут;
  • генерация первичных обращений в компанию до 400 в месяц;
  • генерация повторных обращений в компанию до 200 в месяц;
  • поиск 4 новых регионов для сбыта;
  • привлечение 75 новых дилеров;
  • повышение продаж у текущих дилеров на 30 %.

3. Выделяем сегменты ЦА

Следующий момент — выделить сегменты целевой аудитории. Нас интересуют люди, за счёт которых мы и будем достигать поставленных целей, то есть люди, которым мы будем наносить непоправимую пользу нашим продуктом)). Для этого нам потребуется сконцентрироваться на них, описать их портрет и потребности.

Итак:

  • выделяем «свои» сегменты (чем больше, лучше);
  • выделяем тех, с кем точно НЕ работаем (антисегменты);
  • внутри «своих» сегментов выделяем лиц, принимающих решения и лиц, на них влияющих;
  • по всем «лицам» копаем истинные потребности и боли. Никого не слушаем, кроме них самих и поисковых запросов.

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 4

Когда мы определились с нужными сегментами, мы внутри каждого сегмента разрабатываем типового персонажа, создаём «аватар» клиента.

Однако бывают случаи, когда мы не знаем нашу ЦА и не можем понять, кто наш клиент.

Ситуацию могут прояснить следующие базовые шаги:

  1. Анализ спроса в поисковых системах.
  2. Анализ упоминаний в социальных сетях и просмотр портрета представителя ЦА.
  3. Проведение опросов на тематических ресурсах.
  4. Заказ исследований в маркетинговых агентствах.
  5. Покупка уже готовых исследований.
  6. Фокус-группы и опрос своих клиентов.
  7. Анализ собственной клиентской БД.

Поняв сегменты ЦА, мы поймём достижимый объём рынка:

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 5

4. Находим каналы с ЦА

Следующая задача маркетолога — найти каналы с целевой аудиторией, изучить виды и размер спроса в цифровой среде. То есть мы должны найти все точки контакта с нашей ЦА. Например, очень поможет создание карты спроса всех видов:

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 6

Есть продукт, есть услуги, есть фразы, по которым люди нас ищут, есть сформированный спрос. А есть запросы информационные, когда люди ещё не созрели для заказа этих услуг, но они ищут информацию, которая предшествует заказу этих самых услуг. Наша задача — найти максимально возможное количество точек контакта с потенциальным клиентом. Для этого мы проводим исследования в социальных сетях, где «тусуется» наша аудитория, мы изучаем рекламные сети, смотрим таргетинги и прочее, и прочее.

5. Анализ конкурента

Конкурентов необходимо анализировать, чтобы узнать их УТП, маркетинговую стратегию, инструменты маркетинга и продаж, бюджеты.

Основные тезисы следующие:

  • Список конкурентов (прямых, косвенных, заграничных, в зависимости от уровня развития).
  • Цены.
  • Ассортимент.
  • Позиционирование.
  • УТП.
  • Сегменты ЦА.
  • География клиентов конкурентов.
  • Принимают ли участие в конференциях, рейтингах.
  • Состоят ли в отраслевых ассоциациях.
  • Входят ли в холдинг, есть ли дочерние проекты.
  • Исследование тайного покупателя.
  • Как изменялся сайт и продвижение конкурентов за все время их присутствия в интернете.
  • Исследование трендов по популярности бренда конкурентов.
  • Анализ тендерных площадок.
  • Анализ используемых рекламных каналов с помощью специальных сервисов.
  • Список всех запросов для поискового маркетинга (SEO и контекстная реклама).
  • Сбор текстов объявлений для контекстной рекламы.
  • Анализ email-рассылки.
  • Поиск самого популярного контента в блоге и на сайте у конкурентов.
  • Подробный анализ групп в социальных сетях с помощью специальных сервисов и собственными ручками и глазками.
  • Изучение рекламных креативов, которые конкуренты используют в социальных сетях.
  • Мониторинг профильных сообществ.
  • Подписка на лидеров мнений и конкурентов из отрасли в социальных сетях.
  • Анализ видеоконтента конкурентов.
  • Мониторинг упоминаний конкурентов в интернете.
  • Изучение отзывов клиентов и сотрудников.
  • Анализ сайта с точки зрения юзабилити, маркетинга, элементов вовлечения, удержания и конвертации.
  • Анализ установленных систем и сервисов аналитики.
  • Сводная таблица по всем конкурентам по ключевым метрикам.
  • Подробное досье на каждого конкурента с его особенностями и нюансами.
  • Настройка постоянного мониторинга конкурентов, пополнение досье и сводной таблицы свежими данными.

6. Прорабатываем УТП (уникальное торговое предложение)

Проработка необходима, чтобы отстроиться от конкурентов и «упаковать» продукт под нашу ЦА. На данном этапе начинающие маркетологи часто допускают одну и ту же ошибку, путая позиционирование и УТП. Тут нужно уяснить два основных момента:

1. Позиционирование — это компания.

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 7

2. УТП — это продукт.

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 8

Рассмотрим пример УТП для вышеуказанного продукта (аэросани). Обратите внимание, что наше предложение заточено под каждый сегмент целевой аудитории:

1) МЧС:

  • проверенное качество, уже более 6-ти машин куплено;
  • легко переходит с воды на лед;

2) охотники:

  • можно охотиться компанией из 6-ти человек;
  • в кабине тепло, можно затаиться;

3) нефтяники:

  • проедет там, где не пройдет другой транспорт;
  • высокий уровень комфорта;

4) экстремалы:

  • скорость до 140 км в час по воде и суше;
  • взбирается на крутые подъемы;

5) рыболовы:

  • рыбалка в любое время года;
  • небольшой расход топлива;
  • легко ремонтируется.

7. Аудит Digital

Следующий шаг — провести аудит того, что у нас есть сейчас. Это важно для понимания, чего нам не хватает, и как это улучшить.

Виды аудитов текущей структуры Digital-маркетинга:

  • технический аудит;
  • SEO-аудит;
  • usability-аудит;
  • аудит веб-аналитики;
  • анализ лидов из digital.

И лишь только теперь, используя все данные, полученные на предыдущих этапах, мы можем оцифровать путь клиента, сделать тактический и медиаплан, финансовую модель.

8. Делаем стратегию

Путь клиента — маркетинговая концепция, которая возникла по очевидным причинам. Не секрет, что каждый клиент проходит в своём сознании (а потом и в физическом состоянии) определённые стадии: от того момента, когда он живёт и не думает, что у него есть проблема, до того момента, когда он уже готов рекомендовать своим друзьям и знакомым конкретный продукт, который он считает классным и нужным. В большинстве случаев путь клиента — достаточно длительный процесс, хотя бывают и исключения. Стадии индивидуальны в разных сегментах ЦА, на разных продуктах и на разных стадиях развития рынка.

В общем виде этапы пути клиента можно представить следующей картинкой:

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 9

  1. Формирование потребности. Мы должны посеять зерно, чтобы клиент задумался, что проблема существует, осознал её.
  2. Поиск решений. Когда клиент осознал проблему, он начинает искать решение. Наша задача — дать ответ, показать экспертность, выстроить механики сбора лидов в разных точках контакта (email, соцсети, авторские колонки, канал на Youtube, база ретаргетинга).
  3. Оценка альтернатив. Клиент собирает информацию, сравнивает. Он начинает «созревать», поэтому нужно направить целевой трафик в точку контакта. Важно превратить сайт в «пылесос» трафика.
  4. Принятие решений. Клиент окончательно «созрел», пришла пора «срывать его с веточки». Наша задача — сделать его счастливым и продать ему продукт, в котором он так нуждается. Нужно продумать все нюансы и варианты получения заявок от клиента.
  5. Использование и оценка. Здесь работаем на LTV. Клиент должен остаться доволен нашим продуктом, получить положительные впечатления, делиться этими впечатлениями с другими.

Открытый вебинар «Customer Journey: какой трафик и куда вести» - 10

Это ещё далеко не всё, поэтому лучше посмотрите видео полностью. Вы ознакомитесь с этапами оцифровки пути клиента более подробно и на конкретных примерах. Также увидите много дополнительной информации, которая может пригодиться как начинающему маркетологу, так и специалисту с опытом.

Оставляйте комментарии и не пропустите День открытых дверей курса «Трафик-менеджер»!

Автор: MaxRokatansky

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js