Контроллер, полегче! Выносим код в UIView

в 16:59, , рубрики: dodomobile, iOS, loadView, massive view controller, mvc, UIViewController, мобильная разработка, разработка мобильных приложений, разработка под iOS

У вас большой UIViewController? У многих да. С одной стороны, в нём работа с данными, с другой — с интерфейсом.

Задачи отделения логики от интерфейса описаны в сотнях статей про архитектуру: MVP, MVVM, VIPER. Они решают проблему потока данных, но не отвечают на вопрос как работать с интерфейсом: в одном месте остается создание элементов, лейаут, настройка, обработка ввода и анимации.

Давайте отделим view от controller и посмотрим чем нам поможет loadView().

Контроллер, полегче! Выносим код в UIView - 1

Интерфейс приложения для iOS — это иерархия UIView. Задачи каждой view: создать элементы, настроить, разложить по местам, анимировать. Это видно из методов, которые есть в классе UIView: addSubview(), drawRect(), layoutSubviews().

Если посмотреть на методы класса UIViewController, то видно, что он занимается управлением view: загружает, реагирует на загрузку экранов и действия пользователя, показывает новые экраны. Часто код, который должен быть в UIView, мы пишем в подклассах UIViewController, от этого он становится слишком большим. Отделим его.

loadView()

Жизненный цикл UIViewController начинается с loadView(). Упрощённая реализация выглядит так:

// CustomViewController.swift

func loadView() {
   self.view = UIView()
}

Мы можем переопределить метод и указать свой класс.

super.loadView() вызывать не нужно!

// CustomViewController.swift

override func loadView() {
   self.view = CustomView()
}

Реализация CustomView.swift

// CustomView.swift

final class CustomView {

   let square: UIView = UIView()

   init() {
      super.init()
      square.backgroundColor = .red
      addSubview(square)
   }
}

Контроллер загрузит CustomView, добавит его в иерархию, выставит .frame. Свойство .view будет нужного нам класса:

// CustomViewController.swift

print(view) // CustomView

Но пока компилятор не знает о классе и считает, что там обычный UIView. Поправим это функцией с приведением типа:

// CustomViewController.swift

func view() -> CustomView {
   return self.view as! CustomView
}

Теперь можно видеть переменные CustomView:

// CustomViewController.swift

func viewDidLoad() {
   super.viewDidLoad()

   view().square // Работает
}

Упрощаем с помощью associatedtype

Руслан Кавецкий предложил убрать дублирование кода с помощью расширения протокола:

protocol ViewSpecificController {
    associatedtype RootView: UIView
}
extension ViewSpecificController where Self: UIViewController {
    func view() -> RootView {
        return self.view as! RootView
    }
}

Для каждого нового контроллера нужно только указать протокол и подкласс для его UIView через typealias:

// CustomViewController.swift

final class CustomViewController: UIViewController, ViewSpecificController {
   typealias RootView = CustomView

   func viewDidLoad() {
      super.viewDidLoad()

      view().square // Работает
   }
}

Код в подклассе UIView

Создание и настройка контролов

Шрифты, цвета, констрейнты и иерархию можно настроить прямо в конструкторе CustomView:

// CustomView.swift

init() {
   super.init()
      
   backgroundColor = .lightGray
   addSubview(square)
}

layoutSubviews()

Лучшее место для ручного лейаута — метод layoutSubviews(). Он вызывается каждый раз, когда меняется размер view, поэтому можно опираться на размер bounds для правильных расчётов:

// CustomView.swift

override func layoutSubviews() {
   super.layoutSubviews()

   square.frame = CGRect(x: 0, y: 0: width: 200, height: 200)
   let center = CGPoint(x: bounds.width, y: bounds.height / 2)
   square.center = center
}

Приватные контролы, публичные свойства

Если есть время, то я делаю property контролов приватными, но управляю ими через публичные переменные или функции «в области знаний». Проще на примере:

// CustomView.swift

private let square = UIView()

var squarePositionIsValid: Bool {
   didSet {
     square.backgroundColor =  squarePositionIsValid? .green : .red
   }
}

func moveSquare(to newCenter: CGPoint) {
    square.center = newCenter
}

Преимущество в инкапсуляции: внутренняя логика скрыты за интерфейсом. Например, валидность объекта может показываться цветом области, а не квадрата, но контроллер ничего об этом не узнает.

Что остаётся во viewDidLoad()?

Если использовать Interface Builder, то часто viewDidLoad() пустой. Если view создавать в коде, то нужно привязать их действия через target-action паттерн, добавить UIGestureRecognizer или связать делегаты.

Настраиваем через Interface Builder

Подкласс для view можно настроить через Interface Builder (далее IB).

Нужно выделить объект view (не контроллер) и задать его класс. Писать собственный loadView() не нужно, контроллер сделает это сам. Но приводить тип UIView всё ещё приходится.

Контроллер, полегче! Выносим код в UIView - 2

IBOutlet в UIView

Если выбрать контрол внутри view, то Assistant Editor распознает класс UIView и предложит его в качестве второго файла в Automatic режиме. Так можно переносить IBOutlet во view.

Контроллер, полегче! Выносим код в UIView - 3

Если не работает

Открыть класс CustomView вручную, написать IBOutlet. Теперь можно потащить за маркер и навести на элемент в IB.

Контроллер, полегче! Выносим код в UIView - 4

Если создавать интерфейс в коде, то все объекты доступны после init(), но при работе с IB доступ к IBOutlet появляется только после загрузки интерфейса из UIStoryboard в методе awakeFromNib():

// CustomView.swift

func awakeFromNib() {
   super.awakeFromNib() 
   
   square.layer.cornerRadius = 8
}

IBAction в UIViewController

На мой вкус, контроллеру стоит оставлять все действия пользователя. Из стандартных:

  • target-action от контролов
  • реализация delegate в UIViewController
  • реализация блоков
  • реакция на Notification

При этом UIViewController управляет только интерфейсом. Всё что касается бизнес-логики стоит выносить из контроллера, но это уже на выбор: MVP, VIPER и т.д.

Objective-C

В Objective-C можно полноценно заменить тип UIView. Для этого нужно объявить property с нужным классом, переопределить setter и getter, указав класс:

// CustomViewController.m

@interface CustomViewController
@property (nonatomic) CustomView *customView;
@end

@implementation
- (void)setView:(CustomView *)view{
   [super setView:view];
}

- (CustomView *)view {
   return (CustomView *)super.view;
}
@end

Конец

В примере на GitHub можно посмотреть на разделение классов для простой задачи: цвет квадрата зависит от его положения (в зелёной области он зелёный, вне её — красный).

Чем сложнее экран, тем лучше эффект: контроллер уменьшается, код переносится на свои места. Код просто переносится во view, но инкапсуляция упрощает взаимодействие и чтение кода. Иногда view можно переиспользовать с другим контроллером. Например, разные контроллеры для iPhone и iPad по-своему реагируют на появление клавиатуры, но это никак не меняет код view.

Я использовал этот код в разных проектах и с разными людьми, каждый раз команда приветствовала упрощение и подхватывала практику. Надеюсь, что и вам она понравится. Всем лёгких UIViewController!

Автор: akaDuality

Источник

* - обязательные к заполнению поля