Определение того, на сколько GPU может приблизиться к вычислительной мощности человеческого , связано с серьёзными техническими, теоретическими и архитектурными сложностями. Современные системы на базе GPU фундаментально отличаются от биологических нейронных сетей, поэтому любые разговоры о «GPU-эквивалентах» стоит воспринимать как приблизительные. Ниже приводится анализ и синтез ключевых идей и имеющихся неопределённостей.
1. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Часто указывается, что человеческий
• Разреженность против плотности. Биологическая нейронная активность высокоразрежена, и в каждый момент времени срабатывает лишь часть синапсов. GPU отлично работают с плотными операциями над матрицами, что вносит избыточные затраты при моделировании разреженных, событийно-ориентированных вычислений. В результате для достижения работы в реальном времени на уровне масштабов
• Архитектурное несоответствие. GPU на базе фон Неймана не оптимизированы под динамические вычисления на базе спайков. По ранним оценкам, для моделирования синаптической активности
2. ПРОБЛЕМЫ МАСШТАБИРОВАНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ GPU
• Энергоэффективность.
• Алгоритмические ограничения. Многие современные AI-системы (например, крупные языковые модели) всё ещё во многом полагаются на большое количество параметров и огромные датасеты. Достижение человеческой гибкости в рассуждениях и многомодальном восприятии остаётся сложной задачей. GPU, хоть и обладают высокой производительностью, в первую очередь созданы для линейной алгебры и не обеспечивают динамическую сложность биологического
3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ GPU
• Нейроморфное оборудование. Исследовательские чипы, такие как Intel Loihi или IBM TrueNorth, пытаются напрямую воспроизводить функциональность нейронов или синапсов, обещая значительные выгоды в плане энергопотребления и вычислительной эффективности. Однако эти платформы пока находятся на экспериментальной стадии, и реализация AI общего назначения на них ещё далека от завершения.
• Гибридные архитектуры. Сочетание символических методов (для явной логики) с нейронными сетями для распознавания паттернов может сократить вычислительные требования. Подходы вроде «малых моделей с высокой внутренней сложностью», разрабатываемые в Китае, или различные когнитивные архитектуры позволяют комбинировать специализированные модули, избегая «лобового» наращивания размеров сетей.
• Когнитивные архитектуры, вдохновлённые
4. ОЦЕНКИ И НЕОПРЕДЁЛЕННОСТИ
• Консервативные прогнозы. Если для AGI потребуется полностью воссоздать масштаб спайковой активности
• Возможные прорывы. Не исключено, что кардинально новые методы — квантово-вдохновлённые вычисления, нейроморфные устройства, более эффективные алгоритмы обучения (например, in-context learning) — могут резко снизить требования к аппаратной части. Хотя пока это скорее гипотезы, их нельзя списывать со счетов, учитывая стремительные темпы развития AI и аппаратных решений.
5. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
• Краткосрочная перспектива. Попытка «лобовой» симуляции
• Долгосрочная перспектива. Достижение AGI, вероятно, потребует такого оборудования, которое копирует базовые принципы работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя приблизительные оценки в FLOP/s позволяют представить колоссальный разрыв между биологическими системами и современными цифровыми, они остаются неточными ориентировками. Эффективность и архитектурная сложность человеческого
p.s. Изначально статья создавалась на английском языке, поэтому, это в некотором смысле перевод моей собственной статьи с английского.
Автор: NickyScout
