«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед

в 16:51, , рубрики: architecture, bian, international business, IT-стандарты, reference architecture, Анализ и проектирование систем, бизнес-модели, Исследования и прогнозы в IT, микросервисы

Так как я заметил, что ты, Цезарь, уже много построил и продолжаешь строительство, я разработал определенные правила, чтобы ты сам смог оценить качество как уже существующих, так и будущих зданий.

Витрувий, архитектор времен Римской империи


Успешность и стабильность развития любого предприятия напрямую связаны с наличием у него качественной бизнес-архитектуры, которая включает в себя утверждения по поводу миссии и целей организации, основные факторы успеха, бизнес-стратегии, -структуры и -процессы.

В телекоммуникационных компаниях России давно уже прижилась практика применения референтной модели Enhanced Telecom Operations Map (eTOM), ориентированной на бизнес-процессы операторов услуг и других представителей индустрии информационно-коммуникационных технологий. Модель используется как шаблон для управления и реорганизации процессов, а так же для упрощения взаимодействия с партнерами и другими операторами услуг. В банковской же индустрии, к сожалению, на просторах России не применяют подход построения и анализа процессов с опорой на референтные модели, разрабатываемые международными организациями. Как небольшие микрофинансовые предприятия, так и крупные банки строят свои процессы, основываясь на опыте и ошибках своих сотрудников. Поисковый запрос о применении стандартизированных методик (международного уровня) для построения и анализа архитектуры предприятия в банковской индустрии в России выдает лишь одну компанию – поставщика IT-решений для финансового сектора (на момент написания данной статьи), принимающей участие как в разработке самого стандарта BIAN, так и при анализе своих решений. При этом часто встречается информация о том, что таких моделей попросту не существует, хотя это не так. Возможно, это связано с отсутствием в достаточной мере такого рода информации в русскоязычных специализированных (интернет-) сообществах.

Целью моей статьи является привлечение внимания к одной из таких моделей, а именно, к референтной модели BIAN, о которой пойдет речь ниже.

В своей статье для верхнеуровнего обзора стандарта BIAN я прибегну к частичному переводу документа «BIAN How-to Guide – INTRODUCTION TO BIAN V6.0» с акцентом на ключевые аспекты стандарта. Ознакомиться с документом можно по ссылке. Также при переводе я буду позволять себе делать отступления от оригинала и давать свои комментарии там, где посчитаю это необходимым.

1. Введение в BIAN (Banking Industry Architecture Network)

Banking Industry Architecture Network (BIAN) – это ассоциация архитекторов банков, поставщиков банковского программного обеспечения и провайдеров услуг с общей целью создания стандартной семантической среды банковских сервисов. По ожиданиям разработчиков BIAN классификация бизнес-функций и взаимодействий внутри любого банка в оформленном стандарте принесёт значительную пользу отрасли.

Основные документы, составляющие и дополняющие стандарт BIAN:

  • высокоуровневая карта сервисов «BIAN Service Landscape» — «Ландшафт сервисов»;
  • коллекция документов «BIAN How-to Guide»;
  • метамодель «BIAN Metamodel»;
  • определение бизнес-сценариев «BIAN Business Scenario»;
  • классификация на бизнес функции/области (сервис-домены) и их услуги (сервис-операции) «BIAN Service Domain Definitions»;
  • бизнес-словарь «BIAN business vocabulary»;
  • и объектная модель «BIAN Business Object Model».

Стандарт BIAN публикуется в репозитории с доступом на чтение к HTML версии, обратиться к нему можно через навигацию по веб-сайту BIAN bian.org. Кроме того, с каждой опубликованной версией стандарта BIAN ведется и выпускается сборник сопроводительных документов, включая серию руководств «How-to Guide».

Часто стандарт участниками ассоциации именуется как «BIAN Service Landscape». Более формальное название – «BIAN SOA Framework». Описание для разработчиков самого стандарта представлено во втором документе BIAN «How to Guide – Developing Content».

Содержание руководств «How-to Guide»

Документы «How-to Guide» описывают подходы работы со стандартом. В состав руководств на момент написания статьи входит:

  1. BIAN How-to Guide – INTRODUCTION TO BIAN V6.0
  2. BIAN How-to Guide – DESIGN PRINCIPLES TECHNIQUES V6.0 – Документ ориентирован на бизнес-архитекторов и системных архитекторов. Здесь объясняются подходы для применения и реорганизации процессов с помощью стандарта BIAN.
  3. BIAN How-to Guide – DEVELOPING CONTENT V6.0 – Документ предназначен для участников рабочей группы BIAN. Объясняет принципы, шаблоны и инструменты, используемые при разработке стандарта.
  4. BIAN How-to Guide – APPLYING THE BIAN STANDARD V6.0 – Целевой аудиторией документа являются технические специалисты, которым предстоит применение подходов BIAN при непосредственном внедрении (развертывании) систем.
  5. BIAN How-to Guide – SEMANTIC API V6.0 — Данный документ описывает, как стандарт BIAN может использоваться для разработки интерфейса прикладных программ (API). В ближайшее время планируется практическое руководство для разработчиков.

Каждый документ рассчитан на свою аудиторию.

В совокупности руководства в деталях раскрывают подход стандарта BIAN для внедрения базовой модели ИТ-инфраструктуры, создаваемой по стандартам сервис-ориентированной архитектуры (SOA).
Также стоит отметить, что совсем недавно стандарт BIAN рассматривался в контексте спецификации интерфейсов прикладного ПО (API) и адаптации его для микросервисных «архитектур».

Далее приводится краткий обзор по документам из серии «BIAN How-to Guide» под номерами 2, 3 и 4 из списка выше.

2. Принципы и методы проектирования (Design principles and techniques)

В стандарте BIAN для проектирования бизнес-архитектуры используется подход выделения областей бизнеса (сервисных доменов) и связанных услуг (сервис-операций), которые могут быть выделены и объединены в модели любого банка (или финансового предприятия). Модель BIAN является «канонической», что означает, что её можно использовать любым банком независимо от её последующих технических реализаций. Для определения «канонической модели BIAN» подход к её проектированию должен принципиально отличаться от более традиционных процессно-ориентированных методов. BIAN использует подход сервис-ориентированной архитектуры (SOA).

Схема ниже описывает ключевые идеи проектирования, используемые в стандарте BIAN:
«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед - 1
Рисунок 1. Принципы и методы проектирования

С детальным описанием каждого блока на схеме можно ознакомиться непосредственно в BIAN How-to Guide – INTRODUCTION TO BIAN V6.0.

3. Разработка стандарта (Developing Content)

BIAN создал внутреннюю организацию для централизованного контроля и поддержки стандарта BIAN, а также ряд специализированных рабочих групп, которые разрабатывают сам стандарт BIAN. Общий подход к разработке контента используется во всех командах для согласованности. Второй документ в серии руководств BIAN описывает подход к разработке стандарта BIAN, рекомендации, поддерживаемые шаблоны и инструменты. Подходы по разработке стандарта излагаются в кратком виде на схеме ниже.

«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед - 2
Рисунок 2. Разработка стандарта BIAN

С детальным описанием каждого блока схемы рисунка 2 можно ознакомиться непосредственно в How-to Guide – INTRODUCTION TO BIAN V6.0.

Также любой элемент BIAN описывается в самом же стандарте. Например, диаграмма классов базовых элементов стандарта BIAN представлена на рисунке ниже.

«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед - 3
Рисунок 3. Разработка содержимого стандарта BIAN

4. Применение стандарта BIAN (BIAN How-to Guide – Applying the BIAN Standard)

Стандарт BIAN выполняет общее разбиение бизнес-сферы по бизнес-функциям (на сервисные домены) и их услуги (семантические сервис-операции). Чтобы сопоставить эти стандартные модели с конкретной организацией, их нужно адаптировать, выбирая нужные домены, и объединять в соответствии с операционными возможностями и структурой организации. Затем концептуальные модели BIAN высокого уровня могут быть сопоставлены с более подробными техническими реализациями. Сервисные домены BIAN также могут использоваться в качестве «строительных» блоков при составлении «бизнес-плана» предприятия, который, в свою очередь, может использоваться при планировании и анализе. В третьем документе «Практического руководства BIAN» представлены первоначальные рекомендации по применению модели BIAN. На рисунке ниже представлена схема основных рекомендаций по применению стандарта на предприятии.

«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед - 4
Рисунок 4. Применение стандарта BIAN

С детальным описанием каждого блока схемы рисунка 4 можно ознакомиться непосредственно в How-to Guide – INTRODUCTION TO BIAN V6.0.

Экскурсия по стандарту

И здесь же я хочу привести пример, демонстрирующий некоторые описываемые подходы из приведенных диаграмм руководства.

Карта сервисов «BIAN Service Landscape» иерархически сформирована из следующих представлений:

  1. Business Area (Бизнес – направление);
  2. Business Domain (Бизнес – область);
  3. Service Domain (Сервисный домен).

На карте самым «элементарным» компонентом является сервисный домен. Он же и считается неделимым.

Рассмотрим бизнес-направление «Поддержка бизнеса». В частности, посмотрим на бизнес-область «Направления бизнеса» с акцентом на сервисный домен (функцию) «Business Architecture» (Рисунок 5).

«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед - 5
Рисунок 5. BIAN Service Landscape

При навигации по карте сервисов «BIAN Service Landscape» перейдем к обзору сервисного домена «Бизнес-архитектуры».

«Референтная модель BIAN» для банковской индустрии или как перестать изобретать велосипед - 6
Рисунок 6. Обзор сервисного домена «Business Architecture»

Домен «Business Architecture» выделяет одноименный объект (Asset) «Business Architecture» с функциональным паттерном работы (pattern) над ним «Design». Артефактом будет являться спецификация «Specification».

Важно отметить, что любой домен на карте сервисов «BIAN Service Landscape» раскладывается на составляющие, описываемые в семантических терминах (таких как Asset Type, Functional pattern и др.) и переиспользуемые в других доменах.

Каждый домен и его составляющие имеют описание, а также пример его использования, что значительно упрощает работу со стандартом BIAN.

Анализируя домен «Направления бизнеса», у нас появляется возможность оценить, достаточно ли внимания в финансовом учреждении уделяется формированию стратегии, написанию политик, оценке продуктов и услуг, построению бизнес-архитектуры, развитию «непрерывного» планирования. Не является новым знание о том, что наиболее успешным предприятие становится при подходе, когда бизнес определяет информационные технологии, когда ИТ-архитектура строится исходя из потребностей бизнеса. Применение международного стандарта BIAN позволит «оголить слабые места» в архитектуре всего предприятия.

Возвращаясь к словам Витрувия, приведенным в самом начале статьи, хочется отметить их актуальность в настоящее время в финансовой индустрии России. Действительно, очень важно для финансовой сферы сегодня оценить уже проделанную работу, ее качество и преумножить в будущих проектах. Именно в этом и способна помочь референтная модель BIAN, консолидирующая в себе опыт и знания архитекторов, руководителей, разработчиков со всего мира.

© Системный архитектор, Ирина Блажина

Автор: Archi-Blair

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js