Ванильный JavaScript и HTML. Никаких фреймворков. Никаких библиотек. Никаких проблем

в 8:55, , рубрики: css, html, javascript, JS, TypeScript, vanillajs, Блог компании Mail.Ru Group, никто не читает теги
Ванильный JavaScript и HTML. Никаких фреймворков. Никаких библиотек. Никаких проблем - 1

Используете для создания приложений Vue, React, Angular или Svelte? Я использую, и если вы тоже, и уверен, что вам уже давно не приходилось писать приложение, которое выводит информацию без этих прекрасных инструментов.

Когда-то многие из нас писали веб-приложения только с помощью тех средств, что были встроены в браузер. И хотя современные инструменты помогают нам абстрагироваться от этого (и имеют много других преимуществ), всё ещё полезно знать, что происходит у них под капотом.

При выводе небольшого количества информации вам может потребоваться использовать HTML, JavaScript и DOM без каких-либо инструментов. Недавно я написал несколько базовых примеров, которые иллюстрируют основы веб-разработки и помогают в изучении DOM, HTML, JavaScript и принципов работы браузера. Этот опыт позволил мне понять, что другие разработчики — возможно, вы, — будут рады вспомнить, как выводить информацию без использования библиотек.

Кроме того, это забавно, полезно и помогает понять ценность современных библиотек и фреймворков, которые делают за нас так много работы.

Давайте рассмотрим разные способы вывода информации. И держите под рукой эту документацию!

Образец приложения

Вот приложение, которое я продемонстрировал в своей статье. Оно извлекает список персонажей и выводит их при нажатии на кнопку. Также приложение отображает индикатор выполнения при извлечении списка.

Ванильный JavaScript и HTML. Никаких фреймворков. Никаких библиотек. Никаких проблем - 2

Инструменты

Важно выбрать правильные инструменты. В этом упражнении нам нужно отобразить в браузере информацию с помощью конкретных инструментов, доступных всем нам. Никаких фреймворков. Никаких библиотек. Никаких проблем.

Мы будем использовать только HTML, TypeScript/JavaScript, CSS и браузерную DOM (объектную модель документа). Давайте посмотрим, как можно отобразить HTML.

Здесь вы можете почитать о том, как писать на TypeScript с помощью VS Code.

Как вы могли заметить, я использую TypeScript. Особенности его набора прекрасно помогают избегать багов, и я пользуюсь его возможностью транспилирования в любой формат JavaScript. Если хотите, можете использовать чистый JavaScript. В будущем я напишу статью о том, как транспилировать TypeScript.

Подход

Наше приложение отображает индикатор выполнения и список персонажей. Начнём с самого простого — индикатора, — и рассмотрим разные способы его отображения. Затем перейдём к списку и разберёмся, как меняется ситуация, если нужно выводить больше информации.

Отображение индикатора выполнения

Индикатор должен отображаться, пока приложение решает, какие персонажи должны попасть в список. То есть сначала индикатор невидим, затем пользователь нажимает кнопку обновления, индикатор появляется, и снова исчезает после отображения списка.

Все нижеописанные методики требуют размещения элементов по мере их создания. Например, индикатор и список персонажей где-то должны располагаться. Одним из решений является ссылка на существующий элемент, уже содержащий их. Или можно ссылаться на элемент и заменять его новыми данными.

Отображение индикатора с помощью внутреннего HTML

Создать HTML и поместить его внутрь другого элемента — это самое старое решение, но оно работает! Выбираете элемент, в котором появится индикатор, а затем задаёте для новых данных свойство innerHtml. Обратите внимание, что мы также пытаемся сделать код удобочитаемым с помощью шаблонных строк, позволяющих охватывать несколько строк.

const heroPlaceholder = document.querySelector('.hero-list');
heroPlaceholder.innerHTML = `
  <progress
    class="hero-list progress is-medium is-info" max="100"
  ></progress>
`;

Просто. Легко. Почему так нельзя сказать про любой код? Ну посмотрите, как быстро этот фрагмент решает проблему!

Вероятно, вы уже заметили, насколько уязвим этот код. Одна ошибка в HTML — и всё! У нас проблема. И действительно ли он удобочитаем? Да, это так, но что будет, когда HTML станет слишком сложным? Когда у вас 20 строк кода с классами, атрибутами и значениями… ну, вы поняли. Да, решение не идеальное. Но при небольшом количестве HTML вполне работает, и я рекомендую присмотреться к нему любителям всё писать в одну строку.

Также обратите внимание, как встроенный контент может влиять на удобочитаемость и стабильность кода. Например, если вам нужно добавить информацию внутрь индикатора для изменяющегося сообщения о загрузке, то можно сделать это с помощью замены, например, ${message}. Это не хорошо и не плохо, просто добавляет удобство при создании больших шаблонных строк.

И последнее: innerHTML может влиять на скорость отображения. Я не увлекаюсь избыточной оптимизацией, но лучше проверяйте производительность, потому что innerHTML может быть причиной возникновения циклов отрисовки и вывода макетов в браузере. Имейте в виду.

Индикатор выполнения с помощью DOM API

Уменьшить громоздкость длинных строк можно с помощью DOM API. Создаём элемент, добавляем необходимые классы и атрибуты, задаём значения, а потом добавляем его в DOM.

const heroPlaceholder = document.querySelector('.hero-list');
const progressEl = document.createElement('progress');
progressEl.classList.add('hero-list', 'progress', 'is-medium', 'is-info');
const maxAttr = document.createAttribute('max');
maxAttr.value = '100';
progressEl.setAttributeNode(maxAttr);
heroPlaceholder.replaceWith(progressEl);

Преимущество в том, что нужно писать больше кода и полагаться на API. То есть по сравнению с innerHTML при опечатках повышается вероятность, что система сообщит об ошибке, которая поможет найти причину проблемы и придумать решение.

А недостаток в том, что требуется шесть строк кода для вывода информации, которая выводится одной строкой с помощью innerHTML.

Код DOM API для отображения индикатора более читабелен, чем код с innerHTML? Я бы поспорил. А не в том ли причина, что HTML-код индикатора очень короткий и простой? Возможно. Если бы было 20 строк, то innerHTML стал бы гораздо сложнее в чтении… впрочем, и код DOM API тоже.

Отрисовка индикатора с помощью шаблонов

Ещё один способ заключается в создании тега <tеmplate> и использовании его для упрощения вывода информации.

Создадим <tеmplate> и присвоим ему ID. Шаблон не будет отображён на HTML-странице, но позднее вы можете ссылаться на его содержимое и использовать его. Это очень полезно, вы можете писать HTML везде, где это целесообразно: на HTML-странице, с применением всех полезных возможностей HTML-редактора.

<template id="progress-template">
  <progress class="hero-list progress is-medium is-info" max="100"></progress>
</template>

Затем код может взять шаблон с помощью метода document.importNode() из DOM API. По мере необходимости код может манипулировать содержимым шаблона. Теперь добавьте это содержимое в DOM, чтобы отобразить индикатор.

const heroPlaceholder = document.querySelector('.hero-list');
const template = document.getElementById('progress-template') as HTMLTemplateElement;
const fetchingNode = document.importNode(template.content, true);
heroPlaceholder.replaceWith(fetchingNode);

Шаблоны — хороший способ сборки HTML; мне он нравится, потому что позволяет писать HTML там, где это имеет смысл, и можно меньше делать с помощью кода на TypeScript/JavaScript.

Можно ли импортировать шаблоны из других файлов? Да, но с помощью других библиотек. Однако сейчас мы от них сознательно отказались. Импорт HTML обсуждается годами, но, как видно из материалов сайта «Can I Use», даже не все современные браузеры поддерживают эту возможность.

Отображение списка персонажей

Теперь поговорим о том, как можно отображать список персонажей с помощью тех же трёх методик. Отличие от отрисовки одиночного HTML-элемента <prоgress> и списка персонажей заключается в том, что теперь мы:

  • отображаем несколько HTML-элементов;
  • добавляем несколько классов;
  • добавляем определённую последовательность из дочерних элементов;
  • отображаем для каждого персонажа много одинаковой информации;
  • динамически отображаем текст внутри элементов.

Отображение персонажей с помощью внутреннего HTML

При использовании innerHTML целесообразно начать с массива персонажей и итерировать его. Таким образом можно создавать по строке за раз. Строки будут отличаться только именами персонажей и описанием, которые можно вставлять с помощью шаблонных строк. Каждый персонаж в массиве создаёт тег li, который связывается со строчным массивом. Наконец, строчный массив преобразуется в чистый HTML, обёрнутый в ul и назначенный для innerHTML.

function createListWithInnerHTML(heroes: Hero[]) {
  const rows = heroes.map(hero => {
    return `<li>
        <div class="card">
          <div class="card-content">
            <div class="content">
              <div class="name">${hero.name}</div>
              <div class="description">${hero.description}</div>
            </div>
          </div>
        </div>
      </li>`;
  });
  const html = `<ul>${rows.join()}</ul>`;
  heroPlaceholder.innerHTML = html;

Это работает. И возможно, это более удобочитаемо. Что насчёт производительности? Трудно ли выявить (или вообще возможно?) опечатки при наборе кода? Судить вам. Но давайте не будем делать выводов, пока не разберёмся с другими методиками.

Отображение персонажей с помощью DOM API

function createListWithDOMAPI(heroes: Hero[]) {
  const ul = document.createElement('ul');
  ul.classList.add('list', 'hero-list');
  heroes.forEach(hero => {
    const li = document.createElement('li');
    const card = document.createElement('div');
    card.classList.add('card');
    li.appendChild(card);
    const cardContent = document.createElement('div');
    cardContent.classList.add('card-content');
    card.appendChild(cardContent);
    const content = document.createElement('div');
    content.classList.add('content');
    cardContent.appendChild(content);
    const name = document.createElement('div');
    name.classList.add('name');
    name.textContent = hero.name;
    cardContent.appendChild(name);
    const description = document.createElement('div');
    description.classList.add('description');
    description.textContent = hero.description;
    cardContent.appendChild(description);
    ul.appendChild(li);
  });
  heroPlaceholder.replaceWith(ul);
}

Отображение персонажей с помощью шаблонов

Список персонажей можно отобразить с помощью шаблонов. Для этого применяется та же методика, что и для отображения элемента <prоgress>. Сначала на HTML-странице создаём шаблон. Этот HTML-код будет чуть сложнее, чем в случае с <prоgress>. Но это не проблема. Это просто HTML внутри HTML-страницы, так что мы можем легко исправлять ошибки и форматирование с помощью прекрасного редактора VS Code.

<template id="hero-template">
  <li>
    <div class="card">
      <div class="card-content">
        <div class="content">
          <div class="name"></div>
          <div class="description"></div>
        </div>
      </div>
    </div>
  </li>
</template>

Теперь можете написать код для создания списка персонажей. Сначала создаём ul для обёртывания строк с персонажами li. Теперь можно проходить по массиву и с помощью того же метода document.importNode() применять один и тот же шаблон для каждого персонажа. Обратите внимание, что шаблон можно многократно использовать для создания каждой строки. Он превращается в чертёж-исходник, по которому создаётся необходимое количество строк.

Список персонажей должен содержать имена и описания. То есть нужно будет заменять конкретные значения внутри шаблона. Для этого целесообразно каким-то образом определять и ссылаться на места, куда вы будете вставлять эти значения. В нашем примере для получения ссылки на каждого персонажа используется метод querySelector('your-selector'), после чего задаётся имя и описание.

function createListWithTemplate(heroes: Hero[]) {
  const ul = document.createElement('ul');
  ul.classList.add('list', 'hero-list');
  const template = document.getElementById('hero-template') as HTMLTemplateElement;
  heroes.forEach((hero: Hero) => {
    const heroCard = document.importNode(template.content, true);
    heroCard.querySelector('.description').textContent = hero.description;
    heroCard.querySelector('.name').textContent = hero.name;
    ul.appendChild(heroCard);
  });
  heroPlaceholder.replaceWith(ul);
}

Этот шаблон проще других методик? Я считаю, что относительно проще. С моей точки зрения, код построен по шаблону, который упрощает воспроизведение и читабельность, а также лучше защищает от ошибок.

Итоги

Я не упомянул о том, как отображают информацию популярные фреймворки и библиотеки. Vue, React, Angular и Svelte существенно облегчают задачу и требуют писать меньше кода. Также у них есть и другие преимущества. В этой статье мы рассмотрели лишь относительно простые методики вывода информации с помощью DOM и чистого HTML, а также TypeScript/JavaScript.

К чему мы пришли?

Надеюсь, вы теперь представляете, как выводить информацию без использования библиотек. Есть ли другие способы? Конечно. Можно написать функции, которые упростят код и позволят использовать его многократно? Конечно. Но однажды вам захочется поэкспериментировать с одним из таких прекрасных инструментов, как Vue, React, Angular или Svelte.

Эти фреймворки делают за нас много работы. Вы можете помнить, как выводить информацию с помощью чистого DOM-кода с JavaScript или jQuery. Или как делать это с помощью инструментов вроде handlebars или mustache. А может быть, вы никогда не выводили информацию в DOM без помощи фреймворка. Можете сами представить, какие процессы протекают под капотом современных библиотек и фреймворков, когда они выводят для вас информацию на экран.

Полезно знать, что можно сделать с помощью чистого HTML, TypeScript/JavaScript и CSS, даже если вы используете фреймворк, который избавляет вас от всего этого.

Вне зависимости от вашего опыта, я надеюсь, что вам был полезен этот краткий экскурс в некоторые методики отображения информации.

Автор: Макс

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js