Интерактивный глобус — SVG versus Canvas

в 17:35, , рубрики: 3d графика, canvas, d3.js, dataviz, javascript, svg, Веб-разработка, Инфографика, картография, метки: , , , , ,

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В прошлый раз мы изучали процесс создания интерактивной карты-хороплета, теперь предлагаю немного усложнить задачу и перейти к трёхмерной модели Земли, именуемой в народе глобусом. Глобус делать будем двух видов: SVG версия и Canvas версия. В обоих случаях будем использовать JavaScript библиотеку d3.js. У каждого варианта свои преимущества. В моём исполнении Голубая планета выглядит следующим образом:

Планета Земля

А как создать свой собственный Мир с материками и океанами можно узнать под катом.

Начало

Сперва нам нужно найти геоданные. Как и в прошлый раз мы будем использовать TopoJSON для этих целей. О том как его получить можно прочитать в предыдущей статье в разделе «Дела картографические». И так у нас есть TopoJSON файл world-110m.json для карты с масштабом 1:110,000,000, или 1 см = 1,100 км (1″ = 1,736 миль) и файл world-110m-country-names.tsv с названиями стран вида id — название страны. Внешний файл с названиями используется для удобства, так как в этом случае можно легко перевести названия на любой язык. Всё, можно приступать непосредственно к созданию глобуса.

Замечание:

В выбранном нами масштабе некоторые маленькие страны «вырождаются» в геометрическом смысле, поэтому в нашем списке всего 174 страны.

Рисуем интерактивный глобус

Нашей целью будет глобус, который можно:

  • вращать мышкой «хватая» за сушу
  • центрировать глобус на страну, выбранную из списка

Шаблон, для тех кому нужно.
<!DOCTYPE html>
<html lang="en">
<head>
  <meta charset="utf-8">
  <title>Nice title</title>
  <script src="http://d3js.org/d3.v3.min.js"></script>
  <script src="http://d3js.org/queue.v1.min.js"></script>
  <script src="http://d3js.org/topojson.v1.min.js"></script>
</head>
<style>
  Your awesome CSS       
</style>
<body>
  <h1>Cool Header</h1>
  <script>
    Your awesome d3.js code
  </script>
</body>
</html>

Определим основные переменные и добавим DOM элементы.

  var width = 600,
  height = 500,
  sens = 0.25,
  focused;

  //Setting projection

  var projection = d3.geo.orthographic()
  .scale(245)
  .rotate([0, 0])
  .translate([width / 2, height / 2])
  .clipAngle(90);

  var path = d3.geo.path()
  .projection(projection);

  //SVG container

  var svg = d3.select("body").append("svg")
  .attr("width", width)
  .attr("height", height);

  //Adding water

  svg.append("path")
  .datum({type: "Sphere"})
  .attr("class", "water")
  .attr("d", path);

  var countryTooltip = d3.select("body").append("div").attr("class", "countryTooltip"),
  countryList = d3.select("body").append("select").attr("name", "countries");

Переменная sens отвечает за точность при вращении мышкой, а focused используется как триггер для выбранной (центрированной) страны. Про используемую проекцию можно почитать на wikipedia: Orthographic projection. Метод .clipAngle() определяет какую часть сферы мы будем отображать (а точнее видеть), про это опять же можно почитать на wikipedia: small-circle clipping. Остальное вроде в разъяснениях не нуждается.

Далее мы загружаем наши файлы при помощи библиотеки queue.js, которая позволяет делать нам это асинхронно.

  queue()
  .defer(d3.json, "data/world-110m.json")
  .defer(d3.tsv, "data/world-110m-country-names.tsv")
  .await(ready);

Теперь перейдём к главной функции, в нашем случае она называется ready. Вначале, мы добавляем названия стран в наш dropdown list и отрисовываем страны на глобусе.

  function ready(error, world, countryData) {

    var countryById = {},
    countries = topojson.feature(world, world.objects.countries).features;

    //Adding countries to select

    countryData.forEach(function(d) {
      countryById[d.id] = d.name;
      option = countryList.append("option");
      option.text(d.name);
      option.property("value", d.id);
    });

    //Drawing countries on the globe

    var world = svg.selectAll("path.land")
    .data(countries)
    .enter().append("path")
    .attr("class", "land")
    .attr("d", path)

Перейдём к обработке событий мыши. Здесь пояснений требует drag.origin(), он позволяет нам задать «оригинальные» (действительные) стартовые координаты при захвате элемента, в нашем случае широту и долготу.

    //Drag event

    .call(d3.behavior.drag()
      .origin(function() { var r = projection.rotate(); return {x: r[0] / sens, y: -r[1] / sens}; })
      .on("drag", function() {
        var rotate = projection.rotate();
        projection.rotate([d3.event.x * sens, -d3.event.y * sens, rotate[2]]);
        svg.selectAll("path.land").attr("d", path);
        svg.selectAll(".focused").classed("focused", focused = false);
      }))

    //Mouse events

    .on("mouseover", function(d) {
      countryTooltip.text(countryById[d.id])
      .style("left", (d3.event.pageX + 7) + "px")
      .style("top", (d3.event.pageY - 15) + "px")
      .style("display", "block")
      .style("opacity", 1);
    })
    .on("mouseout", function(d) {
      countryTooltip.style("opacity", 0)
      .style("display", "none");
    })
    .on("mousemove", function(d) {
      countryTooltip.style("left", (d3.event.pageX + 7) + "px")
      .style("top", (d3.event.pageY - 15) + "px");
    });

Для реализации фокусировки на стране нам необходимо написать функцию, которая бы возвращала нам геоданные для страны по её id'шнику. Собственно вот она.

    function country(cnt, sel) { 
      for(var i = 0, l = cnt.length; i < l; i++) {
        if(cnt[i].id == sel.value) {return cnt[i];}
      }
    };

Теперь можно непосредственно перейти к реализации фокусировки (центровки) на стране, выбранной из списка.

    //Country focus on option select

    d3.select("select").on("change", function() {
      var rotate = projection.rotate(),
      focusedCountry = country(countries, this),
      p = d3.geo.centroid(focusedCountry);

      svg.selectAll(".focused").classed("focused", focused = false);

    //Globe rotating

    (function transition() {
      d3.transition()
      .duration(2500)
      .tween("rotate", function() {
        var r = d3.interpolate(projection.rotate(), [-p[0], -p[1]]);
        return function(t) {
          projection.rotate(r(t));
          svg.selectAll("path").attr("d", path)
          .classed("focused", function(d, i) { return d.id == focusedCountry.id ? focused = d : false; });
        };
      })
      .transition();
      })();
    });

Здесь вся соль кроется в transition.tween(), который позволяет нам вызывать заданную функцию (поворот) для каждого интерполированного значения.

Крутится, вертится шар голубой.

Всё — SVG глобус готов. Исходники можно найти на GitHub (там же можно задать вопросы тем у кого read-only на Хабрахабре), а пощупать результат можно через сервис bl.ocks.org.

Давайте рассмотрим преимущества SVG:

  • Возможность взаимодействовать с DOM элементами, в частности path
  • Возможность использовать CSS (как следствие из предыдущего пункта)
  • Текст является текстом, со всеми вытекающими отсюда плюсами

Анимация планеты Земля

С SVG реализацией вроде разобрались, давайте посмотрим как сделать что-то подобное на canvas. Создадим простую анимацию вращения Земли. Тут многое будет аналогично предыдущему примеру. Кода мало, поэтому приведу его весь сразу.

  var width = 800,
  height = 500;

  var projection = d3.geo.orthographic()
  .scale(245)
  .rotate([180, 0])
  .translate([width / 2, height / 2])
  .clipAngle(90);

  var canvas = d3.select("body").append("canvas")
  .attr("width", width)
  .attr("height", height);

  var c = canvas.node().getContext("2d");

  var path = d3.geo.path()
  .projection(projection)
  .context(c);

  function getImage(path, callback) {
    var img = new Image();
    img.src = path;
    img.onload = callback(null, img);
  }

  queue()
  .defer(d3.json, "data/world-110m.json")
  .defer(d3.tsv, "data/world-110m-country-names.tsv")
  .defer(getImage, "data/space.jpg")
  .await(ready);

  //Main function

  function ready(error, world, countryData, space) {

    var globe = {type: "Sphere"},
    land = topojson.feature(world, world.objects.land),
    borders = topojson.mesh(world, world.objects.countries, function(a, b) { return a !== b; });

    //Earth rotating

    (function transition() {
      d3.transition()
      .duration(15000)
      .ease("linear")
      .tween("rotate", function() {
        var r = d3.interpolate(projection.rotate(), [-180, 0]);
        return function(t) {
          projection.rotate(r(t));
          c.clearRect(0, 0, width, height);
          c.drawImage(space, 0, 0);
          c.fillStyle = "#00006B", c.beginPath(), path(globe), c.fill();
          c.fillStyle = "#29527A", c.beginPath(), path(land), c.fill();
          c.strokeStyle = "#fff", c.lineWidth = .5, c.beginPath(), path(borders), c.stroke();
          projection.rotate([180, 0]);
        };
      })     
      .transition().duration(30).ease("linear")
      .each("end", transition);
    })();
  };

Вращение реализовано как поворот из точки [180, 0] в точку [-180, 0], которые совпадают. Таким образом, «интерполятор», не заметив подвоха, сделает то что нам нужно. Потом мы начинаем рисовать на canvas, предварительно очистив его. Рисуем фон, сферу, материки и границы стран. Бесконечное вращение получаем за счёт рекурсивного вызова функции transition.

«И всё-таки она вертится!»

Ну вот мы и создали анимацию. Исходники можно найти на GitHub, а полюбоваться космическими видами можно через сервис bl.ocks.org.

Рассмотрим преимущества Canvas:

  • Более быстрая/плавная работа по сравнению с SVG
  • Возможность интеграции с анимацией, видео, играми и прочими штуками, которые реализуют сегодня с его помощью

Заключение

Вот мы и рассмотрели ещё пару интересных примеров созданных с помощью замечательной библиотеки d3.js. Я старался, чтобы примеры были в меру просты для понимания, наглядны и довольно-таки интересны. В борьбе SVG и Canvas в итоге победила дружба, так использование той или иной технологии зависит от типа вашего проекта. Например, если ваш проект связан с картографией, то целесообразно использовать SVG, если же вы работаете с мультимедиа, то Canvas вам в помощь. Надеюсь, вам было интересно. Удачи и успехов в дальнейшем освоении d3.js!

Автор: KoGor

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js