Почему телевизоры за последние годы упали в цене на 97%. И почему вам стоит этого бояться

в 12:02, , рубрики: firstvds, lg, Samsung, sony, Блог компании FirstVDS, будущее здесь, видеотехника, Мониторы и ТВ, производители, рынок, телевизоры
Почему телевизоры за последние годы упали в цене на 97%. И почему вам стоит этого бояться - 1

Вы, может быть, не заметили, но с телевизорами в последнее время творится что-то неладное.

Лет тридцать назад телевизор был почти предметом роскоши. И не только в странах бывшего СССР. Даже в Америке они, цветные и ламповые, продавались минимум за 800 долларов (то есть около 2500 долларов сегодня с поправкой на инфляцию). Семьи пользовались одним и тем же телевизором на протяжении нескольких поколений. Он хранился у многих дольше, чем автомобиль.

Но сейчас с телевизорами происходит какая-то интересная история. Как и многие другие устройства, за последние десятилетия они стали намного лучше и технологичнее. Но в то время как, скажем, новые автомобили стоят примерно столько же, как и 10 лет назад, а новые смартфоны даже растут в цене, телевизоры стали на порядки (!) дешевле. Что, казалось бы, противоречит элементарной логике.

Samsung E8000 — как говорят, лучший телевизор 2012 года. Сейчас это уже прошлый век

Samsung E8000 — как говорят, лучший телевизор 2012 года. Сейчас это уже прошлый век

Например, в списке лучших телевизоров 2012 года Reviewed.com рекомендовали несколько 51-дюймовых плазменных ТВ с 1080p разрешением за 2199 долларов — как довольно бюджетную опцию. А сейчас в интернете за секунду можно найти (c VPN) 55-дюймовый телевизор с куда более высоким 4К-разрешением за 350 долларов — на тех же сайтах BestBuy или Target. Есть даже варианты по $249, со «скидками». Извините, но это дешевле некоторых наушников или электронных часов.

Ещё более радикальный пример: 85-дюймовые 4K-дисплеи, которые в 2013 году стоили около 40 000 долларов (да, сорок тысяч долларов, дороже машины). Сейчас в американских сетях они продаются со «скидками» за 1300 долларов. Дешевле в тридцать раз! Хотя, казалось бы, материалов внутри них за эти десять лет меньше не стало… Что это такое вообще?

 

Самый дешевый товар столетия

Конечно, в России всё скоротечно, и по рублевым ценам понять ситуацию сложно. Но есть страны, в которых все данные сохраняются. Возьмем, например, этот «график столетия» от Американского института предпринимательства. Они ежегодно проверяют динамику реальных цен на различные товары и услуги. Большинство товаров, вроде продуктов питания и медикаментов, с 2000 года выросли в цене на 80-200% процентов. Что логично. Но в то же время телевизоры упали в цене на 97 процентов! Это больше, чем любой другой продукт в мире, с заметным отрывом.

График столетия

График столетия

Почему они сейчас стоят настолько дешевле? В двадцать-тридцать раз даже по сравнению с тем, что было 10 лет назад!

На первый взгляд это кажется нелогичным. У покупателя теперь есть выбор: за 800 долларов купить маленький 11-дюймовый iPad Pro, а затем использовать его для просмотра Ютуба или Нетфликс в постели. Или заплатить меньше — и взять огромный 70-дюймовый 4K-телевизор, который крупнее в 40 раз, а стоит столько же. И тоже смотреть с него Нетфликс или Ютуб. При том что в этом телевизоре тоже есть браузер, есть игры, есть магазин приложений, есть доступ к интернету и вообще почти все функции стандартного планшета. Только экран у него в 40 раз больше, а стоит он дешевле.

В телевизоре что, меньше материалов? По идее, нет: те же платы, большая светодиодная панель, блок питания, корпус. Конечно, здесь можно использовать более громоздкие компоненты, но всё-таки и физически материала нужно намного больше. А сколько тратится на производство такой махины, на её аккуратную транспортировку, хранение, доставку покупателю…

В чем может быть причина настолько низких цен, как вы думаете?

 

Первая причина — это ты

Одним из главных улучшений последних лет стал просто большой кусок стекла. Телепанели теперь вырезаются из очень большого плоского листа, называемого «материнским стеклом». Эти куски огромны, примерно 3,3х3 метра, и производители научились эффективнее резать этот большой кусок на отдельные экраны. Десять лет назад получалось много отходов, а теперь из того же исходного стекла выходит больше экранов телевизоров. Другие компоненты тоже делаются быстрее и с меньшим процентом брака. Эти (и подобные им) усовершенствования можно рассматривать как закон Мура для телевизоров. Со временем компании, производящие компоненты, улучшают производственный процесс, что заметно снижает затраты.

Конечно, эти улучшения касаются большинства гаджетов. Но у рынка телевизоров есть еще один фактор, отличающий его от остальных: массовая конкуренция. В отличие от рынка смартфонов, на котором доминирует несколько крупных компаний, низкие цены на дисплеи позволяют большему количеству производителей, в том числе начинающих, выходить на рынок телевизоров. Им просто нужно купить дисплей, собрать корпус и загрузить ПО для потоковой передачи данных.

Новые компании, такие как TCL и Hisense, за последние пять лет отняли большую долю рынка у более известных брендов, вроде LG и Sony, заставляя тех снижать цены (Hisense теперь вообще второй производитель в мире по числу проданных телевизоров после Samsung). Новые компании на этом рынке появляются регулярно, потому что им не нужны самые передовые технологии: гибкие экраны, тачскрины и 8-нм процессы. Жестокая конкуренция заставляет всех снижать маржу. Получать 600 долларов чистой прибыли с каждого смартфона, как у Apple, тут не получится.

Раньше было как-то так...

Раньше было как-то так...

Ну и, конечно, есть главный «секрет Полишинеля». Который на самом деле является основным фактором снижения цены телевизоров. Он состоит в том, что торговля данными с умных девайсов набирает обороты. А резкое падение цены совпадает с ростом популярности Smart TV.

Когда вы смотрите телевизор, телевизор на самом деле смотрит вас. Он наблюдает за тем, что вы делаете и что вы любите, отслеживает ваши привычки, и производитель получает хорошую прибыль от собираемых данных. Телевизор работает как веб-сайт, наблюдающий за зашедшим на него пользователем. Причем веб-сайт уникальный в своем роде, и поэтому ещё более ценный.

Самая распространенная медиа-платформа, Roku, встроена в телевизоры таких компаний, как TCL, Hisense, Philips и RCA. Но таких ОС много: есть Google TV, который использует в том числе Sony, есть свои разработки у LG и Samsung. Все они похожи на социальные сети или почтовые сервисы в том, что предоставляют нам свои бесплатные услуги в обмен на то, чтобы следить, что мы делаем с ними, и чем интересуемся. А потом они продают эту информацию рекламодателям, страховикам, банкам или любым другим компаниям, желающим за неё заплатить.

Это новый поток доходов, которого не существовало всего 10-15 лет назад.

Об этом «секрете» знают все. Компании по отслеживанию данных, такие как Inscape и Samba, с гордостью хвастаются прямо на своих сайтах теми производителями телевизоров, с которыми они сотрудничают, и данными, которые так собирают.

И выходит, что телевизорам (а точнее встроенным в них платформам) важно набрать большую базу пользователей. Они сейчас работают как стартапы, вкладываясь в то, чтобы на их платформу заходило как можно больше людей. Даже если телевизор продается в убыток, потом, со временем, эту разницу можно добрать.

 

Работа в убыток

Компании, производящие телевизоры, называют эту схему «монетизацией после покупки». Они продают телевизоры примерно по себестоимости — и потом зарабатывают на них деньги в долгосрочной перспективе, обмениваясь данными о том, что смотрят люди. Также в интерфейсе часто продается реклама. Roku, например, показывает телешоу или определенный поток в правой части главного экрана — это платная реклама, за которую платят поставщики этого контента. У Roku также есть собственный канал Roku Channel, который всегда доступен на телевизорах с их Smart-платформой, и где тоже регулярно крутится видеореклама, покупаемая у Roku.

Все это приносит немало денег. Например, в 2021 году Roku, судя по их отчету, заработала 2,7 миллиарда долларов. И 83% от этой суммы пришлись на то, что они называют «доходом от платформы». То есть на продажу данных и рекламу, отображаемую в интерфейсе. И Roku — не единственная компания, предлагающая такое ПО: у Google, Amazon, LG и Samsung есть свои ОС для Smart TV с аналогичной моделью дохода. Всё это рынок на десятки миллиардов долларов.

Сейчас и 4К никого не удивить

Сейчас и 4К никого не удивить

Что бы вы ни смотрели на своем смарт-телевизоре, алгоритмы отслеживают ваши привычки. Потом это влияет на рекламу, которую вы видите на своем телевизоре. А если вы для удобства подключите к платформе Smart TV свою учетную запись Google, это также повлияет на рекламу, которую вы будете видеть при просмотре страниц на своем компьютере или в смартфоне.

В каком-то смысле ваш телевизор сейчас ничем не отличается от хроники в нельзяграме или рекомендаций в ТикТоке. Здесь тоже во главе угла стоят алгоритмы, и они тоже следят за вашими преференциями.

Что ж, по крайней мере, на выходе в случае с телевизорами мы получаем снижение их цены. К сожалению, это не всегда работает так.

 

Умнеющие устройства

В наши дни собирать данные может что угодно: термостат, лампочка, кофеварка, дверной звонок, кондиционер или холодильник. И на самом деле они производят существенно больше данных, чем можно подумать. И огромное количество людей могут получить доступ к этим данным, если захотят.

Например, уже есть люди, которые работают в сфере криминалистики IoT. Это отдельная профессия: они, по сути, взламывают устройства, чтобы найти в них зацепки к преступлениям. Устройства «умного дома» всё чаще становятся частью судебных дел. Они хранят секреты, которые могут быть незаметны невооруженным глазом и которые преступники часто забывают устранить. Информация о том, когда кто-то выключил свет, заварил кофе или включил телевизор, может сыграть ключевую роль в расследовании.

Возьмем, к примеру, обычный современный холодильник Samsung. Компания VTO Labs, одна из лабораторий цифровой криминалистики в США, для тестов выяснила, сколько информации умный холодильник хранит о своих владельцах. Они взяли обычные холодильники — и нашли информацию об устройствах Bluetooth, проходивших с ним рядом, данные учетных записей пользователя Samsung (адреса электронной почты, пароли, дату регистрации), данные о температуре и геолокации, а также почасовую статистику использования энергии. Им стало понятно, кто здесь жил (имена, адреса), кто проходил поблизости, как часто люди бывают дома и какой другой техникой они часто пользуются.

Холодильник хранил данные о том, когда пользователь проигрывал музыку через приложение iHeartRadio и какую музыку он слушал. В некоторых моделях можно было получить доступ к фотографиям того, что было расположено на полках холодильника — за счет встроенных внутри небольших камер. Это также дало представление о диетических особенностях владельцев устройства и времени их пребывания дома.

А ещё холодильник может хранить в разы больше данных, если пользователь подключит его к другим устройствам Samsung через личную или общую семейную учетную запись. Многие из этих устройств тоже хранят в себе значительный объем информации о своих владельцах.

Проблема с хранением и доступом к этим данным будет только расти — по мере того, как мы набиваем наши дома все большим количеством вещей, которые подключаются к Интернету. Смарт-телевизоры собирают всё о зрителях, сидящих на диване. Холодильники записывают, какую еду мы любим в них помещать. А пылесосы-румбы, как мы недавно узнали, фотографируют своих жильцов голыми или в туалете. А потом пересылают эти данные в Филиппины и Венесуэлу, где их обрабатывают фрилансеры за несколько центов в час. И иногда делятся этими приватными фото на своих рабочих форумах.

Фото с iRobot Roomba серии J7, на которые никто не соглашался

Фото с iRobot Roomba серии J7, на которые никто не соглашался

Для отдельных пользователей это кошмар. Потеря последних остатков частной жизни. Зато все эти данные очень ценны для брокеров и становятся частью новой индустрии. Скажем, если есть кровать, которая отслеживает ваш сон и пульс, брокеры могут объединить эту информацию с другой (например от холодильника или фитнес-трекера) и продавать её страховой компании. Которая будет понимать, у кого из её клиентов больше проблем со здоровьем, кто хуже спит, кто имеет апноэ, у кого во сне случаются предсердечные приступы. Это позволит ей сэкономить миллиарды долларов, не выдавая страховку жизни тем, кто с виду может быть здоровым, но на самом деле ночью еле дышит.

Чем больше технологий входит в нашу жизнь, чем больше данных о нас собирают устройства — тем больше мы теряем способность хоть немного контролировать, куда они идут, где они накапливаются, кто получает их в свои руки и что с ними потом делают. Зато это иногда делает наши устройства (существенно) дешевле. Даже если иногда мы сами об этом не подозреваем.

Так стоит ли оно того?

Автор:
virtual_explorer

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js