«Робокоп 2»: падение стального рыцаря

в 9:05, , рубрики: Harley-Davidson, Orion, Orion Pictures, timeweb_статьи_выходного_дня, алекс мерфи, история, комиксы, Пол Верховен, робокоп, робокоп 2, франшиза, Фрэнк Миллер
«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 1

Назвать «Робокоп» Пола Верховена успешным – значит не сказать ничего. Это было рождение классики кинематографа. А где успех, там и сиквелы. Вот только приключениям Алекса Мёрфи они на пользу не пошли. Сегодня обсудим муки рождения «Робокопа 2» и начало конца целой франшизы.

Нельзя просто взять и утвердить сценарий

Несмотря на приятные сборы «Робокопа», студия Orion Pictures ощущала «дамоклов меч», нависающий над их головами. Нужны были деньги и срочно. Потому продюсеры потребовали не просто выпустить сиквел «Робокопа», а сделать это как можно быстрее. Конкретно начать съёмки хотели уже через пять месяцев. Иронии добавляет то, что Ноймайер и Майнер писали первую часть около пяти лет.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 2

Естественно, ничего гениального и отполированного они за такой промежуток времени создать не могли. Потому на суд сценаристы принесли 110-страничный черновик под названием «Робокоп 2: Корпоративные войны». Ноймайер и Майнер понимали, что текст сырой, потому даже приписки в рукописи оставили с извинениями.

Сюжет был, мягко говоря, странным. Во время ограбления бандиты ломают Робокопа пополам и тот просыпается в будущем, конкретно – через 25 лет. Летающие машины, роботы-прислуга, комики вместо президентов, власть корпораций — сатирический такой киберпанк получается.

Вот только проблема в том, что фильм очень мало был сосредоточен на своём главном герое, Алексе Мёрфи. Разборки между корпоратами, бунтующие искусственные интеллекты, боевые роботы — элементов сюжета настолько много, что понять, о чём фильм, довольно сложно. Неадекватность сценария подтверждает и финальная сцена, где Робокоп под рэпчик отрывает голову главному злодею и пинает её, как футбольный мяч.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 3

Собственно, сами Ноймайер и Майнер оправдывают своё творчество попыткой переизобрести историю. Им хотелось сделать не безопасный сиквел, а уникальный проект со своей атмосферой. Пытались повторить трюк с «Чужими» Джеймса Кэмерона, короче говоря. И стремление в целом похвальное, вот только за короткий производственный срок столь смелую идею реализовать попросту невозможно. У них получился сценарий без мотивации у персонажей, без глубокого смысла и даже почти без Робокопа, у которого не нашлось места хотя бы для рефлексии о былом и об упущенном времени.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 4

И тут ситуация усугубилась ещё сильнее — проект покидал Пол Верховен, чуть ли не главная причина успеха оригинала. В 1988-м как раз закончилась забастовка сценаристов в Голливуде и начало оживать большое количество проектов. С предложением снять один из них, а именно «Вспомнить всё», к голландскому режиссёру обратился лично Арнольд Шварценеггер. Актёр сам позвонил и отправил Верховену курьера с готовым сценарием. Решение надо было принять в течение дня.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 5

Верховен и Ноймайер за работой

Перед Полом Верховеном встала дилемма. С одной стороны, ему не хотелось бросать своё детище, да и идея снять продолжение не казалась плохой. С другой стороны, спешка студии и отвратное текущее качество сценария намекали, что работа будет крайне тяжёлой. В итоге голландец выбрал «Вспомнить всё», что в будущем окажется верным решением, которое подарит нам ещё одну классику боевиков.

А вот у «Робокопа 2» всё было невесело. Не осталось людей, которым бы нравилась идея «Корпоративных войн». Перенос действия в будущее казался студии лишней тратой денег на спецэффекты и декорации. В итоге сценарий выбросили в помойку, а Ноймайера и Майнера уволили. Orion в целом разорвали с ними отношения, отменив ещё один проект Company Man, над которым работали параллельно.

Таким образом, работа началась по факту с нуля. Один из продюсеров проекта, Джон Дэвисон, нашёл довольно нетривиальное решение. Являясь большим фанатом комиксов, он напрямую обратился аж к самому Фрэнку Миллеру с просьбой написать сценарий. Кто не в курсе, этот товарищ к тому моменту уже написал «Возвращение Тёмного рыцаря», одни из лучших работ про Сорвиголову и ещё массу культовых графических романов. Для Фрэнка Миллера это была первая возможность поработать в кино и посмотреть на Голливуд изнутри, так что согласился он быстро и без раздумий.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 6

Фрэнк Миллер на съёмочной площадке

К весне 1989-го уже был готов первый драфт нового сценария, идеи которого в итоге применили и в «Робокопе 2», и в «Робокопе 3». История состояла из двух сюжетных линий. В первой доктор Лав из корпорации OCP пыталась перепрограммировать Робокопа, чтобы он помогал выселять людей из старого Детройта. После неудачи она создавала нового киборга-убийцу из наёмника по кличке Конг. Робо-Конг, какая была бы ржомба.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 7

Во второй сюжетной линии группа наёмников, нанятых естественно OCP, воевала с полицией, которая встала на защиту простых людей. Здесь присутствовала куча новых персонажей, которых за два часа никак не получалось раскрыть, учитывая количество заготовленных событий. И самое главное — за обилием экшена напрочь забыли о теме «души внутри машины» и о человеческом аспекте Робокопа в целом.

У Миллера получился перспективный, но недоработанный сценарий. Обладая большим запасом времени, Фрэнк бы определённо справился со своей задачей, учитывая его талант и заслуги. Вот только никто ему спокойно работать не давал. О темпах работы Миллера один из больших шишек студии выдал следующее:

«Да, комиксы, конечно, очень красивы и всё такое. Пожалуй, они даже похожи на фильмы. Но пока Миллер не выдаст нам кино, которое отобьёт 50–60% своего производственного бюджета в дебютный уик-энд, — какое нам нахрен дело до того, чем этот тип занимался раньше?»

К тому же, Orion опять выдали чудеса менеджмента, заранее утвердив дату выхода «Робокопа 2» в прокат. Миллеру приставили опытного сценариста Уэйлона Грина и потребовали сократить сценарий вдвое и довести всё до оптимального состояния. Сценарий дописывать приходилось уже по ходу создания фильма, так что на шедевр уже никто не рассчитывал.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 8

Ирвин Кершнер и Питер Уэллер

Дела были швах, потому за руль тонущего корабля позвали Ирвина Кершнера, специалиста по антикризисным решениям и созданию сиквелов. Напомню, что именно этот человек снял лучшую часть «Звёздных войн», а именно «Империя наносит ответный удар». С этими вводными наконец-то стартовали съёмки.

Нельзя просто взять и снять фильм

Проблемы в съёмках «Робокопа 2» подстерегали создателей на каждом шагу. Начнём с того, что им пришлось поменять место съёмок. Напомню, что оригинал Пол Верховен снимал в Далласе. Однако местные власти во второй раз уже послали съёмочную бригаду в пешее эротическое путешествие, ибо до сих пор помнят, какой шум, гам со своими взрывами киношники устраивали в центральной части города.

Посему было принято решение перенести всё действо в Хьюстон. Во-первых, снимать надо было зимой, а снег и дождь вообще созданию кино не помогают, так что тёплый городок подходил отлично. Плюс город Хьюстон испытывал значительные финансовые затруднения, которые съёмка масштабного голливудского фильма могла частично поправить.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 9

Части города активно использовали в кадре. Например, полицейский участок построили в стенах заброшенной школы, а наркотик Nuke, вокруг которого весь сыр-бор в сюжете, готовили прямо в больнице Джефферсона Дэвиса.

Знаменитый зал с игровыми автоматами тоже был найден во вполне реальном развлекательном центре Ground Zero в центре Хьюстона.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 10

Сам съёмочный процесс описывают по-разному. Журналисты якобы имели свидетельство того, что там была полная задница, причём во многом из-за Ирвина Кершнера. Якобы режиссёр был настолько требовательным к мелочам, что многие сцены приходилось переснимать достаточно часто, и это выматывало как команду, так и актёров.

Однако интервью с тем же Питером Уэллером описывает несколько иную картину. По словам главной звезды фильма, Кершнер был достаточно организованным руководителем, который старался адаптироваться к складывающимся обстоятельствам и создать благоприятную обстановку на площадке.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 11

Единственное, чем Уэллер оказался недоволен, так это концовкой фильма. По его мнению, третьему акту не хватало эмоциональности, некой моральной дилеммы и развития Робокопа как личности. На это создатели ему говорили, что переделывать сценарий некогда и мощного боя между Робокопом и Кейном будет более чем достаточно для солидного финала.

Нельзя просто взять и не поговорить о техническим мелочах

Специалисты по костюму и спецэффектам, к счастью, остались теми же, благодаря чему «Робокоп 2» хотя бы смотрится отлично. Роб Боттин хотя уже и не так плотно был вовлечён в съёмки, но занялся апгрейдом брони Алекса Мёрфи.

В первую очередь изменили материал, создав новый костюм из стекловолокна. Благодаря этому конструкция стала легче, что очень сильно помогло Питеру Уэллеру. Теперь в костюме было не так жарко, да и ходить стало проще. Ещё и застёжки теперь расположили удобнее, так что актёр и каскадёры быстрее снимали и одевали костюм, что помогало снизить степень износа.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 12

Хотя доспех и стал подвижнее, Уэллеру всё ещё нужна была помощь. В частности, во время сцены езды на мотоцикле Harley-Davidson Робокоп вообще не мог сам повернуть, только ехать вперёд. Поэтому пришлось строить специальные технические приспособления, которые помогали поворачивать.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 13

Также благодаря большему количеству времени на собственно спецэффекты и декорации команда смогла заняться плотнее покраской и полировкой брони. Рой Боттин смог реализовать свою изначальную идею о «сияющих рыцарских доспехах», придав Робокопу голубенький лоск, как у нового автомобиля, что вполне попадало в дух Детройта.

Однако колоссальной частью работы инженеров на «Робокопе 2» является создание сцен с участием киборгов. Как и раньше, экшен-сцены снимались с применением стоп-моушен анимации и миниатюрных кукол. У Кейна, например, было аж 8 вариантов кукол в зависимости от его состояния в схватках.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 14

Для крупных же планов и взаимодействия с живыми актёрами пришлось создавать самого сложного на тот момент аниматроника в истории Голливуда. 4 месяца понадобилось для того, чтобы соорудить 350-тикилограммового монстра. Модель имела стальной каркас и пластиковую оболочку, окрашенную под металл. Его 4 руки вполне спокойно вращались на 360 градусов благодаря шарнирам. Самым же сложным было создать комплекс гидравлических распорок, соединявших две половины киборга между собой.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 15

Забавной деталью является различие между интерфейсами Кейна и Робокопа. В то время, как у положительного персонажа стоит операционная система MS-Dos, у антагониста – Apple OS с черепом вместо «яблочка». Иронично, учитывая нынешний статус компании.

Нельзя просто взять и реализовать свой потенциал

Несмотря на большое количество вложенных усилий и то, что создатели вообще успели за сжатые сроки снять нечто приличное, к «Робокопу 2» всё равно довольно много вопросов. Неспроста фильм сравнивают с Франкенштейном, сшитым из хороших, но недожатых идей.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 16

Самое обидное, о чём я говорил уже неоднократно — полностью положен болт на личность Алекса Мёрфи. Хотя в фильме есть линия того, как Робокоп следит за своей женой, а потом встречает её, всё это никуда не ведёт. В вырезанных материалах даже есть эпизод посещения Алексом Мёрфи своей могилы. Из всего этого можно было сделать полноценную арку, в которой человеческая часть Робокопа бы пыталась принять, что прошлого уже не вернуть, но не вышло.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 17

Хотя и эти моральные метания смотрелись странно с учётом того, что Верховен вроде как все точки над i у себя в фильме поставил, и его Робокоп вполне принял то, что он выходец из двух миров — машинного и человеческого.

Центральная же история до уныния простая и больше походит на какую-то социальную рекламу против наркотиков. Кейн и его банда больше походят на злую кальку с хиппи.

В чём правда создателям «Робокоп 2» не отказать, так это в самоиронии. Никогда не забуду сцену, в которой зрителю показывают неудачные попытки создать нового Робокопа. Каждый из них уродливее и тупее своего предшественника, что неплохо так стебёт попытки снять продолжения фильма Пола Верховена.

Не менее смешно смотрится линия с доктором Фасск из OCP, которая перепрограммирует Робокопа, дабы сделать его более послушным и family-friendly. Среди сотен бредовых директив, мешавших Робокопу исполнять свой долг, есть и «быть вежливым», и «учить детей хорошему», и «бороться с курением», и чего только нет. Правда, такой служитель закона людям вообще не помогал. Ибо, напомню, во время ограбления Робокоп вместо обезвреживания преступников проводит им моральную лекцию о деструктивности их поведения для общества. Уже тогда понимали, что переделывать взрослые истории в PG-13 — плохая идея.

Нельзя просто взять и выпустить хит

«Робокоп 2» вышел 22 июня 1990-го и выступил там достаточно неплохо. При бюджете в 25-30 миллионов долларов фильм собрал почти 46 миллионов в кинотеатрах и ещё 22.5 миллиона в «домашнем» прокате.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 18

Оценки критиков и зрителей же были достаточно смешанными. Визуальную часть и экшен никто не порицал, всё же фильм даже получил премию «Сатурн» за лучшие спецэффекты года. Однако, помимо возможности развлечь отмечали, что сюжет потерял в интеллектуальности, глубине, а его главные персонажи, Мёрфи и Льюис, не получили должного внимания сценаристов.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 19
Пожилой Питер Уэллер и его главная роль в жизни

Этот фильм не был провалом сам по себе, но однозначно был началом конца. Ирвин Кершнер закончил карьеру после работы над «Робокопом 2». Питер Уэллер, понимая, куда всё идёт, зарёкся в дальнейшем играть Робокопа в кино. А Фрэнк Миллер, раздосадованный не самым приятным опытом работы в Голливуде, больше не писал сценариев для кино. Свои же наработки он реализовал в комиксе, который, правда, практически никому не понравился.

«Робокоп 2»: падение стального рыцаря - 20

Все более-менее толковые творцы покинули франшизу «Робокоп», и дальше с ней произошло такое… Скажем так, это однозначно тема для отдельного разговора, и он будет невесёлым.

Источники:

  1. The Making of Robocop 2;
  2. Вики;
  3. Взлёт и падение: каким мог стать «Робокоп 2».


🎮 🎲 Больше годноты в нашем блоге в ВК и телеграм-канале ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате :)


Возможно, захочется почитать и это:

Автор: GeeksCat

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js