Как собирают вагоны для пассажирских поездов

в 6:51, , рубрики: Блог компании Туту.ру, вагоны, жд, завод, поезда, ТВЗ, Урбанизм

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 1

Есть такой Тверской вагоностроительный завод. Завтра у него день рождения. Поэтому тут я расскажу кое-что интересное про сам завод.

Это тот самый завод, чьи вагоны пассажиры принимают за немецкие. Это тот самый завод, куда на входе поступает листовой прокат, а на выходе получается вагон со всеми подсистемами, включая пульт управления с прошивкой. Здесь работает около 8 тысяч человек, это крупнейшее предприятие Тверской области, и тут живут чайки, потому что им тепло на некоторых корпусах.

Если вы думаете, что вагон — это очень простая вещь, то рекомендую вернуться к посту про подсистемы пассажирских вагонов. Там есть всё — от локальной сети до электрических дверей. И всё это надо собрать.

Давайте начнём экскурсию.

Завод занимает 93 Га. Это два Ватикана.

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 2

Первое, что можно увидеть, — это как вагоны из одного цеха по рельсам отправляют в другой:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 3

Или нет. Первое — это то, что на территорию завода заходит железная дорога. В производственных цехах с грузовых платформ разгружается металл и направляется на дальнейшую обработку:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 4

Вот как это выглядит (это фото и выше с панорамой завода С. Богданова, сотрудника ТВЗ):

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 5

Полный цикл — заходят листы стали, выходят вагоны:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 6

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 7

Завод использует систему бережливого производства, поэтому всё организовано так, что нужные детали всегда под рукой. В производственных цехах на полу выполнена специальная разметка: обозначены разрешённые пешеходные зоны, места хранения готовых деталей, места расположения оборудования и т. д

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 8

Вот горизонтально-растяжная машина, где делается каркас для крыши вагона:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 9

И торцевание дуг крыши вагона:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 10

Получится вот такая вещь:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 11

Чтобы сделать из металла что-то более сложное, на начальном этапе заготовительного производства сначала нужно этот самый металл нарезать и хорошенько согнуть:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 12

Толстая заготовка режется на установке плазменной резки:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 13

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 14

Более тонкие заготовки режутся на лазере:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 15

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 16

Некоторые надо ставить в пресс. Вот чинят его оснастку:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 17

Тут можно снимать фильм про Fallout:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 18

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 19

Вот элементы будущего вагона:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 20

Рабочие получают вознаграждения за улучшения. Везде стоят стенды с информацией и примерами:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 21

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 22

Цитата из пресс-релиза:

«В первом квартале 2018 года изобретатели и рационализаторы Тверского вагоностроительного завода сэкономили предприятию почти 1,5 миллиона рублей. С января по март на конкурс поступило 105 предложений, из них уже внедрено в производство 43. Большинство рационализаторских идей направленона экономию материальных и трудовых ресурсов, на улучшение условий труда, качества продукции и выполненных работ».

Есть чат между сменами:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 23

Дальше по цеху есть место, где специальное оборудование (координатно-дыропробивной пресс) делает перфорированные листы (это будет вентиляция вагона):

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 24

И прямо рядом с установкой, которая за минуту способна сделать все эти отверстия в одной детали с безумной скоростью, одни из самых старых станков завода:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 25

Тяжести тут двигают кранами на потолочной системе:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 26

В этом цехе краны управляются с пола вот с таких пультов:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 27

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 28

Рядом ухает пресс и получаются новые детали для будущего вагона:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 29

Ещё часть вещей отливается — есть собственное литейное производство, куда поступает чугун, а затем из него формируются нужные детали. Но на самом деле литых частей в вагоне всё-таки не очень много (фото С. Богданова):

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 30

Идём дальше. Теперь — сборка этого конструктора и сварка!

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 31

Берём гофролист из первого цеха, присоединяем к нему крупные детали, и начинает вырисовываться каркас:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 32

Что-то приваривается вручную:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 33

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 34

Что-то — роботом:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 35

Вот такой рукой:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 36

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 37

И вот уже видно, как начинает получаться кузов вагона:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 38

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 39

Всё больше и больше:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 40

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 41

Кстати, первая серия машин типа Портал родилась здесь. Сейчас они применяются по всему миру.

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 42

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 43

К нему снова и снова присоединяются детали на разных участках производства. Приезжают они сразу комплектами на вагон:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 44

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 45

У разных вагонов разные крыши. Но по возможности конструкторы стараются использовать элементы из других вагонов в новых: это удобно для унификации производства.

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 46

Вот большая деталь — котёл отопления:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 47

Её, конечно, стоит двигать краном:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 48

Теперь нужно выровнять плоскость:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 49

Вот следы, где надо пройтись ещё раз, метки наносятся маркером прямо на вагон:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 50

Вагон ставят на временные — технологические — тележки:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 51

Потом окрашивают в камере порошкового напыления. Он становится вот такой:
Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 52

Обшивают изоляцией:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 53

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 54

Добавляют обрешётку кузова:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 55

Кстати, и изоляция, и дерево отвратительно горят. Материал изоляции минеральный, дерево обработано пропиткой. Современные вагоны горят плохо, но до пожарных испытаний мы ещё дойдём.

С головными вагонами электропоездов процесс усложняется:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 56

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 57

Потом надо постелить покрытие пола:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 58

Смонтировать перегородки (это мы сейчас идём большими скачками, мелких операций очень много):

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 59

Добавить инженерные подсистемы:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 60

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 61

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 62

Занести мебель:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 63

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 64

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 65

И в конце поставить оборудование:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 66

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 67

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 68

Откуда это всё взялось? Чаще всего — произвели в другом месте завода. Вот тут, например, работают с пластиком:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 69

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 70

Современный конструкционный материал ячеистой структуры, лёгкий и прочный. Но всё равно дерево много где всё ещё незаменимо по сочетанию «цена — эффект»:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 71

Рядом делают мебель для купе:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 72

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 73

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 74

Колёсные пары? Вот они выкатываются ещё из одного цеха:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 75

Про всё-всё-всё можно прочитать документацию:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 76

Можно посмотреть, где, с каким вагоном и что делают:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 77

В конце сборки вагон ждут приёмо-сдаточные испытания, поскольку для вагонов есть ГОСТ и ещё множество нормативов. Что делают:

  • Электрические испытания. Это диэлектрическая прочность изоляции и проверка работоспособности приборов. Сопротивление изоляции — проверяется пробойная установка. Ещё подсистемы запитываются от всех источников тока — генератора, преобразователя и магистрали.
  • Климатика. Сначала измеряется вентиляция на соответствие режимам, потом отопление и охлаждение. Далее устанавливается режим кондиционирования и вагон загоняется в тепловую камеру. Это герметичное место, где удерживается верхний предел температуры эксплуатации +50 градусов. Задача вагона — справиться и удерживать уставку (22 или 24 градуса) внутри.
  • Тормозные испытания делаются на стенде стационарно и в процессе обкатки. Стационарно проверяется герметичность и срабатывание электропневматики.
  • Обкаточные испытания — полный комплекс. Едет состав не менее 6 вагонов, проверяются ходовые качества по притиранию телеги с кузовом, сцепные устройства, электрооборудование. Подтверждается экономичность.
  • Пожарные испытания проводятся не с каждым вагоном (было бы дорого их сжигать при приёмке). Делается макет, который пытаются сжечь. Торцевые стены по ГОСТу должны выдерживать, перегородки. Кресла и полки не должны выделять ядовитые продукты горения и так далее. Среди всего прочего аккредитованный центр испытаний обязательно сжигает каждое новое кресло в камере с мышами. Задача мышей — выжить. Задача кресла — сгореть так, чтобы они выжили.

Вообще, это часть сертификационных испытаний на подтверждение требований безопасности по 184-ФЗ. Каждый техпроцесс подтверждается сертификатом, а дальше вагоны идут в серию по этим согласованным процессам.

Есть испытания по эвакуации: за определённое время надо эвакуироваться — разбить стекло, очистить проём, накинуть одеяло, выбраться из вагона. Определяют время эвакуации. Есть испытания взрывные: аккумуляторный бокс должен быть взрывозащищённым. Вызываются взрывотехники, они устанавливают заряд, аналогичный максимальной разрушительной силе от взрыва аккумулятора. Бокс деформируется, но остаётся целым, выщёлкивается передняя панель, взрывная волна выходит вбок от вагона, туда же летят осколки аккумулятора. Вагон проходит много испытаний — например, ещё на соударение.

Иногда во время тестирования с вагонами что-то случается. Если что-то не так, возвращают на доработку. Но на самих испытаниях это случается крайне редко, поскольку чаще вагон возвращают из пусконаладки (это что-то вроде альфа-тестирования).

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 78

После испытаний вагон попадает на пути около завода и остаётся ждать проводника. Приезжает его будущий хозяин, поселяется внутри вагона и старается всё проверить максимально аккуратно. Потом уезжает прямо на этом вагоне в большую жизнь. Вагон сдаётся максимально готовый — с витриной для печенек, микроволновкой и всем-всем-всем.

Точно так же можно сделать трамвай:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 79

Только у трамвая проводника не будет.

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 80

Про завод

25 августа предприятию исполняется 120 лет. Давным-давно это было частное предприятие французов, которые делали для царя вагоны. Потом они продали его парням, переносившим бизнес из Риги, потом завод был национализирован и начал производить что получалось. В военное время получалось в основном вот это:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 81

В начале войны он был до основания разрушен (территория была захвачена немцами, за несколько часов до их наступления всё то, что нельзя было эвакуировать, разрушали). Потом, после освобождения города, завод восстановили, а в 90-е он чуть не разорился снова — заказов не было. Сейчас ТВЗ — машиностроительное предприятие мирового уровня и делает пассажирские вагоны для заказчиков со всего СНГ.

Заказчики есть. Сейчас, в 2018 году, завод снова чувствует себя стабильно. Об этом говорит и то, что раньше всему коллективу отпуск давался в августе. Сейчас первый раз за 9 лет, когда нельзя взять и остановить производство. Заказы расписаны уже на следующий год.

Блуждая по заводу, мы не коснулись инженерных историй разработки и проектирования (про них чуть позже), очень мало пробежались по быту рабочих (например, тут 4 столовых).

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 82

Не обсудили наследие СССР:

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 83

Как собирают вагоны для пассажирских поездов - 84

И много чего ещё. Стоит сказать, что в шумных цехах работают инвалиды по слуху (около 40 человек): им там вполне уютно. Есть отдельный детский лагерь для детей сотрудников, есть санаторий, есть спортивные клубы, есть много чего. Есть своё радио внутри завода и газета тиражом 4 тысячи экземпляров (тираж больше, чем у самого крупного областного издания).

Но, думаю, пока удалось показать главное — как из ничего получается вагон.

Автор: maximkorsakov

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js