Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией

в 7:59, , рубрики: gtd, Блог компании Продлёнка, дети, детское образование, обучение, Программирование, Продлёнка, управление проектами, Учебный процесс в IT

Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией - 1
Тестовый прогон

В посте про проблемы детского образования я обещала показать историю подготовки к первому уроку. Это урок про программирование и программистов. Первый он потому, что без IT сейчас никуда. Потому что дети уже давно живут в цифровом мире, в котором мы просто иммигранты.

Началось всё с того, что в Digital October мы плотно сотрудничали с научной и технологической тусовкой, и с приглашением лекторов со всего мира (от Вольфрама до ключевых людей из Яндекса) не было проблем. Тогда мы решили делать хорошую добрую детскую образовательную программу. Предполагалась цепочка уроков, сливающих школьные знания в синтезе. Например, что биология нужна конструкторам и так далее. Это должны были быть видео для того, чтобы заинтересовать детей, и дальше книги, приложения, кружки в городах — чтобы дети потом развивались.

После успеха «взрослого» KnowledgeStream, я решила сделать программу для детей в подобном формате. Мы нашли внутренние ресурсы и без спонсоров, только с друзьями сделали пилотный урок про скелет человека с профессором медицины, антрополгом, роботехником (пришедшим с роботом) и живым космонавтом. Плюс детьми из онлайна.

Ещё до съемки пилота я долго общалась с Google, российскому офису очень понравилась идея, проект предполагалось делать билингвальным и международным. PR-директор Алла давала много дельных советов и помогала, чем могла. К сожалению, с Google договориться не удалось из-за возрастных ограничений на социальные сервисы компании, большинство которых относится к категории 14+. А это уже накладывало необходимость полного пересмотра концепции.

Ещё один детский проект (про него ниже) мы отнесли в Правительство Москвы. Наш контакт был очень грамотный, сам заинтересовался нашим проектом, в рекордно короткие сроки назначил встречу. Всё шло быстро и четко. Он отлично разбирался в теме образования, знал про другие наши проекты. Мы уже почти заручились поддержкой Правительства Москвы, проект пришлось отложить. Надо было начинать всё с самого начала, но времени не было — мы как раз запускали русскую Курсеру.

Про первый урок

Для начала расскажу чуть детальнее про пилот со скелетом человека.

Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией - 2

Урок шёл так: Олег Стефанович Медведев, профессор медицины из МГУ, рассказал зачем скелет вообще нужен, дал детям задание найти в интернете и показать упражнения, которые поддерживают позвоночник в форме. Денис Пежемский, антрополог, объяснил, что ученые могут узнать по раскопкам. Роман Жуков, робототехник, показал сходства и различия между скелетом человека и роботом, и вообще про то, как знания об устройстве человека используют инженеры в своей деятельности. И принёс робота, которого дети ещё долго после съёмок не выпускали вообще. Александр Иванович Лазуткин, космонавт, очень интересно рассказывал про космос, как в условиях невесомости серьезно страдают скелет и мышцы, и что нужно заниматься спортом, рассказывал, что круто заниматься на велотренажере, и в иллюминатор видно как земля под тобой бежит. Мне было удивительно, что птицы в невесомости не выживают: птенцы не могут кормится. У космонавтов были с собой яйца, они вывели птенцов, но те не выжили, не смогли есть.

Вот что получилось:

Вот что мы хотели в перспективе:

Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией - 3

Ещё проект

Параллельно мы попробовали проект «Моё дело» — экскурсии в разные компании. Сначала прошлись по тому же Digital October’у с детьми дошкольной группы. Дети были просто в диком восторге, мне потом ещё позвонил каждый родитель и спросил, что мы с ними делали. Все хотели быть операторами, инженерами и режиссерами и работать только у нас. С этого момента я поняла, что надо с этим что-то делать тоже.

План был такой:

Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией - 4
Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией - 5

Всё это хотелось довести до автономности после 50 первых экскурсий, чтобы школы сами находили предприятия и наоборот, люди сами делали видео и т.п.

Напомню, мы не могли себе позволить фокусироваться на детях – нужно было поддерживать вот это взрослое образование:

Как мы сейчас делаем детский урок про программистов и программирование с трансляцией - 6

Плюс была русская Курсера.

В прошлом году я закончила проекты с Курсерой, Digital October, Knowledge Stream, ушла со всех работ и решила заниматься только детским образованием. Мы основали НКО, но даже для НКО нужны были инвестиции. Их дал сооснователь Uniteller, человек, который на начальной стадии поддержал Постнауку. Сейчас он занимается развитием детского образования — проектами inlearno.ru и znanika.ru.

Первый урок про программистов и программирование

Теперь то, что мы сделали для первой трансляции. Первый шаг — нужно собрать экспертов. Мы стали активно искать партнёров среди тех, кто занимается школьным обучением.

— Познакомились с codabra.org, Димой Лоханским, облачным кодером, одним из основателей Оверсан-Скалакси, хорошим человеком. Желание — научить детей не только кодить, а владеть инструментами цифровой среды и заниматься тем, что они действительно любят — рисовать мультики, делать игры и прочее. Хочет сделать из этой штуки волонтёрское движение, чтобы кодеры тратили час в неделю на обучение детей в простых школах. У них уже есть последователи в Пензе и не только. С ним мы сделали первый урок в школе, записали его на видео, чтобы волонтёрам Кодабры было легче проводить свои мероприятия. Вот что получилось:

— Потом нашёлся Гриша Кондаков из Яндекса, один из основателей ШАД. Он делает приложение по математике для началки (и еще нескольким предметам школьной программы), которое быстро и эффективно учит детей щёлкать школьные примеры как орехи. При этом оно настолько крутое, что моя дочь Вера перемыла всю посуду дома, чтобы я разрешила ей «играть» в него дальше. Гриша уже экспериментирует в школах Астрахани и Москвы, планирует развитие продукта в сторону платформы с возможностью составлять авторские учебные программы на основе предоставляемых шаблонов. На конференции EdCrunch мы провели открытый урок с детьми начальной школы с использованием этой технологии. Это отличный инструмент для персонификации образовательного процесса, у учителя есть свой интрефейс, через который видно всё, что делает школьник: от правильности решений до времени проводимого над задачками. Можно, например, оперативно понять, где пробел в знаниях и дать задание повторить материал конкретному ребенку.

— Планируется сотрудничество со школой в Черногории, которые делают удалённое обучение английскому для начальной школы на основе обычных школьных предметов. Программа сертифицирована Кэмбриджем. По сути, эта программа позволит ребенку знать английский на довольно приличном уровне, достаточном для обучения на языке. Но и это еще не всё, основатель школы не просто директор (это для него не бизнес, а скорее возможность самому контролировать и делать эффективным процесс обучения своих детей), а инженер-data scientist. Он сам разработал систему, которая позволяет объединять данные со всех школ, которые обучаются и сдают единые экзамены по системе Кэмбриджа — и у вас есть возможность видеть прогресс ребенка на протяжении всего обучения + его положение в сравнении со всеми детьми со всего мира (кембриджская система оценки одна из наиболее используемых в начальной школе во всем мире) или можно просто посмотреть данные по тому, как ваш ребенок соотносится со средним уровнем сдачи того или иного экзамена в Канаде, Индии или Болгарии. Обучение у них будет платным, 5 часов в неделю удалённо, предполагаются и очные встречи с детьми и их родителями для сохранения контакта и общения. Возраст детей — 6-8 лет. Продлёнка планирует поддержать этот проект на стадии эксперимента, мы поможем организовать группу, обеспечим офлайновые занятия. Если вам интересно, оставьте почту, мы свяжемся, когда утрясем все детали и начнём набор на первую бесплатную тестовую группу.

Мосигра присоединилась со своим опытом разработки игр и психологическими наработками за последний год изучения когнитивных процессов детей. Игру «Такси» вы уже видели, она как раз будет на уроке в очень ужатой форме.

Итак, вот что пока получается:

  1. Ведущий — bobuk из Яндекса.
  2. Вначале Яндекс расскажет о профессии программиста в целом, варианты карьеры, какие есть интересные задачи, где нужны силы. Просто и понятно детям и их родителям, которые называют системный блок процессором.
  3. Игры от Мосигры.
  4. Дима Лоханский, Кодабра — показываем короткий ролик про урок в школе. Расскажет о своем опыте и о том, что он делает в рамках Кодабры.
  5. В какой-то момент мы поняли, что у нас в спикерах только мужчины. И мы решили найти лучшую девушку-кодера. Будет Анна Мелехова, ведущий программист Parallels.
  6. Мы даём ссылку на сайт за дополнительными материалами. Там — методички, книги, список интересных допобразовательных учреждений по городам, детские образовательные приложения, иностранные курсы, онлайн-школы и так далее.

Плюс мы сейчас договариваемся ещё с разными «просто разработчиками» по поводу коротких выступлений. На этой неделе у нас будет несколько «прогонов» со спикерами, и генеральная репетиция. Так что, возможно, в сценарии будут изменения.

Почему всё это, зачем и как — я немного рассказала раньше, в посте про проблемы детского образования в России. Чуть больше подробностей о первом уроке есть вот здесь.

Автор: lesnikova

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js