О видеоиграх как об искусстве и культуре

в 10:28, , рубрики: видеоигры, Дизайн игр, искусство, культура, продвижение игр, разработка игр

Делал работу: Максим Юрьевич Довыденко

1. Проявление искусства в 21 веке

Немного истории.  Еще в 2011 году в США видеоигры были официально признаны отдельным видом искусства правительством США и американским Национальным фондом. Как только это произошло, все местные разработчики получили доступ к получению государственных грантов. Компьютерные игры встали в один ряд с театром, кино, скульптурой, живописью и прочим. А независимые разработчики получили финансовую поддержку для своих концептуальных проектов. О том, заслуживают ли компьютерные игры такого гордого звания, или это попытка геймеров приобщить свое хобби к полезному провождению времени – знакомству с искусством, в то время не писал только ленивый. Однако факт остается фактом. Но можно разобраться, что же приобщает любимую многими сферу развлечений к искусству.

2. Игра Biosnock

Бывают игры, которые проходишь и забываешь на следующий день об их существовании. Бывают игры, которые запоминаются работами художника/композитора/сценариста. А бывают такие игры, которые запоминаются шикарными работами художников, композиторов, которые смогли сделать саундтрек, который отлично вписывается в геймплей, сюжет, который никогда не забудешь, а после прохождения еще и задумаешься над событиями игры. Такой набор встречается редко. Но одиннадцать лет назад вышла игра, которая понравилась мне с первых же кадров, купил ее… Проходил ее на слабеньком компьютере, требования к «железу» были высоки, приходилось играть на минимальных настройках графики… В последствии, игру прошел не один раз.

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 1

По ходу игры предстоит повстречать самых разных людей. Но все они с прогнившими насквозь душами, помешанные на славе, а еще и на плазмидах. Последнее – местная разновидность наркотического вещества… только эта «дурь» действительно дает сверхчеловеческие способности.

Наш герой, Джек, попадает в Рэпчур(да, буду называть его именно так, «1С» в свое время перевела название города дословно, что не очень хорошо: достаточно глянуть в словарь, и вы поймете, что слово имеет несколько значений, одно из которых является полным антиподом тому, где на самом деле находится город) , причем, не в первый раз. Он – уроженец города – утопии. Пока он плывет к месту действия, в батисфере на экране появляются слайды с Эндрю Райаном – основателем Рэпчур а (к слову, родился он в России, еще при императоре, сбежал в США от большевиков), а из динамика вещают его речь: Я — Эндрю Райан, и я пришел, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего? Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным. Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит богу. Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем. Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал … Рэпчур . Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Рэпчур может стать и Вашим городом тоже.

Наш герой, Джек, попадает в Рэпчур(да, буду называть его именно так, «1С» в свое время перевела название города дословно, что не очень хорошо: достаточно глянуть в словарь, и вы поймете, что слово имеет несколько значений, одно из которых является полным антиподом тому, где на самом деле находится город) , причем, не в первый раз. Он – уроженец города – утопии. Пока он плывет к месту действия, в батисфере на экране появляются слайды с Эндрю Райаном – основателем Рэпчур а (к слову, родился он в России, еще при императоре, сбежал в США от большевиков), а из динамика вещают его речь: Я — Эндрю Райан, и я пришел, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего? Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным. Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит богу. Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем. Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал … Рэпчур . Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Рэпчур может стать и Вашим городом тоже. 

Как только мы попадем в город, некто по имени Атлас начнет нам пудрить мозги по рации – мол, помоги спасти мою семью, а я тебе помогу выбраться из города… Сюжет повествует о том, как идет вымирание личностей некогда гениальных людей, с огромными амбициями… Но не все у них сложились – они в Рэпчуре , городе, где собрано элитарное сообщество из музыкантов, художников, политиков. Каждый из жителей – по-своему интересная личность, со своей историей. С ними мы знакомимся через аудиодневники, которые разбросаны повсюду. В них можно услышать и радость, и горечь, и слезы… Да и много полезной информации, необходимой для прохождения игры там много. А эти сплайсеры… бездушные монстры, в которых от вида Homo Sapiens осталось только строение тела. Как внешне, так и душевно – они уроды. Уроды, которых сгубило тщеславие и АДАМ. И тем не менее, можно встретить сплайсера, который напоминает женщину… она будет стоять, что-то шептать в коляску… Однако в коляске той пусто.

АДАМ – вещество, на котором жители Рэпчур помешаны. Вырабатывается оно морскими моллюсками, однако, моллюски не в состоянии вырабатывать вещество в больших количествах. Поэтому было решено использовать «маленьких сестричек» — маленьких девочек, которые стали носителем этих моллюсков в своем теле. Вообще, Bioshock кладезь интересных цитат и высказываний. Философия в игре сочится через край. Возможно, по этой причине многим игра кажется скучной. Но те, кто увлекаются философией, или просто любит такие произведения, которые запоминаются, и над которыми можно подумать – оценят игру по достоинству.

Дизайнеры и композиторы потрудились на славу! У них получилось воссоздать атмосферу шестидесятых: повсюду слышен джаз, играющий из граммофонов, висят плакаты с рекламой плазмидов, АДАМа, афиши… Все помещения выдержаны в едином стиле – они просторны, невероятно красивы и разнообразны, все выполнено в едином стиле арт-деко. Саундтрек содержит лицензированные треки известных исполнителей того времени. Но русскому геймеру запомнится сцена, где нужно будет сражаться с людьми Коэна, и на фоне будет играть «Лебединое озеро» Чайковского.

3. Игра bioshock infinite

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 2

ioShock Infinite поражает воображение старым, дедовским способом — за счет богатого воображения его авторов, которым удалось создать по-настоящему захватывающую историю, наполненную яркими образами, запоминающимися персонажами и резкими сюжетными поворотами. Идея города в небесах выглядит еще менее правдоподобной, чем идея города на океанском дне, но в этот заоблачный «диснейленд» веришь практически сразу и безоговорочно. Совокупность мелких, тщательно продуманных деталей, изящная экспозиция и в особенности то, как быстро этот диснейленд превращается в гитлерюгенд — конечно, в антиутопию куда проще поверить, чем в утопию.

Сюжет. В 1912 году Букер ДеВитт отправляется в летучий город Колумбия за «магической» девицей Элизабет, чтобы сдать ее своим таинственным заказчикам в обмен на погашение игорного долга.. В отличие от экзотического помешательства сплайсеров в первом BioShock, здешнее сумасшествие куда прозаичнее и реалистичнее — оно широко представлено в истории XX века. Гротескная сатира на ку-клукс-клановский оголтелый расизм, циничную коммунистическую демагогию, заигрывания нацистов с мистицизмом — все это лишь на градус-другой абсурднее того, что существовало в реальности. Проверенная веками фабула — спасение принцессы от дракона — обернута в жесткую комедию нравов. Впрочем, вместо «комедия» уместнее сказать «хоррор».

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 3

4. Игра cuphead

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 4

Cuphead — это очень прозаичный и даже примитивный shoot 'em up. Бег, прыжок, выстрел — за исключением небольших мелочей, игра полностью выезжает на классическом наборе действий. Посмотрев на неё, вы наверняка почувствуете что-то такое ностальгическое, но решите, что целевая аудитория сего развлечения посещает детский сад, а вам оно вряд ли нужно. И допустите большую ошибку — Cuphead способна удивить вас не только оригинальным сеттингом.

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 5

Большеглазые персонажи в белых перчатках, винтажные одёжки, жирные контуры вокруг объектов — почерк ранних Disney или Warner Bros. невозможно не узнать. Все эти огромные улыбки, гротескные эмоции у героев знакомы каждому, но далеко не каждый их застал. Здесь любой предмет становится живым — достаточно дорисовать ему два глаза. Здесь повсюду играет лёгкий джаз с ребяческими хлопками, а изображение намеренно подпорчено «шероховатостями».

Визуальный дизайн Cuphead, безусловно, восхитителен. Художники аутентично передали настроение мультфильмов 30-х годов и нарисовали огромное количество различных декораций и персонажей в духе того времени. Стилизация идеальна, и уже за это художественное чудо мастера StudioMDHR достойны всяческих похвал. Здесь не повторяется ничего: все три игровых мира уникальны в своём визуальном воплощении, каждый уровень со всем его содержимым нарисован с нуля. Плюсы: аудиовизуальный стиль ранних мультфильмов Disney; «челлендж»; обилие неповторяющегося контента.

5. Игра The Elder Scrolls 5: Skyrim

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 6

The Elder Scrolls V: Skyrim – это маленькая новая жизнь. Мир, где можно делать все, что вздумается. Мир, где можно быть вором, разбойником, наемным убийцей – или привычно отправиться спасать вселенную от нависшей мистической угрозы. У Bethesda Softworks получилось создать самый убедительный сеттинг за всю историю сериала The Elder Scrolls и наполнить его ну просто тоннами контента. Здесь есть все, что только может прийти в голову поклоннику ролевых игр, и каждый решает за себя, как прочитать эту сказку.

Сначала, правда, придется определиться с полом, расой и внешностью персонажа. Вашего героя везут на казнь вместе с какими-то мятежными голодранцами, но в списках его имени почему-то не оказывается. Недоразумение прерывает огромный огнедышащий дракон: здесь игра ненадолго позволит себе побыть Call of Duty, даст освоиться с управлением, после чего отправит игрока на все четыре стороны.

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 7

Ролевая система, пусть и осталась верной своим корням (вы по-прежнему прокачиваете навыки по мере их использования) получила апгрейд в виде перков. Теперь, по достижении каждого нового уровня, вы выбираете какой параметр увеличить – здоровье, ману или выносливость. После чего тратите полученное очко на выбор одного из пунктов ветки развития той или дисциплины – они в игре представлены звездами в созвездиях навыков. То есть за один уровень можно увеличить повреждения от двуручных мечей, стать менее восприимчивым к паучьему яду или, чем черт не шутит, вложиться в навык торговли и распродать награбленное добро по баснословным ценам.

Вообще Skyrim – это постоянный выбор, игра никак не ограничивает свободу, все подземелья, все города, все локации открыты сразу же и останутся такими до конца игры. Еще Skyrim очень часто играет сам в себя: драконы случайным образом нападают на города, огромные мамонты и лесные гиганты защищают свои владения, а горожане наконец-то начали вести себя хотя бы минимально правдоподобно.

И пусть во многом Skyrim недалеко ушел от своих предшественников и их канонов, это определенно лучшая RPG с открытым миром со времен Fallout 3. Гигантская, глубокая, с невероятно тонко проработанной вселенной и до слез красивым миром. А еще она чем-то неуловимо напоминает Morrowind – в Skyrim, несмотря на суровый климат и неприветливых местных жителей, хочется отправиться прямо сейчас.

6. Игра The Wicther 3:wild hunt

Культовая игра по произведениям польского писателя Анджея Сапковского может похвастаться глубоким и длительным основным сюжетом, открытым миром с прекрасными видами. Игроку предстоит выполнять задания, общаться с персонажами вселенной, каждое его решение будет в той или иной степени влиять на концовку игры.

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 8

Ведьмаки — это люди, которых с детского возраста обучали и подвергали легким мутациям, чтобы пробудить в них нечеловеческие способности. Именно благодаря этим способностям Геральт из Ривии в состоянии бороться с чудовищами.

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 9

7. Игра ORI and the blind forest

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 10

Проект студии Moon Studios — очередной платформер с головоломками. В волшебном лесу Нибель случился катаклизм, из-за которого все живое стало погибать. Древо духов, питавшее своей энергией весь лес, отдает остатки своей силы маленькому существу Ори в надежде, что тот сумеет спасти лес.

Игра на удивление затягивает. Первым делом привлекает внимание красивый и удивительный мир, а позже, когда втягиваешься в основной сюжет, понимаешь значимость музыки. Композитор Гарет Кокер написал такое музыкальное сопровождение, которое западает в душу. Не стану скрывать, в моей аудиотеке есть темы из игры Ori and the Blind Forest. Люди, которые играли или видели ролики, поймут меня.

8. Игра the last guardian

В последнее время все популярнее становятся видеоролики с животными: котятами, щенятами, попугайчиками и другими. С древних времен с человеком нога в ногу идет одомашненный зверь. В The Last Guardian речь идет примерно об этом.

О видеоиграх как об искусстве и культуре - 11

Маленький мальчик пытается выбраться из руин древнего замка и знакомится с грифоноподобным существом по имени Трико. Изначальная вражда со временем переходит в доверительные отношения. Компаньонам придется решить множество головоломок, чтобы выбраться из своей ловушки.

Автор:
maksim221

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js