Рубрика «культура»

Исследователи из Университета Мэна выдвинули теорию, что человечество может находиться в процессе серьёзных эволюционных изменений, вызванных не генами, а культурой.

В статье, опубликованной в журнале BioScience, Тимоти М. Уэринг, доцент кафедры экономики и устойчивого развития, и Закари Т. Вуд, исследователь в области экологии и наук об окружающей среде, утверждают, что культура вытесняет генетику как основную силу, определяющую эволюцию человека.

Читать полностью »

Спасибо ИИ за генерацию изображения.

Спасибо ИИ за генерацию изображения.

Читать полностью »

Цифровая реставрация культурного наследия — не то, о чём часто пишут на IT-форумах. Но Python, OpenCV и немного безумной любви к истории могут буквально вдохнуть жизнь в древние фрески. В этой статье — живая техническая история о том, как написать свои алгоритмы цифровой реставрации, использовать машинное зрение и нейросети для восстановления утраченного и, возможно, спасти кусочек человечества от забвения.

Читать полностью »

Digital nomad - это человек, который добровольно решил сняться с якоря и жить свободно. Я к этой категории не отношусь. Меня скорее обстоятельства заставили сняться с большого тяжёлого якоря и двинуть куда подальше. Этим "куда подальше" оказались Штаты. Пока я жил во Владивостоке, я умудрился несколько раз отказаться от предложений с релокацией в Корею (Южную, на всякий случай уточняю), в Сингапур, в Канаду и США. Поэтому довольно иронично, что спустя 5 лет я оказался здесь.

Читать полностью »

А что если цифры родились не из углов и букв, а из обычных петель на верёвке — простого способа помнить количество?

Цифры как петельки на память

Мы привыкли видеть цифры как абстрактные знаки: 1, 2, 3… Но откуда взялись их формы?

Среди версий — углы: мол, у цифры 3 три угла, у 2 — два. Есть и другие объяснения: индийские и арабские корни, связи с буквами, священная геометрия, счёт на пальцах.

Читать полностью »

❯ Художественное отступление I: «Реплика»

Лос-Анджелес, Калифорния, весна 1984 года

Этот спор быстро надоел Джиму. Невероятные бюджетные ограничения и порой неадекватные требования продюсеров, на которые, чтобы сохранить видение проекта, зачастую приходилось отвечать ультиматумами, и так довлели над ним.

Читать полностью »

Сигма-мужики: как образ гигачада-одиночки завирусился, всех возмутил и превратился в мем зумеров? - 1


В начале 2025 года очередной клип на Тиктоке вызвал новую волну хайпа. Песня «Сигма-бой» российских исполнительниц Betsy и Марии Янковской вышла ещё в октябре 2024-го и собрала огромное количество просмотров, репостов и перепевок. Однако только в январе 2025-го её заметили политики и принялись призывать запретить: этим отметились и особо прогрессивные депутаты Европарламента, и российские ультраконсерваторы из «Сорока сороков», и украинские силовики. Как подростковая песня умудрилась сплотить против себя настолько полярные силы, почему символом сильного и независимого мужика стал карикатурный психопат-убийца, и как получилось, что различные группы обитателей сети понимают под «сигмами» очень разные вещи?Читать полностью »

Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 3 - 1


Конец 1990-х годов стал пиком проявления в массовой культуре нараставших всё десятилетие идей недостоверности реальности — и наличия за пеленой её иллюзии чего-то иного, мрачного и притягательного. «Матрица», «Generation П», «Люди в чёрном», «Тёмный город», «Экзистенция», «13-й этаж», «Бойцовский клуб», «С широко закрытыми глазами», «Хвост виляет собакой» обыгрывали эти идеи в жанрах от социально-политического триллера до не очень научной фантастики, и становились суперхитами. Однако, как американская контркультура 60-х в известной цитате Хантера Томпсона, вскоре эта волна разбилась и откатилась, оставив очередные отметины в истории культуры. Уже в начале нулевых многое, казавшееся почти экзистенциально важным в девяностые, стало объектом сарказма и пародирования, а искренние поиски скрытых истин сменились совсем другими настроениями и трендами. Почему так вышло, причём тут гламур и массовая интернетизация, и как это всё удалось провернуть рептилоидам?Читать полностью »

Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 2 - 1


К началу 90-х общества США и других стран оказались в мире, с которым человек и его системы восприятия раньше не сталкивались. Материальное окружение и живое общение никуда вроде бы не делись — но их доля в воспринимаемом неуклонно снижалась за счёт ТВ и других СМИ. Медиапродукты уже целенаправленно создавались для максимального привлечения внимания и эмоционального вовлечения. Реальный мир тускнел на фоне гламурной картинки ТВ и журналов. Недоверие вызывали и они, и заверения любых властей и корпораций. Прочная картина мира, в которой жили прежние поколения, рассыпалась на глазах у очень многих — но потребность в ней не исчезла. Чувство ирреальности мира и поиск хоть чего-то настоящего нашли немало отражений в культуре этой странной эпохи.Читать полностью »

Чапаев и Матрица: почему культура 90-х бунтовала против пластмассового мира? Часть 1 - 1


90-е годы были странным временем в мировой культуре. Одно за другим появлялись и становились коммерческими хитами произведения, постулировавшие иллюзорность нашего обыденного восприятия мира и куда более мрачное его устройство, скрытое от глаз обывателя. Тайные организации, всемогущие спецслужбы, прикидывающиеся людьми существа иного рода и их заговоры в разных сочетаниях стали одними из самых популярных тем. Под сомнения ставилась даже реальность реальности как таковой, а целью многих протагонистов стал выход за пределы иллюзорного в истинную реальность. Почему в девяностые мир стал казаться не совсем настоящим, причём в очень разных обществах: и на благополучном тогда Западе, и на оглушённом крахом СССР постсоветском пространстве, и в угодившей в кризис Японии?Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js