Рубрика «социология»

Совет для роботов №42: улыбайся и люди к тебе потянутся - 1

Мир вокруг нас постоянно и непрерывно меняется, хотим мы того или нет. И большую роль в этом играют технологии, развитие и распространение которых с каждым годом становится все активнее и активнее. Мы уже не считаем автомобиль редкостью, а мобильную связь магией. Технологии стали частью нашего быта, работы и нас самих. Одной из самых популярных среди футурологов и научных фантастов тем всегда были роботы — автономные машины, способные облегчить жизнь человеку или устроить тотальный геноцид всего живого на планете, если верить фильмам про Терминатора. В любом случае, остается ряд весьма забавных вопросов — как человек будет вести себя с машиной, будет ли он ей доверять и насколько эффективным будет их сотрудничество? Ученые из исследовательской лаборатории армии США решили провести ряд опытов, чтобы установить какие аспекты поведения и «внешнего вида» автономной машины улучшают сотрудничество с человеком. Что именно удалось выяснить мы узнаем из их доклада. ПоехалиЧитать полностью »

Ученые утверждают, что распространение сотовой связи снизило уровень преступности - 1

Лена Эдлунд из Колумбийского университета и Сесилия Мачадо из Фонда Жетулиу Варгаса предложили новое объяснение резкому падению уровня преступности в девяностые годы — загадке, над которой давно бьются социологи и экономисты. По мнению исследователей, растущая популярность мобильных телефонов коренным образом изменила механизм сбыта наркотиков и значительно снизила число вооруженных конфликтов между бандами.
Читать полностью »

Крепостные в эпоху искусственного интеллекта - 1

За спиной революции ИИ вырос низший класс работников, невидимый для большинства из нас: тысячи низкооплачиваемых людей в США и по всему миру кто тщательно разбирает миллионы кусочков данных и изображений, помогая наполнять мощные ИИ-алгоритмы. Критики называют их «новыми крепостными».

Читать полностью »

image

Рисунок 1.14 в Главе 1.10 имеет две пунктирные линии. Верхняя из них — “мировая биоёмкость за 1961 год”, т.е. допустимый экологический след на душу населения в мире с населением в 3,1 миллиарда человек. Нижняя линия — биоёмкость за 2012 год с популяцией в 7 миллиардов человек. Ситуация была бы намного более комфортной, если бы население Земли 50 лет назад стабилизировалось на уровне ниже 3,5 миллиарда. Впрочем, большинство демографов уверены, что стабилизация не произойдёт ранее второй половины текущего века, и тогда число жителей планеты превысит 10 миллиардов. Рассматривая тему устойчивого развития, просто невозможно не затронуть вопрос населения Земли, который в политическом плане является чрезвычайно деликатным.
Читать полностью »

За три месяца до принятия Парижского климатического соглашения ООН надзирала за принятием другого единодушного соглашения — Повесткой 2030 [94], главным образом состоящей из 17 Целей в области устойчивого развития и 169 определяющих их задач. Рисунок 1.12 включает пиктограммы этих 17 Целей.

Доклад Римского клуба 2018, Глава 1.10 «Повестка 2030: Дьявол кроется в реализации» - 1
Рисунок 1.12: 17 Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели № 1-11 могут быть рассмотрены как социально-экономические. Цель № 12 — об ответственном (устойчивом) потреблении и производстве. Цели № 13-15 связаны с окружающей средой. Цель № 16 — о мире, справедливости и общественных институтах. Цель № 17 — про партнёрство в этом процессе.
Читать полностью »

Интересная статья, в которой автор (с докторской степенью по MBA, кстати; из Гарвардской Школы Бизнеса) утверждает и убедительно доказывает, что лучший способ развития т.н. «полезных социальных связей» – сосредоточиться на том чтобы давать, а не на том чтобы брать. Кроме того, оказывается, у каждого из нас есть, что дать другим. У всех, без исключений. И самое лучшее, что мы можем дать – это искренняя благодарность. Идея вроде бы простая, но похоже именно из-за этой простоты мы как раз и склонны пренебрегать благодарностью.

Учитесь благодарить: это лучшее, что вы можете дать другим, и лучший способ развития «полезных социальных связей» - 1

Читать полностью »

[GT-H]: О системных проблемах, будущем и (немного) Тесле — куда ж без неё - 1

Дорогое GT-соо… Пожалуй, отставим ложную скромность — дорогие GT- и H-сообщества!

Вчера мы с вами поставили интереснейший натурный эксперимент — и его результаты превзошли все самые смелые ожидания!
Читать полностью »

В интервью люди не всегда говорят правду о том, что они делают. Причина этого — не злой умысел. Такова специфика восприятия привычных рутинных действий. Не важно, что это за действия, главное, что они повторяются постоянно. Попробуйте с ходу описать свой типичный рабочий день. Насколько подробной получится история? Наверняка вы упустите массу деталей — трудно вспомнить подробности, или информация кажется вам не слишком ценной.

Проблема в том, что для разработки IT-продуктов нам нужно, чтобы пользователь подробно описал свои повседневные действия. Созданный продукт должен решать реальные задачи и органично вписаться в социальную и физическую среду пользователя. Как получить такое описание? Один из методов — это контекстные интервью (contextual interviews, contextual inquiry).
Читать полностью »

Мы уже много писали про роль качественной методологии в пользовательских исследованиях (например, http://bit.ly/25hnAMQ и http://bit.ly/2jmfkcM). В одной из статей (http://bit.ly/2ay3Nzg) мы рассказали про то, как качественные методы используются в UX research для разработки IT-продуктов в зарубежных компаниях. А что происходит в России?

В этой статье мы поговорим о своем опыте применения качественной методологии для разработки IT-продуктов на российском рынке. Говорить будем не только про специфику работы, но и про то, как к ней приступить. Как объяснить заказчику ценность качественной методологии? Что ему рассказать, чтобы он дал добро на общение с пользователями? И почему вообще возникает необходимость объяснять?
Читать полностью »

«Чтобы двигаться дальше, мы должны понять, что нужно людям»: разработка нового сервиса

Итак, мы подошли к последней жизненной ситуации — разработке нового сервиса. Использование качественной методологии для разработки нового сервиса затрагивает все вопросы, которые мы рассмотрели ранее:

  • изучение потребностей, поведения, страхов и проблем одной или нескольких групп пользователей;
  • анализ жизненных ситуаций и среды использования;
  • изучение повседневности пользователей и рутинных действий;
  • выявление культурных особенностей, которые могут повлиять на использование IT-продукта.

Разработка нового сервиса — это одна из самых сложных задач: риск ошибиться здесь очень велик. Исследование, проведенное с помощью качественных методов на стадии разработки продукта, снижает эти риски, но не исключает полностью. Требования к квалификации исследователей в проектной команде здесь чрезвычайно высоки. Собранные данные очень сильно влияют на результат.

Впрочем, в некоторых ситуациях, связанных с разработкой новых сервисов, задача, которая стоит перед проектной командой, не столь сложна: требуется меньший объем информации о пользователях, поэтому процесс исследования упрощается. Как правило, это ситуации, когда похожий онлайн- или офлайн-сервис уже существует. Рассмотрим несколько таких кейсов.
Читать полностью »