Это не значит, что мне больше нечего изучать. Часть устройств в моей коллекции умеренно сломана и требует ремонта. Сегодня я хочу рассказать про мелкий ремонт Sony MZ-N10. Это портативный минидисковый рекордер с возможностью прямого подключения к ПК. Тонкий и легкий аппарат был выпущен к десятилетнему юбилею минидиска, в 2002 году. В этом году ему, соответственно, исполняется 20 лет, а носителю — тридцать. Заодно давайте посмотрим, какой за последние три года появился современный софт для работы с ретроустройствами. Музыку на минидиск теперь можно записывать прямо из браузера!
Предыдущие статьи про минидиск:
- Минидиск в естественной среде обитания
- Минидиск в эпоху айпода
- Sony MZ-1 или история о прототипе, попавшем в производство
- Домашний минидиск и баллада о гробиках
- Болванки, минидиски, CD-TEXT и ретрорадости
- Sony MZ-RH1 — последний минидисковый рекордер
- Золотой век минидиска
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Это уже третий экземпляр данной модели в моей коллекции. Первый я купил в отличном состоянии, в коробке и с полным комплектом. Давно, когда цены на такие лоты еще не улетели в космос. Два других покупал в состоянии «сломан, не работает». Оба раза оказывалось, что это не совсем так. Данный экземпляр приехал без коробки, документов и софта, зато со всеми нужными аксессуарами: док-станция, кабель для синхронизации с компьютером, блок питания, съемный кейс для внешней батарейки АА, проводной пульт управления.
Разгадка неработоспособности у устройства оказалась простая. Встроенный аккумулятор Li-Ion практически не держит заряд. Блок питания именно у этой модели имеет кабель, который легко ломается с потерей контакта. Батарейка села, предыдущий владелец, видимо, пытался зарядить, но не вышло. А подключить другой блок питания или хотя бы запитать устройство от стандартной батарейки не догадался. Так и продал с дисконтом.
Sony MZ-N10 был выпущен в 2002 году. Первый минидисковый рекордер, Sony MZ-1 — в 1992 году. Как можно заметить на сравнении выше, за 10 лет существования формата произошел большой прогресс: MZ-N10 по габаритам почти не отличается от носителя. Давайте сравним с устройством 1998 года:
Sony MZ-R55 — первый рекордер Sony, габариты которого постарались уменьшить почти до размеров самого минидиска. Тем не менее, разница имеется.
Сравним устройство с Sony MZ-RH1 — это последний минидисковый рекордер, выпущенный в 2006 году. Сильно тоньше устройство сделать не получилось — особо некуда.
Мелкий ремонт
Встроенный аккумулятор желательно поменять. Он съемный, но не в том смысле, что можно таскать с собой пачку аккумуляторов.
Сначала нужно снять конструкцию с колесом jog dial и отключить шлейф. Затем надо вытащить саму батарею. Она слегка раздулась и для безопасного удаления я предпочел снять заднюю крышку плеера целиком:
На замену я устанавливаю китайский Li-Ion аккумулятор с размерами 302060 и емкостью 400 мАч. Емкость штатной батареи когда-то была 340 мАч. Вместо гибкого шлейфа подпаиваю провода от аккумулятора к тестовым площадкам на краю платы.
Заряжаю батарею несколько часов и работает… Почти, плеер плохо реагирует на многопозиционный джойстик и кнопки «Стоп» и «Пауза» на передней панели. Снимаю верхнюю крышку плеера и чищу. Заодно можно рассмотреть детали механизма:
Схема чтения минидиска почти не отличается от таковой у обычного CD-проигрывателя. Но принцип записи совсем другой. Лазер нагревает поверхность диска снизу примерно до 200 градусов, а запись производится с помощью магнитной головки сверху.
На фото видна механическая шторка, которая удерживает магнитную голову в режиме воспроизведения. В режиме записи шторка сдвигается, головка «падает» на поверхность диска. Если диск загрязнен проникшей в защитный корпус пылью, или погнут, запись будет сопровождаться звуковыми спецэффектами. Звучит это примерно как болгарка, только очень маленькая.
MZ-N10 — устройство с возможностью записи. Чистый плеер можно сделать еще тоньше, убрав магнитную голову и всю связанную с ней механику. В честь десятилетия минидиска был также выпущен сверхтонкий плеер MZ-E10. Толщина его корпуса составляла всего 10 миллиметров при толщине носителя в 5 мм. В нем разработчики убрали зарядку, выход для наушников и пульта в один проприетарный разъем. Если потерять кабель от плеера, он становится бесполезным.
У меня этой модели нет, но есть не менее компактный плеер MZ-E909, всего на 2,5 мм толще:
Наконец в MZ-N10 все работает, можно эксплуатировать. На всякий случай захожу в сервисное меню и сбрасываю счетчик циклов и информацию о параметрах батареи. Заклинание для входа в секретные настройки плеера выглядит так:
Запускаю общую проверку состояния плеера — и не вижу ошибок. И выхожу и сервисного режима: там доступно много настроек, включая сброс памяти NVRAM. Без точного понимания, что там делать, лучше не лезть.
Осталось проверить, насколько хороша моя новая батарейка. Я подключаю к устройству наушники, вставляю диск, включаю в меню воспроизведение по кругу. Чтобы не следить за устройством, я уже давно использую лайфхак: на смартфоне или планшете запускаю диктофон и кладу наушники рядом с микрофоном. Позднее можно легко отследить, когда именно выключился плеер и подсчитать точное время автономной работы. У меня получилось 11 с половиной часов. Смотрим в характеристики:
Диск был записан в режиме SP, должно быть 17 часов на штатной батарее, а у нас емкость выше. Тут мне стало интересно, какие параметры тестирования описаны в упомянутом выше стандарте JEITA. Я нашел краткое описание стандарта (в ревизии 2003 года) на японском, применил автоматизированный перевод. И подтвердил свои опасения: в стандарте при тестировании с наушниками задана выходная мощность в размере 0,1 милливатта на канал. Допускается также установка регулятора громкости устройства на 4% от максимума. Выходная мощность Sony MZ-N10 — пять милливатт на канал. Короче, стандарт для измерения автономной работы аудиоустройств предусматривает воспроизведение на минимальнейшей громкости. Я же тестировал при комфортной громкости в 20 делений из 30 возможных. Вывод: новая батарейка в норме, это паспортные характеристики достигнуты по методике, далекой от жизни.
Теперь у меня три одинаковых плеера! Давайте посмотрим на их возможности. В режиме воспроизведения минидисковое устройство мало чем отличается от CD-проигрывателя: вставляешь диск, слушаешь, переключаешь треки. Но все меняет возможность записи. Без всяких компьютеров Sony MZ-N10 — портативный комбайн для записи звука!
К устройству можно подключить внешний микрофон, кассетный плеер или проигрыватель винила к линейному выходу, или даже цифровое устройство через оптический интерфейс S/PDIF. Вы можете переписывать CD, грампластинки, старые кассеты, записывать музыку с радио, ТВ или с компьютера. Начиная с 2000 года устройства Sony поддерживают три битрейта для записи: стандартные 292 килобита в секунду в режиме SP, 132 килобита в режиме LP2 и 66 килобит в режиме LP4. Режимы LP2 и LP4 позволяют записать на 80-минутный минидиск, соответственно, 2 часа 40 минут или 5 часов 20 минут звука.
LP4 вполне пригоден для записи лекций, а музыку лучше писать в качестве LP2 — лично я не могу отличить этот битрейт от в теории более качественного ATRAC SP. Запись можно произвольно разбивать по трекам, а также объединять треки в группы — аналог папок в обычных цифровых плеерах на флеш-памяти. Есть возможность разделять треки, менять их местами, удалять ненужное, освобождая место для новых записей. Предусмотрены удобные фичи для записи и расшифровки голоса: автоматическое деление на треки с определенным интервалом, отображение даты записи и времени записи, воспроизведение с переменной скоростью. Наконец, можно записывать названия треков и всего диска, прямо на устройстве:
По меркам девяностых Sony MZ-N10 — невероятно крутое устройство. Оно заменяет дедушкин бобинник и радиолу, ваш личный кассетник или музыкальный центр. Позволяет вам записывать музыку из любого источника, организовывать как угодно и хранить вечно. В отличие от битых CD-ROM, зажеванных кассет, поцарапанного винила, которые у меня есть в количествах, нерабочих минидисков мне попалось в лучшем случае два из нескольких сотен. Круто! Но по меркам нулевых вся эта концепция уже сильно устарела. В эпоху интернета музыку принято скачивать. Sony отвечает на этот тренд с небольшим запозданием, выпуская в 2001 году первый портативный рекордер с портом USB, Sony MZ-N1.
Sony MZ-N10 — следующая итерация, в нем удвоена максимальная скорость передачи данных с компьютера на минидиск. Но на тот момент имелось две проблемы. Первая: компьютерную часть Sony реализовала несколько криво, с некритичными, но неприятными ограничениями на количество копирований одного трека на минидиск. Вторая: конкуренция. Производители недорогих CD/MP3-плееров, устройств на флеш-памяти, Apple c ee iPod, на тот момент уже c 20-гигабайтным жестким диском, не оставляли Sony шансов. CD-болванки были дешевле минидисков, даже перезаписываемые, и позволяли унести до 10 часов музыки. Флеш-плееры позволяли просто сбрасывать на портатив треки, не думая о конвертации. iPod и подобные устройства просто позволяли унести с собой огромное количество файлов. У Sony было максимум 160 минут на диск (320 в позорном качестве), странный софт, свой проприетарный формат ATRAC, и устаревающая идеология сменных носителей. Впрочем, прошло 20 лет, минидиск превратился в приятное ретро, в формат будущего, которого не случилось. Давайте посмотрим на его компьютерную часть.
SonicStage и аналоги
До недавнего времени я пользовался фирменным ПО для минидисковых рекордеров, программой SonicStage. Последняя версия с поддержкой минидиска (4.3) была выпущена в 2007 году. Несмотря на это программа почти без проблем работает на современном ПК под управлением Windows 10. Требуется только добавить модифицированный драйвер для 64-битных ОС, устанавливать который надо после отключения обязательной проверки цифровой подписи. У программы есть определенные ограничения, связанные с возрастом. Импортировать треки можно в форматах WAV или MP3, а например AAC или FLAC не поддерживаются. Периодически возникают проблемы с отображением тегов, как показано на скриншоте выше. Это на удивление рабочий вариант, но есть и современный софт, который я в этот раз решил попробовать. Это Web Minidisc, позволяющий записывать диски прямо из браузера:
И отдельная программа Platinum MD:
Platinum MD сделана на фреймворке Electron, поэтому и там в каком-то смысле тоже задействован браузер. Оба проекта по сути служат фронтендом для библиотеки linux-minidisc, опенсорсного проекта с непростой судьбой. Реверс-инжиниринг напрочь закрытого и зашифрованного протокола NetMD для общения компьютера с минидисковыми устройствами начался еще в середине нулевых, но через несколько лет разработка была заброшена. К тому времени, впрочем, удалось реализовать основные фичи для работы с рекордером по USB: запись треков, редактирование тегов и так далее. Три года назад, когда я только начал свое знакоство с минидиском, самым рабочим вариантом был достаточно свежий форк кодовой базы linux-minidisc под авторством некоего vuori. Он представлял собой набор скриптов для работы с протоколом NetMD, и не более того.
Таким образом, «человеческий» интерфейс для записи на минидиск с современного компьютера — это большое достижение. Под Linux оба варианта работают нативно, для Windows потребуется загрузить порт библиотеки libUSB и один раз установить драйвер после подключения устройства. Работает это все достаточно стабильно, но возможны варианты. Все-таки мы имеем дело с опенсорсным проектом, который (а) не был завершен и (б) не был даже толком протестирован. С моим более поздним устройством Sony MZ-NH600 библиотека работает плохо, рекордер зависает посреди записи намертво. С Sony MZ-N10 все хорошо, я записал уже десяток дисков без всяких проблем. Но, например, если попытаться записать на диск, на котором установлена физическая защита от записи, Web Minidisc просто вылетает с ошибкой — рекордер что-то сообщает компьютеру, но этот сценарий просто не обрабатывается библиотекой.
Попробуем записать музыку с помощью Web Minidisc. Для этого достаточно перетащить нужные файлы любого формата в окно браузера. Перед записью программа предложит нам на выбор опции:
Теги из медиафайлов подхватываются автоматически и записываются на минидиск. Название всего диска потом можно ввести вручную. Я записываю на минидиск свежеприобретенный на Bandcamp альбом. Его длительность — 31,5 минуты. В режиме SP (напомню, это запись на минидиск с битрейтом 292 килобита в секунду) альбом из 13 треков записывается 9 минут и 56 секунд, всего в три раза быстрее, чем в режиме реального времени. Подождите, а где тогда обещанная скорость 64Х?
Стираем диск и пишем альбом еще раз, но уже в режиме LP2 (132 килобита в секунду). Время записи — три минуты 34 секунды, почти в три раза быстрее, чем в режиме SP и в шесть раз быстрее, чем в реальном времени. Давайте посчитаем по-другому. 31,5 минуты аудио с битрейтом 292 килобита в секунду — это примерно 69 мегабайт. С битрейтом 132 килобита в секунду — 31,2 мегабайта. Итоговая скорость передачи данных в нашем эксперименте получилась в режиме SP — 115 килобайт в секунду, в режиме LP — 145 килобайт в секунду. Даже медленная флеш-память тех лет способна на большее.
Почему так получается? В режиме LP2 звук на минидиск записывается с компьютера так:
Конвертация исходника в формат LP2 -> Отправка потока данных LP2 на устройство -> Запись на минидиск
В режиме SP все несколько сложнее:
Конвертация исходника в формат RAW PCM -> Отправка данных RAW PCM на устройство -> Конвертация в ATRAC SP на устройстве -> Запись на минидиск
По каким-то причинам Sony не разрешила конвертацию звука в оригинальный формат ATRAC SP на компьютере. Возможно, чтобы избежать утечки проприетарного алгоритма. Этот неуловимый Джо действительно остался тайной Sony, но есть открытая реализация. В результате в режиме SP на устройство передается больше данных, они дополнительно сжимаются устройством, и результат в 3Х — это еще неплохой результат. Более старые минидисковые рекордеры в моей коллекции в лучшем случае пишут 40-минутный альбом за 20 минут.
В режиме LP2 эти 31 с лишним мегабайт передаются на устройство очень быстро. И пишутся быстро — каждый трек за секунды. К сожалению, после записи каждого трека рекордер передвигает головку в начало диска и обновляет TOC — таблицу содержимого. Это серьезный недостаток компьютерного минидискового интерфейса, который инженеры Sony создали на пустом месте. Если бы TOC обновлялась один раз за сессию, скорость записи была бы гораздо быстрее. Насколько? Я создаю WAV-файл длительностью в те же 31,5 минуты и пишу его на минидиск в формате LP2. Результат — 1 минута 15 секунд, или в 25 раз быстрее реального времени или 415 килобайт в секунду. Но это еще не все. Если использовать SonicStage, оригинальный софт для работы с минидиском, там запись в формате ATRAC SP еще более кривая:
Конвертация исходника в формат LP2 -> Конвертация в RAW PCM -> Отправка данных на устройство -> Конвертация в ATRAC SP на устройстве -> Запись на минидиск
Этот гигантский костыль скорее всего был вставлен для защиты авторских прав, а по факту — просто лень было сделать нормально. Из-за этого современные решения Web Minidisc и Platinum MD имеют большое преимущество перед штатным софтом: они не добавляют этот лишний этап сжатия с потерями. Вы не теряете в качестве при записи дисков в ATRAC SP с компьютера. И что же, можно без проблем тиражировать минидиски с помощью старого устройства и современного софта? Да, но есть один нюанс…
Gapless
Да, при записи минидисков с компьютера не получается «бесшовное» переключение между треками. Возможно это связано как раз с обязательным обновлением Table of Contents после записи каждого трека. Обычные минидисковые рекордеры (стационарные и портативные, без связи с ПК) пишут звук без перерывов, и только в самом конце сессии обновляют TOC. Получается, что правильная, без помарок, запись на минидиск возможна только в режиме «лихие девяностые» — при передаче аналоговых или цифровых данных напрямую на устройство, без компьютера, в режиме реального времени. Или самое лучшее с четырехкратным ускорением на специализированной CD/MD-деке, как я описывал здесь.
Добровольные страдания
Из-за таких сложностей 20 лет назад я бы проклял этот формат, если бы только мог его себе позволить. Сейчас же все эти трудности скорее воспринимаются как необходимая часть хобби: если хочешь удобно, слушай Спотифай или Яндекс.Музыку. На примере Sony MZ-N10 я еще раз показал, как технология страдает от тяжелого наследства. Нелегко было переделать на компьютерный лад то, что создавалось как самостоятельное устройство — как кассетный магнитофон, только с цифровыми потрохами. Трудно сейчас сказать, чего больше не хватило в начале нулевых — политической воли руководства Sony или смелости технарей.
Смелое решение представили в 2005 году: тогда компания Sony выпустила носитель Hi-MD емкостью 1 гигабайт, с обычным минидиском совпадающий только по габаритам. Только в нем получилось отбросить полтора десятка лет легаси: из минидиска сделали простую флешку в формате FAT12, куда можно одинаково быстро записывать и музыку, и данные, без всяких конвертаций и прочих реверансов. Увы, было уже поздно.
Для меня, как большого фаната ретротехнологий MZ-N10 — прекрасный образец «позднего минидиска». Компактный, легкий, долго работающий от батареи, с удобной док-станцией для зарядки и связи с компьютером. Это еще и характерный представитель электроники начала нулевых — тогда и в мобильных телефонах, и в КПК была «мода» на проприетарные разъемы, на зарядку отдельно от передачи данных. Если бы формат был хоть как-то актуален еще лет 10 после выпуска MZ-N10, возможно разработчики успели бы исправить все упомянутые выше косяки. Но нет, не вышло, приходится радоваться устройству как есть, в том виде, в котором его создатели решили «а, черт с ним, и так сойдет». 20 лет назад юбилейный минидисковый портатив отправился в продакшн, и с тех пор в моем отдельно взятом хозяйстве продолжается его эксплуатация. Пока что полет нормальный. Посмотрим, что будет еще через 20 лет!
Автор: Константин