Рубрика «Блог компании «Лаборатория Касперского»»

Увлекаясь коллекционированием старого хлама винтажной электроники, я научился ценить долгоиграющие проекты. Конечно, в моей коллекции часто попадаются экспонаты противоположного типа. Вот клавиатурный коммуникатор Nokia, аналогов которого больше нет. Вот минидисковый плеер, проигрыватель музыки с мертвого формата. А вот телевизор с трубкой: таких больше не делают! Все рано или поздно заканчивается, и с возрастом иногда хочется остановить, эм, неумолимую поступь прогресса.

Баллада о долгоживущем софте - 1

С железками это сделать трудно, зато можно с программами. Уже более четверти века я занимаюсь развлечением под условным названием «переустановка Windows». В последнее время чаще я устанавливаю ОС либо на новый ПК, либо на один из своих ретроэкспонатов. Как у многих из вас, у меня есть список софта, который при каждой такой операции устанавливается в первую очередь. Некоторые из этих программ я регулярно устанавливаю, и пользуюсь ими лет 15 или даже больше. Все это время создатели обновляют и развивают их, это не заброшенные проекты. В этой статье я хочу отдать должное этим разработчикам-долгожителям в субъективном хит-параде древнего, но актуального софта.
Читать полностью »

С момента покупки моих первых минидисковых устройств прошло три года, и я должен признать, что хобби окончательно вышло из-под контроля. Оно находится в стадии «эксплуатация»: все, что я хотел узнать про формат в целом, я уже узнал. Остается только копить коллекцию самописных дисков, пополнять коллекцию устройств, и слушать музыку в ретростиле, то на портативной технике, то на стационарной.

Sony MZ-N10: о любви к 20-летнему минидисковому рекордеру - 1

Это не значит, что мне больше нечего изучать. Часть устройств в моей коллекции умеренно сломана и требует ремонта. Сегодня я хочу рассказать про мелкий ремонт Sony MZ-N10. Это портативный минидисковый рекордер с возможностью прямого подключения к ПК. Тонкий и легкий аппарат был выпущен к десятилетнему юбилею минидиска, в 2002 году. В этом году ему, соответственно, исполняется 20 лет, а носителю — тридцать. Заодно давайте посмотрим, какой за последние три года появился современный софт для работы с ретроустройствами. Музыку на минидиск теперь можно записывать прямо из браузера!
Читать полностью »

На прошлой неделе эксперты «Лаборатории Касперского» опубликовали подробный отчет о вредоносной программе MoonBounce. MoonBounce является буткитом: код внедряется в прошивку UEFI и таким образом может пережить замену жесткого диска или полную переустановку операционной системы в ноутбуке или ПК. Имплант предназначен для запуска другого вредоносного кода, который, в свою очередь, инициирует получение дальнейшей полезной нагрузки из Интернета.

Security Week 2204: MoonBounce, вредоносный код в UEFI - 1

Сопоставив поведение MoonBounce с другим вредоносным кодом и проанализировав взаимодействие с сетевой инфраструктурой, исследователи предположили, что за атакой стоит китайскоязычная группировка APT41. MoonBounce использует достаточно свежие приемы заражения. До этого возможность «закрепляться» в прошивке UEFI на материнской плате была обнаружена только в двух других недавних атаках.
Читать полностью »

С возрастом появляется новая сложная фича, когда вдруг прикидываешь срок знакомства с каким-либо артефактом собственной жизни и, не веря, переспрашиваешь сам себя: «сколько-сколько?!». Фильму «Хакеры» в сентябре этого года исполнилось двадцать шесть лет. А это в моем понимании новое кино, в смысле не старое, где Луи де Фюнес, Пьер Ришар и Жан-Поль Бельмондо. «Хакеры» — это фильм о технологиях, который за четверть века должен был безнадежно устареть. Но нет, он свеж и бодр, возможно потому, что показывает эти технологии очень условно. Это модемная буффонада, кремниевая сказка, вольная пьеса про транзисторы и интернет.

Ретроноутбуки в фильме «Хакеры» - 1

Впервые я посмотрел «Хакеров» довольно поздно, кажется году в 1999-м. И был сражен наповал богатством техники в фильме: вроде бы такие же старшеклассники как я используют портативные компьютеры, да еще и раскрашенные в разные цвета. Это было невероятно, и совершенно не соответствовало реалиям, что нашим победнее, что западным побогаче — большинство нормальных людей в конце девяностых прекрасно обходились подержанным десктопом на «первом пне». Я во второй раз пересматриваю кино в попытке найти и назвать поименно реальные компьютерные и околокомпьютерные железки. Вот что получилось.
Читать полностью »

Первые приводы CD-ROM я увидел году в 1994-м, и тогда это был невероятный прорыв. Если перенести ситуацию на современные реалии, это как если бы к моему настольному ПК с жестким диском на 8 терабайт прилагался какой-то привод, на каждом носителе для которого помещается терабайт 20. Среди моих знакомых была распространена ситуация, когда их 486-й компьютер был оснащен накопителем мегабайт на 400, а каждый приобретенный CD-ROM давал еще 650-700 мегабайт. Их имело смысл именно что покупать — переносить данные к себе, одолжив CD у друзей, было некуда. Разработчики игр пользовались возможностями носителя по полной: вставляли видеоролики, добавляли саундтрек, иногда в виде аудиотреков. Но то происходило в обеспеченной реальности западного мира. В моей реальности собственный оптический привод появился в 2001 году. А редкие CD-артефакты девяностых выглядели примерно так:

DISTR 4: Игры на CD-ROM сомнительного происхождения - 1

Окей, данный экспонат имел непростую жизнь. Я купил его в 1998 году, планируя переписывать игры по мере надобности у друзей и знакомых, но кажется, так ни разу этого и не сделал. Данный сборник представляет собой самый низменный вид российской пиратки, предназначенный для тех, у кого есть деньги строго на один диск, и не более того. Через четверть века он представляет некоторый интерес: кто-то, пусть левой ногой, но сделал подборку игр именно такой, посчитав данные программы нужными, и не включив другие. Еще и русификаторы добавил. Как это выглядит? Сейчас покажу наглядно на скриншотах.
Читать полностью »

Достать видеомагнитофон в СССР было той еще задачей, устройство для просмотра видео дома можно было легко обменять на автомобиль. Это было очень дорогое удовольствие. И я вполне могу себе представить такую драму, когда путем сложных комбинаций видеомагнитофон таки удается добыть, а он не той системы! Я имею в виду войну форматов, в которой было два претендента — ставший позднее стандартным формат VHS от компании JVC и Betamax от Sony.

Video 2000 — неправильная видеокассета - 1

В моей семье магнитофон, конечно же, формата VHS, появился в 1992 году, когда все ставки на рынке домашнего видео уже давно были сделаны. Даже Betamax для меня — странная штука, которую я по уважительным причинам (молодость и бедность) не застал. Тем интереснее было узнать, что в войне форматов вообще-то было три участника. И в то время, как VHS и Beta боролись за сердца и кошельки потребителей всерьез, у третьего стандарта, Video 2000, почти ничего не вышло. Сколько-нибудь серьезные продажи были только в Западной Европе, и недолго — всего пять лет.

Во многом судьба этого формата схожа с другим моим фаворитом, стандартом цифровой аудиокассеты из девяностых. Video 2000 так же был разработан компанией Philips. В нем тоже были интересные технические решения, и пара серьезных преимуществ по сравнению с конкурентами. Точно такая же короткая жизнь и бесславная кончина. Я долго ждал появления подходящего лота в продаже, чтобы и железка была в рабочем состоянии, и кассеты в комплекте. Наконец, дождался, и на время превратил свой кабинет в настоящую машину времени.
Читать полностью »

Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.

Sony Playstation Portable, радость коллекционера - 1

Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.

Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.
Читать полностью »

Пишущая машинка была у моего деда, он почти каждый день пользовался ей лет сорок, и только в конце жизни пересел на ноутбук, который я ему подарил. А для меня это был самый первый, и от того самый крутой гаджет: мне было лет пять, и я очень хотел печатать, а дед сомневался — вдруг испорчу вещь, а она единственная. Я же аргументировал тем, что в детском садике на машинке печатают все. Вообще все. Прошло много лет, деда не стало в прошлом году. Я совершенно этому не рад, но его пишущая машинка — теперь моя. Печатай сколько хочешь. В двадцать первом веке эти артефакты прошлого, придуманные вообще в веке девятнадцатом, вызывают у меня подлинное восхищение, и не только из-за детских воспоминаний. Это общий предок всех современных компьютеров. Это заточенная под единственную задачу вещь, которая позволяет набирать текст, создавать нетленку в любых условиях. Это неубиваемая техника, которая прослужит еще лет 150-200.

Пишущая машинка: вечное легаси - 1

Это самое древнее ретро в моей коллекции. И самое непрактичное: первое, что компьютеры научились делать гораздо лучше, чем раньше — это набор букв. Сегодня я хочу рассказать об опыте механической машинописи. Оценить связь между современными устройствами и технологиями столетней (и более) давности. В общем, сделать то, что в англоязычном интернете описывают емкой фразой: press F to pay respects.
Читать полностью »

Начало двадцать первого века — время больших экспериментов с портативными компьютерами и смартфонами. Такого разнообразия форм, интерфейсов, механизмов в карманной технике с тех пор больше не наблюдалось. Большая часть этих экспериментов пришлась на эпоху смартфонов во второй половине нулевых, но и карманным компьютерам в первой половине десятилетия тоже немного досталось. Зная, какие смартфоны в итоге продались миллиардами экземпляров, можно даже утверждать, что их предок — не типичная умная нокия 2005 года, а именно КПК с большим сенсорным экраном.

КПК на базе Palm OS выпускали несколько производителей, а сама компания Palm была в роли Google c Android. В смысле, разрабатывала операционную систему, поставляла ее партнерам, но и сама тоже выпускала железо. В 2003 году код и железо разделили, а разработку отдали в свежесозданную независимую компанию PalmSource. Задним числом мы понимаем, что это была не очень хорошая идея. Из-за организационной турбулентности выпущенная летом 2002 года Palm OS 5 станет последней рабочей версией ОС, она с многочисленными твиками доживет до 2007 года, и к тому моменту совершенно устареет.

Sony Clie NX70V: лопата нашей молодости - 1

Но на дворе 2002 год, мы об этих проблемах не знаем, устройства на Palm OS вполне актуальны, и среди них выделяются КПК от Sony. Японского производителя в любом случае не устраивала штатная функциональность Palm OS, будь она хоть трижды независимой. Sony выпускала КПК с серьезно модифицированной прошивкой, предлагала фичи, которые у самой Palm появятся сильно позже. И главное, пыталась объединить в одном устройстве и клавиатуру, и сенсорный экран, и фотокамеру, и даже MP3-плеер. Получилась лопата. И это, без всяких скидок, была лопата моей мечты.
Читать полностью »

«Брат» Алексея Балабанова не является моим любимым фильмом в смысле «часто пересматриваю с семьей». Безусловно талантливое кино настолько хорошо передает пасмурную эпоху середины девяностых, что смотреть его попросту больно. Дело даже не в сюжетной канве, не в героях и смысле их поступков, а в деталях. Когда понимаешь, что у тебя в комнате были похожие обои, а у дедушки стояла такая же радиола. Атмосфера «Брата» — она про приход новых времен, ценностей, вещей и людей. Даже если перемены безусловно к лучшему (а не как в фильме) — все равно немного жаль. Через 23 года после премьеры фильм сам по себе стал капсулой времени, зафиксировал какую-то условную реальность, которая местами очень хорошо резонирует с моими собственными воспоминаниями. Точно могу сказать, что мне повезло, и мои девяностые были лучше, чем в кино.

Ретрожелезо в фильме «Брат» - 1

Но есть еще один момент: если отвлечься от кровавой драмы, замечаешь как плотно в сюжет «Брата» интегрированы актуальные на тот момент технические новинки. Анализировать такое — все равно, что идентифицировать марки машин и модели будильников в фильме «Назад в будущее». Занятие несколько странное, но вполне имеющее право на жизнь, а у таких людей, как я, вообще основное. Недавно я пересмотрел «Брата» на быстрой перемотке, по возможности постарался определить модели попадающих в кадр устройств, а на основе этого сделать выводы, абсолютно никак не влияющие на впечатление от фильма. Переиздание фильма в HD доступно на Ютюбе, скриншоты взяты оттуда. Началось все с простого вопроса: а какой у Данилы Багрова был CD-плеер?
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js