Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс

в 21:33, , рубрики: cav, clv, han shot first, LaserDisc, Блог компании «Лаборатория Касперского», видеотехника, килограммы фильмов, рыдалка, старое железо

В девяностых, в эпоху расцвета VHS в России, о лазерных дисках мне было известно только одно: что копия фильма на видеокассете с такого диска считается более качественной и стоит дороже. Просто подержать лазерный диск в руках мне удалось в середине нулевых: настолько это был редкий формат, доступный только богатым ценителям и профессионалам кинопиратства. Через 42 года после коммерческого запуска, через 20 лет после выпуска последних релизов, лазерные диски подешевели не сильно: потихоньку переползли из категории «дорого и не нужно» в разряд редкостей, радости для киноманов. И любителей технологий, конечно же. Недавно на Хабре была хорошая статья про историю этого носителя. Там подробно рассказано, почему лазерный диск «не взлетел»: нет возможности записи, как на VHS, тиражи маленькие, цена — высокая. Еще и диски слишком нежные для того, чтобы пережить условия видеопроката, а без проката ни у одного видеоформата тех времен не было шансов.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 1

В общем, «интересный был формат». Только в моей ретрореальности я стараюсь избегать прошедшего времени. Можно ведь добыть стопку дисков, приличный проигрыватель из середины девяностых, и восстановить опыт многолетней давности. Так я и сделал. Эта статья — результат практических экспериментов с лазерными дисками в 2020 году. Стоило ли оно усилий и затрат? По отношению к современным релизам в 4К, LD от VHS не сильно отличается. При всей бесполезности моего ретроувлечения есть один важный довод в пользу лазерных дисков: как музыку на виниле, фильмы на LD очень приятно коллекционировать. Большие 12-дюймовые блины в красочных глянцевых конвертах. Редкие издания в кожаном переплете и с книжкой. Под катом: особенности CLV и CAV, PAL и NTSC, практическая демонстрация laser rot и немного Звездных Войн, в которых Han shot first.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

Кратчайшая история лазерного диска

Фильмы на лазерных видеодисках, и проигрыватели к ним, поступили в продажу в конце 1978 года: через два года после запуска видеокассет формата VHS и за четыре года до выпуска первого по-настоящему популярного оптического носителя — компакт-диска. Последний американский релиз на лазерном диске поступил в продажу в конце 2000 года. Последний релиз в Японии, где формат (как и многие другие) прижился гораздо лучше, вышел в конце 2001-го. Лазерный диск по физическим параметрам похож на пластинку: диаметр 12 дюймов (существовали также семидюймовые и даже пятидюймовые варианты), но чуть больше толщина.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 2

По технологии LD — дальний родственник CD, в том смысле, что для чтения данных также используется лазер с такой же длиной волны. Но лазерный диск — носитель не цифровой, а аналоговый. На дисках, записанных по стандарту CAV, можно прямо на поверхности разглядеть место переключения между кадрами:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 3

На одной стороне диска умещается в лучшем случае час видео. Абсолютное большинство фильмов записаны с двух сторон диска, то есть каждый LD — это по сути два «блина», склеенных между собой. Фильмы подлиннее приходилось выпускать на двух и более дисках. Лазерный диск вращается с частотой до 1800 (PAL) или 1500 (NTSC) оборотов в минуту. Учитывая, что весит диск немало (~300-400 грамм), даже при небольшом его искривлении просмотр сопровождается отчетливым гудением.

Как и на видеокассете, на лазерном диске хранится композитный видеосигнал. Главным отличием от VHS стала более высокая пропускная способность — то, что в аналоговом мире определяет разрешение и другие качественные характеристики итогового изображения.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 4

Картинка отсюда показывает, как видео и аудиосигналы распределены по частотам. Для видеоданных отведена полоса частот шириной в шесть мегагерц, в два раза больше, чем у VHS. По факту полоса частот шире: остается место для звука, в то время как у VHS он записывался отдельно. Этот запас по пропускной способности позволил сразу выпускать фильмы со стереодорожкой. С 1985 года на LD выпускаются фильмы с цифровым стереозвуком (и такими же параметрами, как у CD). В девяностых в некоторых релизах используются многоканальные звуковые дорожки в форматах AC-3 (Dolby Digital) и DTS — звук 5.1 впервые появился не на DVD, а на лазерных дисках. Горизонтальное разрешение изображения составляет на LD 425-440 ТВ-линий, по сравнению с ~240 на видеокассете. Иными словами, до 1997 года лазерный диск был самым качественным потребительским видеоносителем, на голову выше VHS. Можно вспомнить о более качественном формате S-VHS, но на нем почти не выпускалось коммерческое кино.

О причинах провала лазерного диска относительно видеокассет неплохо рассказано на видео выше. И VHS, и Betamax, и лазерные диски появились примерно в одно время: и впервые, с разницей в пару лет, позволили смотреть кино в домашних условиях, в любое время. Больше не нужно было следить за программой телепередач. У видеокассет (любого стандарта) было одно важнейшее преимущество: возможность записи. Покупать фильмы в магазине — к этому потребителя еще надо было приучить. Запись сериалов или футбольного матча для просмотра «когда удобно» — это стало ключевым аргументом в пользу видеокассеты. Теоретически штамповать лазерные диски проще, чем тиражировать VHS, но на практике это преимущество не реализовалось в более низкой цене, из-за небольшого объема продаж в течение всей жизни формата. Я не считаю лазерный диск провальным, но и мейнстримом он тоже не стал, даже близко к этому не подобрался. Появление в продаже DVD поставило крест на формате, когда от него отвернулись даже киноманы: цифровое видео на пятидюймовом носителе было и качественнее, и удобнее в обращении.

Лазерный диск в 2020 году

Я долго не хотел добавлять лазерный диск в список форматов в моем ретрокабинете, пока не представился случай недорого купить и рабочий проигрыватель, и приличную коллекцию лазерных дисков в полторы сотни наименований. За лето я приобрел еще пару коллекций: это дешевый способ в пересчете на стоимость каждого диска. Но не очень качественный. Например, у меня теперь есть десять экземпляров фильмов из серии Star Trek и три экземпляра голливудского шедевра «Karate Kid II».

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 5

Давайте посмотрим на проигрыватель:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 6

Это Pioneer CLD-D515, модель среднего уровня 1998 года выпуска. Были устройства более навороченные, но скорее не по фичам, а по качеству обработки аналогового сигнала: в доцифровую эпоху это было важно. С точки зрения LD-неофита здесь есть все необходимое:

  • Автореверс. Без него придется раз в час (или даже раз в полчаса) вставать с дивана и переворачивать диск.
  • Поддержка цифрового и даже многоканального звука. Если вам попадется диск с дорожкой в формате AC-3, то для нее предусмотрен отдельный выход, и потребуется специализированный декодер.
  • Поддержка дисков в формате PAL и NTSC. В эпоху VHS и лазерных дисков это был естественный региональный ограничитель. Для лазерных дисков поддержка двух форматов даже важнее, чем для видеокассет: некоторые фильмы выпускались только в США (в формате NTSC). Если вы живете в Европе (для вас родной формат — PAL), поддержка NTSС серьезно расширяет выбор.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 7

Пульт с «секретной» секцией позволяет воспользоваться основными фичами формата.

Произвольный доступ к любой главе на лазерном диске. Для изданий CAV — просмотр отдельных кадров в режиме паузы. Переключение между аудиодорожками — в некоторых изданиях в аналоговый трек записывали режиссерский комментарий или перевод. Кнопка Last Memory позволяет возобновить просмотр там, где вы в последний раз нажали на кнопку «Стоп». Есть возможность воспроизведения фрагмента по кругу. В общем, все, что позволяет носитель с произвольным доступом, в отличие от видеокассеты.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 8

Сзади традиционный набор выходов. К старому ЭЛТ-телевизору плеер подключается единственным кабелем SCART, предком современного универсального интерфейса HDMI. Выступающая часть необходима для работы механизма реверса.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 9

Плеер оказался полностью рабочим, потребовалась только профилактическая смена приводного ремня, отвечающего за движение трея.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 10

Дополнительная фича этой модели — возможность воспроизведения обычных CD. Самые поздние проигрыватели поддерживали сразу три формата: LD, CD и DVD.

Характерная особенность лазерно-дискового экспириенса: переключение на другую сторону примерно в середине фильма (ну или как повезет). Механизм с лазерным диодом полностью перемещается по рельсам на верхнюю часть диска и продолжает воспроизведение там. Если бы формат LD просуществовал чуть дольше, могли появиться конструкции с двумя лазерными установками и быстрым переключением, но видимо в девяностые такое решение было еще слишком дорогим. Все лучше, чем переворачивать диск самостоятельно. При просмотре переключение выглядит так:

На односторонних дисках, например с часовым сборником видеоклипов, на второй стороне тоже есть короткая запись, с содержимым типа: «Здесь ничего нет, переверните диск на другую сторону».

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 11

Что выпускалось на лазерных дисках?

Представление о «провальности» формата не стоит интерпретировать как отсутствие большого ассортимента фильмов. База релизов собрана на сайте LDDB.com, который и сам по себе является историческим артефактом. Там больше 60 тысяч наименований, включая, правда различные версии и переиздания одного и того же фильма. Когда я забрал самую первую партию лазерных дисков, вместе с проигрывателем, я понял, что это подходящий предмет для коллекционирования. Больше всего я увлекался кино в девяностые, во времена видеопроката, когда я учился в школе и имел массу свободного времени. Боевики, фантастика и триллеры последних двух десятилетий двадцатого века — это моя тема: даже мягко говоря не гениальные фильмы тех времен имеют для меня ностальгическую ценность. LD сам по себе служит своего рода фильтром: при стоимости дисков от 15 до 100 долларов совсем уж хлам покупали редко.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 12

Короче с первой попытки я получил коллекцию фильмов своей юности: «Робокоп», «Терминатор» 1 и 2, «Назад в будущее», «Индиана Джонс», «Детсадовский полицейский». Чуть более серьезные «Запах женщины», «Лицо со шрамом», «Форрест Гамп». Ну и «Титаник», конечно. Какие девяностые без Титаника?

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 13

Трешовый, но от того не менее прекрасный боевик «Вспомнить всё» Поля Верхувена нужно смотреть именно так: или на лазерном диске, или на видеокассете. Никаких переизданий на Blu-Ray, там слишком много четкости. При этом почти все диски в моей коллекции — с цифровым стереозвуком, а к аудиодорожке у меня требования выше, чем к изображению. Тремя скриншотами обозначу качество LD по сравнению с видеокассетой и Blu-Ray на примере «Терминатора».

VHS:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 14

Лазерный диск:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 15

Blu-Ray:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 16

Разрешение лазерного диска заметно выше, чем у видеокассеты. Аналоговую природу носителя выдает шум в темных участках кадра, да изредка проскакивающие артефакты, следствие ошибок чтения — коррекции нет, править их нечем.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 17

Можно сказать, что почти все выдающиеся фильмы за период от 1920 до 1970-х, и почти все релизы 80-90х доступны на LD. Не все, впрочем, одинаково легко найти.

Коллекционная ценность

По своей исторической ценности диски делятся на «обычные релизы» — как правило это фильм на одном диске, в формате CLV, простой конверт:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 18

Чуть дороже стоят «специальные релизы»: поздние издания с многоканальной дорожкой, режиссерские версии и так далее.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 19

В отличие от VHS, широкоформатные киноиздания на LD — скорее норма, чем исключение, хотя самые дешевые диски обрезают кадр до телевизонного соотношения сторон 4:3. Такие издания обязательно предупреждают пользователя: «есть полосы сверху и снизу», чтобы не жаловались.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 20

Далее следуют лимитированные издания, пару версий я покажу на примере «Терминатора 2». Вот релиз с режиссерской версией попроще, в картонной коробке. Четыре диска, на трех — фильм, на четвертом — документальный фильм о съемках.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 21

А это совсем элитное издание: кожаный переплет, каждый из трех дисков в своем глянцевом конверте. Хотя визуально это издание дороже, по факту фильм уместили на двух дисках в формате CLV (без возможности покадрового просмотра).

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 22

Вот реклама кожаных курток а-ля Терминатор оттуда:

Еще дороже стоят либо специализированные издания (например, LD высокой четкости Hi-Vision), либо просто редкие или желанные фильмы. Меньше всего ценятся дешевые европейские издания, часто сопровождаемые субтитрами:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 23

Кстати о субтитрах. Фильмы, выпущенные в Японии, обычно стоят дорого. Про них надо иметь в виду, что японские субтитры намертво «вшиты» в видео и не отключаются. Русский дубляж по понятным причинам недоступен в принципе, и мне интересно, как коллекционеры лазерных дисков в СССР и на постсоветском пространстве решали эту проблему? Возможно, тут помог бы мой любимый минидиск, за счет произвольного доступа и синхронизации: запускаем воспроизведение видео и одновременно с ним — дубляж на минидиске.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 24

«Русских» изданий крайне мало. Есть японские и американские релизы «Сталкера» и «Соляриса» Тарковского, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. В этой статье на Хабре с подробным описанием «советской» истории LD упоминаются два локализованных издания с музыкой и видеоэкскурсией по музею. Единственный условно русский лазерный диск в моей коллекции — произведенный во Франции концерт «Машины Времени»:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 25

CLV и CAV

Два способа записи видеоданных на лазерный диск непосредственно влияют на пользовательский экспириенс. CAV или постоянная угловая скорость предполагает вращение диска с постоянной частотой оборотов. CLV — постоянная линейная скорость — чем ближе к центру краю диска, тем медленнее он вращается. CLV позволяет уместить больше видео на стороне: до часа. На CAV-диск помещается максимум полчаса на сторону, в результате типичное издание на CAV разбито на два-три диска. Придется вставать и менять диск посреди просмотра, а многодисковые устройства, насколько мне известно, не выпускались. Недостаток CLV — шум от неточного позиционирования лазерного диода, с которым лично я не сталкивался. Преимущество CAV: возможность покадрового отображения видеоданных — для этого лазерный диод просто «зависает» над определенной дорожкой диска. Посмотрим на возможности CAV на примере издания фильма Blade Runner 1982 года компанией Criterion:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 26

Чем хороши (или плохи, зависит от фильма) издания на LD — на них часто перегоняли кинотеатральную версию фильма без каких-либо изменений. В случае Blade Runner это скорее минус, чем плюс: на данном LD представлена версия фильма с занудным закадровым текстом, который читает Харрисон Форд. Мне, как фанату данного кино, было интересно посмотреть и ее. Так как фильм выпущен в формате CAV, можно всегда остановить воспроизведение, чтобы рассмотреть кадр или последовательность кадров с медленной прокруткой — это штатная фича проигрывателя.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 27

В дополнительных материалах возможности CAV используются, по сути, для хранения данных. На последнюю сторону второго диска покадрово записаны изображения и текст, по которым можно перемещаться, переключая последовательно кадры. На диске записана метка, благодаря которой в начале такой секции воспроизведение ставится на паузу. Так это выглядит в материалах к Терминатору:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 28

До массового распространения мультимедийных CD-ROM, лазерный диск — единственный или один из немногих форматов, обеспечивающий произвольный доступ к аудиовизуальной информации. Благодаря этому формат ограниченно применялся в связке с компьютером. Для киноманов CAV — возможность изучить любимый фильм в деталях, и делиться с друзьями замечаниями типа «а вы видели, что на фрейме 18465 в кадр попадает кинокамера?».

Laser Rot

Laser Rot — это деградация клея, которым скреплены две стороны лазерного диска. Из-за несоблюдения технологии между пластиковыми блинами проникает воздух и портит отражающий слой, что приводит к ошибкам или полной невозможности чтения. Судя по всему это типичная детская болезнь: диски c Laser Rot чаще всего встречаются среди ранних изданий (конец 70-х, начало 80-х). У меня в коллекции издания преимущественно поздние, и единственный диск с Laser Rot — коллекция видеоклипов 1984 года, где подпорчена внешняя кромка:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 29

Вот так подпорченный диск воспроизводится:

Кстати, оцените качество видеоклипа, который есть на этом LD:

Это современное переиздание клипа в 4К, а вот кадр из него с лазерного диска:

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 30

Я здесь вот что хочу показать: современные переиздания фильмов в FullHD и 4К — результат применения очень сложных технологий сканирования кинопленки, что позволило вытащить все сохраненные на ней детали. А вот когда речь идет о менее качественном исходнике, включая этот видеоклип Элтона Джона, апскейл и чистка шумов дают какой-то результат, но разница между ним и лазерным диском 36-летней давности не принципиальная. На современном ТВ лазерный диск смотреть трудно — мыльновато, много шумов. На ретро-ЭЛТ телевизоре разница между LD и DVD заметная, но не катастрофическая. В контексте своей эпохи лазерный диск был невероятно хорош. Как это часто бывает, массовая аудитория заплатила рублем за удобство, а не за качество.

Хан стрелял первым

Один из самых ценных экспонатов моей коллекции — издание оригинальной трилогии «Звездных войн» (эпизоды 4, 5 и 6) на лазерном диске 1993 года, The Definitive Collection. Еще одно переиздание трилогии на LD произошло в 1997 году, но более поздний бокс-сет ценится в разы дешевле, чем более ранний. Дело в том, что в 1997 году режиссер Джордж Лукас «улучшил» все три эпизода, удалив часть сюжетов, добавив новые и снабдив существующие более совершенной компьютерной графикой.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 31

В том числе произошло самое анекдотичное изменение: в кинотеатральной версии четвертого эпизода Хан Соло на переговорах с охотником за головами Гридо заканчивает встречу выстрелом из-под стола, ничем не спровоцированным. В переиздании 1997 года (и последующих) Хан стреляет в ответ на выстрел Гридо.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 32

В культовом фильме даже такое незначительное (с точки зрения нефаната) изменение породило бурю комментариев (в том смысле, что не надо делать Хана Соло лучше, чем он есть, он нам и такой нравится). В издании Definitive Collection 1993 года Хан однозначно стреляет первым. В этом можно убедиться благодаря покадровому просмотру — каждый фильм занимает три диска в формате CAV.

Помимо прочего, лазерный диск дает возможность прикоснуться к истории кино. Обязательно ли для этого покупать проигрыватель и 12-дюймовые пластиковые блины? Нет конечно: все доступно в сети. Хотя Лукас и не любит трилогию в оригинальном виде, цифровой исходник, с которого «печатали» Definitive Collection, в начале нулевых выпускался на DVD. Фанатами сделана неофициальная копия театрального релиза в 4К, аккуратно отсканированная с нескольких кинолент.

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 33

Поэтому не работает и другой аргумент, что издание на LD — самое качественное без поздних изменений. Тут есть другая особенность: для данного релиза применили цифровую систему, убирающую артефакты кинопленки, пыль, царапины и подобное. Работает она так: сравниваются два соседних кадра, и если на одном из них присутствует царапина, она замещается информацией с соседнего. Естественно, цифровая система начала девяностых была, мягко говоря, не идеальная, из-за чего у мелких объектов на заднем плане иногда «пропадают ноги», как показано на скриншоте выше.

Капсула времени

Лазерные видеодиски, ретрокино и автореверс - 34

В отличие от других ретроформатов, которыми я увлекаюсь, лазерный диск — строго для чтения, не для записи. Записываемые LD существовали, но воспроизведение этого опыта в домашних условиях обойдется в несколько тысяч долларов. Результатом скорее всего будет один диск с 30-минутным видео. Коллекционная ценность у лазерного диска определенно есть: ассортимент фильмов совпадает с моими предпочтениями, издания красиво смотрятся на полке и вполне смотрибельны на старом телевизоре. Помимо всего прочего это единственная часть ретрохобби, в котором участвует моя жена: мы теперь по вечерам смотрим ретрофильмы. В другой раз я расскажу о нестандартных возможностях лазерного диска, а этот материал хочу закончить копией еще одного LD 1990 года, в котором демонстрируется прорывная (на тот момент) компьютерная графика. Наличие таких артефактов в моей коллекции очень радует. И еще: в отличие от Нетфликса, добавляющего или убирающего фильмы из библиотеки по желанию левой ноги, мои фильмы на LD доступны в любой момент, без доступа к интернету. Пока есть электричество и не сел лазер в проигрывателе.

Автор: Константин

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js