Без рекламы, сбора метаданных, рекомендаций и алгоритмов: учимся искать музыку по старинке

в 23:57, , рубрики: CD, Аудиомания, Блог компании Аудиомания, звук, Лайфхаки для гиков, поиск музыки, старое железо, стриминг музыки, что послушать

Стоит признать, что стриминг существенным образом повлиял не только на заработок музыкантов, но и на то, как мы находим и слушаем их творчество. Но промежуточные итоги устраивают далеко не всех, поэтому здесь мы и обсуждаем возможные альтернативы.

По мотивам известного мема на основе кадра из ситкома «Умерь свой энтузиазм»
По мотивам известного мема на основе кадра из ситкома «Умерь свой энтузиазм»

Скучная выгода или трата времени на эмоции

Технически с помощью стриминговых сервисов мы потребляем гораздо больше контента, чем раньше, что в целом логично: скачать практически любую музыку можно, где угодно, если есть стабильное подключение к сети. Достаточно вбить название трека или довериться алгоритмам, и вы моментально услышите результат. Другое дело — эмоциональное наполнение этого процесса.

Что если сравнить тап пальцем по обложке с распаковкой издания на виниле или компакт-диске, с последующей установкой пластинки и изучением информации на конверте, пока играет музыка? В чью пользу будет ли разница в ощущениях?

Вы скажете: «не стоит забывать о контексте и множестве факторов, способных повлиять на выбор того или иного способа прослушивания». И будете правы: стриминг — действительно дешевле и удобнее, если вы предпочитаете составлять плейлисты из сотен композиций, точечно выхваченных из множества альбомов. В особенности, если включаете такие подборки на ходу.

С точки зрения экономии — денег на покупке полноформатных записей ради пары песен, места для хранения пластинок, времени на их установку в проигрыватель [потом обратно в кейс или конверт], а еще и упорядочивание всей библиотеки — стриминговые сервисы не оставляют конкурентам шансов. Однако есть и абсолютно противоположные ситуации, когда домашняя коллекция насчитывает несколько сотен или даже тысяч дисков, а знакомство с творчеством группы или исполнителя, начатое с пары треков, с годами развивается в настоящее увлечение и постепенно подталкивает к внимательному изучению всех релизов полюбившихся авторов.

Фотография: Brett Jordan. Источник: Unsplash.com
Фотография: Brett Jordan. Источник: Unsplash.com

Бен Сисарио, один из колумнистов «Нью Йорк таймс», специализирующийся на музыкальной индустрии и теме «стриминговых войн», придерживается сбалансированного подхода. У него есть беспроводная акустика Sonos PLAY:5 и сетевой донгл Chromecast Audio, с помощью которых он иногда стримит музыку и подкасты, но в качестве базового варианта — предпочитает CD.

Он отдает себе отчет, что сегодня увлечение компакт-дисками скорее раскритикуют, но выходит, что зачастую Бену проще послушать диск «без рекламы, возни с рекомендациями и плейлистами». Получается, что даже для профильного журналиста выбор больше зависит от удобства в определенной жизненной ситуации, а не только от характеристик формата и носителя.

Из крайности в крайность или путь к гармонии

Вместо отсутствия возни и рекламы, совсем уж древний CD, пролежавший в коробке лет десять, может легко продемонстрировать отсутствие звука. Более того, диски, которые вы раньше благополучно ставили на аудиосистеме, а сейчас, возможно, вновь послушали в автомобиле, могут и не заиграть при запуске с компьютера в силу пресловутого «копи контрола».

Фотография: Castorly Stock. Источник: Unsplash.com
Фотография: Castorly Stock. Источник: Unsplash.com

Да и в целом, кажется, Бен не сказал и слова о возможности локального воспроизведения музыкальных файлов. Этот вариант не менее привлекателен, чем стриминг и компакт-диски, тем более если библиотека уже под рукой или вы в любом случае собираетесь заняться оцифровкой.

Другое дело, что в ряде стран [например, в Великобритании] обыкновенный «рип» купленного в личных целях диска или пластинки могут считать правонарушением в области копирайта.

При этом синхронизация локальной библиотеки со стриминговыми сервисами не всегда проходит без проблем, а зачастую — приводит к полному откату слушателя на CD и винил. Их ценят за возможность оценить творение авторов в том виде, в котором они задумывали его. [Кстати, если это диск с классической музыкой или джазом, есть вероятность, обнаружить достаточно качественные вкладыши с информацией об издании, которую будет не так легко найти в сети. Хотя и для этой ниши уже сделали свой стриминг с оффлайновым прослушиванием.]

Фотография: Kelly Sikkema. Источник: Unsplash.com
Фотография: Kelly Sikkema. Источник: Unsplash.com

Пластинки и компакт-диски сегодня весьма и весьма доступны. Как и раньше, ими обмениваются, но чаще — перепродают на интернет-аукционах те самые «долгие ящики» с десятками и сотнями альбомов. Стоят такие бандлы в разы меньше оригинального ценника и по большей части выглядят почти как новые, если не считать дефектов на пластиковых кейсах и конвертах.

Вообще говоря, если возвращаться к вопросу из первой части материала, последние обладают отдельной ценностью. Сложно не согласиться с тем, что обложки выглядят интереснее на крупном «холсте» [для винила размер конверта составляет 315-330 мм], их приятнее изучать, разглядывать детали и обсуждать с близкими, в особенности этот процесс нравится детям.

Обложки «нового» винила практически всегда содержат QR-код для цифровой версии альбомов, а на площадках вроде Bandcamp'а часто продают комплекты, состоящие из авторской пластинки и цифровых копий треков в нескольких форматах, доступных для загрузки в вебе и без СМС DRM. В этом случае музыканты получают основную часть доходов, а в отдельные дни сервис и вовсе не берет с них комиссию. Поддерживая любимых исполнителей практически напрямую, слушатели получают еще больше эмоций и сразу несколько рабочих альтернатив с точки зрения носителей.

Больше хороших рекомендаций

Для тех, кто не хотел бы отказываться от стриминга музыки, но пока не совсем доволен рекомендациями подобных площадок, есть сторонние сервисы с собственными вариантами поисковых алгоритмов. Хотя известны и примеры, когда отдельные энтузиасты продолжают полагаться исключительно на свой софт — дорабатывают и годами используют кроулеры для сканирования веба на предмет нишевых релизов, чтобы опять-таки брать их напрямую у авторов.

Другое дело, что все варианты выше в том или ином виде существуют уже несколько десятилетий, а кардинально новый муз-UX пока еще не стал столь массовым. Смогут ли изменить ситуацию и предоставить дополнительные возможности для поиска и прослушивания музыки новые соцсети? Обсудим в нашем следующем материале.


Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:


У нас на Хабре: знакомство с проигрывателями винила — экспертные обзоры и гайды.


Автор: Audioman

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js