Бета-версия Островов Яндекса: «Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска»

в 15:32, , рубрики: Блог компании Яндекс, острова, Поисковые машины и технологии, поисковые системы, яндекс, метки: , ,

Сегодня открывается бета-версия Островов Яндекса. Это платформа с новым интерфейсом и интерактивными ответами, которые призваны упростить людям решение их задач.

Доступ к бете мы будем открывать постепенно: сегодня свои инвайты начнут получать все, кто запросил к ней доступ после объявление платформы в мае.

По этому поводу, специально для Хабра, мы взяли интервью у руководителя проекта «Острова» Тараса Шарова. Он рассказал о принципах и истории платформы, а также о том, зачем Яндекс затеял такое серьёзное обновление вида результатов поиска.

Привет, Тарас. Расскажи, что такое платформа «Острова», и почему мы сегодня возвращаемся к этой теме.

Острова — это и продукт, и платформа, и интерфейс. На YaC/m мы рассказали о платформе. Сегодня открываем бету, в которой запускаем «островной» интерфейс и некоторое количество интерактивных ответов. Все, что мы сейчас делаем, правильно воспринимать как продукт, который существует на трех платформах: десктопах, планшетах и мобильных устройствах. Так что все решения, которые мы на данный момент готовы представим в нашей бете, будут работать везде.

Бета версия Островов Яндекса: «Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска»

Как так получилось, что ты стал руководителем этого проекта?

Получилось случайно. Где-то полтора года назад мы начали проект, который должен был снять ограничения, которые могли помешать дальнейшему развитию функциональности поисковой страницы. Проект делался в стороне от основного поиска и развивался в некотором смысле как стартап внутри Янекса. У нас была идея, которую мы постепенно развивали. Сначала появился внутренний прототип, без дизайна. Потом мы создали первую версию дизайна и запустили ее на yandex.com. Посмотрели на первые результаты, попользовались сами, сделали какие-то выводы и начали работать над второй версией. К этому моменту мы уже сформулировали первые принципы, которые касались блоков на выдаче и того, что должен содержать интерфейс. И где-то в период второго подхода у нас возникла продуктовая идея, что интерактивные ответы могут разрабатываться не только нашими силами, но и самими вебмастерами. Так что во время третьего подхода мы уже работали с учётом того, что платформа предназначена именно для вебмастеров, то есть для краудсосрингового режима разработки.

Ты сказал об интерактивности ответов. Расскажи, что можно будет делать на странице с результатами поиска?

Во время анонса мы рассказали о трёх базовых идеях. Первая — формы, которые отрисовываются у нас прямо на поисковой выдаче. Вторая — ключевая часть ответа, получаемая нами от контентных сайтов. И третья — транзакции прямо на выдаче. На данный момент мы запускаем третий этап, т.е. формы на нашей выдаче.

Бета версия Островов Яндекса: «Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска»

Бета версия Островов Яндекса: «Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска»

Вебмастера могли попробовать создавать острова для своих сайтов уже с момента объявления на YaC/m. Расскажи, сколько примеров собралось за два месяца?

Отклик превзошёл наши ожидания. В песочницу, которую мы запускали одновременно с анонсом, пришло несколько тысяч вебмастеров, которые создали свои тестовые острова. После того как мы их все просмотрели, убрали дубли, убрали совсем битые варианты, у нас набралось несколько сотен действительно хороших решений. Мы начали прорабатывать часть из них и планируем дальше двигаться по этому списку.

А как мы принимаем решение, какие острова будут попадать на выдачу?

На данный момент мы это делаем, что называется, вручную, потому что, с одной стороны, хотим лучше понять потребности пользователей, а с другой — потребности вебмастеров. В дальнейшем планируем сформулировать четкие правила и автоматизировать процесс так, чтобы острова могли запускаться в больших объемах.

Ты говорил о том, что внешний вид островов формировался постепенно. Расскажи, как получилось, что они выглядят в итоге именно так.

Изучая наши собственные ответы, состав данных, мы пришли к некой составной модели. В ней есть досрочная часть ответа, наш классический ответ, внутри которого мы можем выделять ключевую его часть, и предлагаемые решения, которые могут быть уже в виде каких-то готовых решений, либо в виде интерактивной формы.

Если говорить именно о внешнем виде интерактивной формы, то здесь нам очень помогли те самые вебмастера, которые создали несколько тысячи островов. Это был очень хороший материал для изучения: насмотревшись всего этого, мы поняли, как нужно формулировать первые гайды для создания островов.

А интерактивные ответы как-то повлияют на Директ? Например, в нём появятся какие-то элементы интерактивности?

Сейчас мы в первую очередь занимаемся пользовательской частью, тем, чтобы пользователи получали удобные ответы, которые помогают им уменьшать время до решения задачи. Монетизацией мы будем заниматься уже после этого. Но в целом мы не исключаем, что острова появятся и в Директе. Мы всегда исходили из того, что Директ — это тоже часть ответа пользователю на его запрос.

Многие вебмастера боятся того, что Острова отнимут у них трафик. Мы много об этом говорили уже, но повтори еще раз: что случится на самом деле?

Чем лучше Яндекс, в рамках вертикальных сервисов, делает поиск или инструменты выбора, тем лучше становится сайтам-партнерам, которые в этом участвуют и получают целевой трафик. Это подтверждается всем нашим опытом: Маркет, Авто, т.д. Кроме того, интерактивные ответы помогают решить задачу (сделать первый шаг на пути к решению), но не заменить сайт Яндексом.

Бета версия Островов Яндекса: «Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска»

А почему мы не сами генерируем острова, а вебмастер решает, каким будет остров у его сайта, и будет ли он вообще?

Это наша такая философия — участие в этой программе сугубо добровольное. Вторая причина в том, что никто лучше самого вебмастера не понимает глубоко смысл работы его сайта. И третье — это дальнейшая поддержка и развитие. Вебмастер, создав некий интерактивный остров, будет заинтересован в том, чтобы в дальнейшем его развивать, улучшать и т.д.

Очень много спрашивали о том, повлияют ли острова на ранжирование. Что ты можешь об этом сказатать?

Напрямую острова не влияют на ранжирование. Они если и способны что-либо изменить, то в долгосрочной перспективе. Это значит, что если вы создали по-настоящему удобный, решающий задачу человека остров, то пользователь будет предпочитать ваш ответ любым другим. Именно это в долгосрочной перспективе может сказаться на том, что именно ваш ответ начнёт подниматься в выдаче.

А как мы поняли, что ответы в формате островов будут полезны людям?

Мы провели ряд исследований в нашей лаборатории. Что мы сделали: пригласили две категории пользователей, одна из которых — это молодежь, а вторая — пользователи среднего возраста. Всем им показывалась старая страница результатов поиска и новая и ставились определённые задачи.

Мы измеряли позиции первого и второго клика, время до этих кликов, строили карты взглядов и траектория фиксации внимания. Также в режиме открытого анкетирования с людьми беседовали об ощущениях, которые они испытывали, пользуясь новой выдачей.

И какие результаты вы получили?

Первое — обе категории пользователей более эффективно работают с новой выдачей. Второе — на мой взгляд, это очень круто — до прямого вопроса: «Вы не заметили, может быть, что-то изменилось в интерфейсе?» — люди не обращали внимания, что он изменился. То есть мы настолько хорошо справились с задачей сохранить привычность, что люди не замечали подмены.

Мне понравилось, как люди пользуются новой левой колонкой, которая переключает вертикали. Это новый элемент дизайна, но он настолько органично влился во всю новую выдачу, что люди им пользуются на автомате. Причем, когда их за руку хватают и спрашивают, что они сейчас сделали, они отвечают: «Что-что, я вот вернулся на поиск». По-моему, то, что люди сразу начинают пользоваться чем-то новым, — очень хороший результат.

image

image

image

Одним из заметных для многих изменений стало то, что иконки сайтов переехали вправо. Расскажи, чем вы руководствовались, когда решили это сделать?

Это наш очередной интерфейсный эксперимент. Мы хотим наделить смыслом любой элемент, находящийся на странице результатов поиска. Чтобы понять, о чём я говорю, нужно сравнить старый дизайн с новым. В старом дизайне фавиконка во многом играет роль некоего буллита в списке, ориентируясь на который, человек начинает читать сниппет. В новом интерфейсе мы хотели, чтобы фавиконка была сигналом, который действительно что-то значит для пользователя. Поэтому фавиконки показываются теперь не для всех сайтов, а для тех, которые действительно могут помочь пользователю. И именно для того, чтобы люди перестали воспринимать их как буллиты, мы и отнесли их вправо.

image

Получается, это та самая концепция «релевантного интерфейса», о которой вы говорили на презентации Осровов в мае? Раскажи о ней подробнее.

Хорошо. Вот смотрите: жизнь проще не становится. Вселенная интернета расширяется, количество сервисов увеличивается — сам Яндекс успел разработать порядка шести десятков. Когда вы что-либо спрашиваете у поиска, мы смешиваем для вас результаты, которые нашли в интернете с результатами, которые получили от наших собственных сервисов. Что мы хотели построить? Мы хотели построить интерфейс, который поможет разбить ваш запрос на подтемы и сервисы, которые действительно в этот момент могут хорошо ответить. Именно эта идея лежит в интерфейсе, который мы пытались построить. То есть вы спрашиваете, а он вам «распечатывает» некое знание о том, что он знает о вашем запросе и ничего, кроме этого. То есть, когда вы измените запрос, интерфейс полностью меняется.

Автор: anton

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js