Открываем API для приема p2p-переводов

в 8:32, , рубрики: api, p2p, Qiwi, qiwi universe, qiwi касса, Блог компании QIWI, переводы, платежные системы, Разработка под e-commerce, финансы в IT

Привет!

Мы тут в QIWI открыли API приема переводов. Новый сервис должен решить сразу несколько проблем для тех, кто часто посылает (а особенно — получает) деньги именно посредством p2p-перевода. Во-первых, мы открыли возможности, ранее доступные только для бизнеса, и постарались сделать процесс безопасным, быстрым и удобным, а во-вторых, хотим снять риски вида «Мне тут за работу заплатили и банк счет поблочил».

Открываем API для приема p2p-переводов - 1

Зачем все это вообще и как именно мы это сделали, а еще про возможность получить от нас до 3 миллионов рублей в рамках QIWI Universe — под катом.

Почему p2p-переводы важны

Люди часто кидают друг другу деньги с помощью переводов с карты на карту или по номеру телефона — суть одна, это прямой платеж от одного физлица другому. Это может быть возврат денег, если вы купили другу кофе, когда у него с собой не было денег (или желания платить за кофе), это может быть открытый сбор средств на что-нибудь, это может быть какой-то киоск с мороженым или тем же кофе в парке, где продавец принимает только наличку, но есть возможность и «кинуть на сбер».

Отдельной строкой тут проходят и самозанятые граждане. Допустим, человек получает постоянный доход за какой-то фриланс (или сдает квартиру, например) и хочет легализовать свои доходы. Делать ИП не каждому хочется, поэтому государство позаботилось о самозанятых. Судя по всему, в формате открытой беты, потому что инициатива сама по себе, как и налоговые ставки, разумная, но практика показывает, что некоторые из первых ласточек столкнулись с произвольными блокировками основных банковских счетов. Банку иногда сложно провести водораздел между приемом средств таким самозанятым гражданином в рамках его профессиональной деятельности и обычными денежными переводами. Поэтому банк на всякий случай сначала все блочит, а потом уже разбирается, чего там и как.

Обсуждать это дело мы не будем, мы решили просто придумать альтернативу.

Получается, что де-факто у людей есть сам запрос на прием платежей подобными способами. А у государства есть запрос на легализацию всего этого дела, чтобы такие люди могли работать в белую и платить налоги. Вот именно в этих двух историях мы и захотели поучаствовать.

В том году мы создали универсальный протокол для приема средств, который успешно объединил в себе все доступные способы оплаты — эквайринг-кошелек, банковские карты, мобильную коммерцию, рассрочку по Совести, я писал о нем вот тут. Конечно, для него сделали SDK и поддержку в разных CMS. Поэтому в решении для примера p2p переводов решили использовать именно его. Такой подход позволит клиенту без технологических изменений идти от редких переводов и самозанятости к своей фирме.

Начали с пользовательских тестов, чтобы понять, как люди воспринимают форму. Главное здесь — чтобы они понимали, что с помощью формы совершается перевод денежных средств, а не покупка какой-то услуги. Потому что человек может использовать для этого кредитную карту. И если покупка онлайн с кредитной карты рассматривается банком именно как покупка и не облагается комиссией, то при переводе с кредитки на другую карту комиссия обычно есть. И у некоторых банков достигает такого значения, что при возврате другу денег за кофе банку ты даришь две таких порции кофе. Что всегда грустно, а иногда еще и внезапно.

Открываем API для приема p2p-переводов - 2

Поэтому мы сразу заменили кнопку «Оплатить» на однозначную «Перевести», чтобы отсеять сомнения и дать пользователю понять, что с нашей стороны тут все прозрачно и без комиссий, но возможна комиссия со стороны банка, который выпустил саму карту.

Посмотрели глубже, как пользователи взаимодействуют с формой. Поняли, что человеку все же важно при переводе видеть в форме, кому именно он переводит деньги (люди привыкли переводить по номеру телефону или ФИО из контактов в смартфоне). Но показывать фамилию целиком на публичной форме — так себе затея, поэтому мы показываем имя и первую букву фамилии.

Кстати, о безопасности. Почему лучше не показывать прямой телефон на формах и виджетах для сбора средств и почему мы его скрываем? Во-первых, через сам номер телефона могут попытаться взломать кошелек, попытаться в салоне восстановить симку и прочее, то есть тут есть фактор целевой атаки на абонента и на кошелек. Нет номера — нет фактора. А во-вторых, это помогает еще и от разного рода оленей, которые собирают по сети актуальные номера мобильных телефонов для обзвона и предложения разных услуг и прочей чуши.

А теперь получается, что перевод осуществляется либо по короткой ссылке, либо с виджета на сайта, либо с QR-кода.

Мы сразу заложили для p2p скрытие номера телефона. Люди могли ранее собирать средства разными способами — номер карты, номер QIWI Кошелька и прочее, и мы объединили их все.

На чем все крутится

Нам удалось успешно адаптировать платежный протокол, сделанный для бизнеса, к решению для переводов, сохранив все возможности и совместимость с библиотеками. Теперь любой человек с идентифицированным кошельком может залогиниться и получить доступ ко всему этому добру. Сейчас физ. лицам не доступны только возвраты, но они в планах и не так востребованы.

Все это можно посмотреть в работе на p2p.qiwi.com

При входе с помощью кошелька вам станет доступна персональная короткая ссылка. Например, my.qiwi.com/gkonnov. Её удобно как пересылать в сообщении, так и, например, сделать QR код. Форма хорошо адаптируется к мобильным устройствам, поэтому конверсия будет хорошей. Еще появятся персональные виджеты на выбор (widget.qiwi.com/gkonnov). Их сделали для сайтов и блогов. На виджетах и форме можно кастомизировать по желанию, чтобы они соответствовали оформлению вашего сайта или бренда. Это все было в возможностях для большого бизнеса и крупных магазинов — мы перенесли все и на пользователей.

Открываем API для приема p2p-переводов - 3

А еще появилась возможность выставлять счет за оказанные услуги. Сделали вы кому-то сайт и хотите принять средства за работу — вбиваете нужную сумму, формируете ссылку на счет, пересылаете ее заказчику. Заказчик переходит по ней и понимает, кому переводит и за что.

Т.к. под капотом полноценное API — есть возможность создавать ключи, настраивать необходимые уведомления, подключать это к своему интернет-магазину на WordPress и других CMS, все работает.

Так, а что у вас про самозанятых?

Сейчас у самозанятых такая ситуация, что регистрироваться надо на одном сервисе, потом принимать деньги на карту, которую банк вполне может поблочить (потому что ты принимаешь туда деньги от множества разных людей, да, так редко бывает у обычных клиентов), а чеки выдаешь вообще в третьем приложении. И такой зоопарк при ведении бизнеса, пусть даже малого и очень малого, все же нервирует.

Да, в целом, ничего не мешает использовать p2p.qiwi.com уже сейчас и, если вы самозанятый, регистрировать доход в сервисе “Мой налог”, но прямо сейчас мы активно взаимодействуем с ФНС и интегрируем их API, что позволит и регистрировать самозанятых, и вести учет их деятельности. В общем, человек получит коробочное решение, которое должно будет закрыть все его потребности как самозанятого.

Заодно, зная сферу деятельности клиента, мы сможем расширить лимиты, снизить риск блокировок и предложить удобные сервисы, которые сделают легальную работу не столько обязанностью, сколько выгодной возможностью.

Поэтому кроме p2p.qiwi.com мы запустили QIWI Universe 2019.

Здесь мы предлагаем командам, желающим написать какой-нибудь свой полезный сервис для самозанятых, поработать вместе с нами, запустить пилот и получить до 3 млн рублей, в зависимости от результата. Подробности, требования к командам и условия оценок тут. Уже работающих компаний это тоже касается. Мы открыты к сотрудничеству по адаптации сервисов для самозанятых, эти проекты тоже можно подавать на QIWI Universe.

Что это может быть — можно придумать сервис, который поможет собирать средства уличным фотографам, музыкантам, создателям полезных вебинаров, людям, сдающим квартиры, в общем, сценариев может быть множество.

Главный фокус — самозанятые. Именно им мы должны помогать, запуская продукт. Я искренне верю, что это крутая возможность помочь людям, компаниям и государству на новом, огромном рынке. Остались вопросы? Записывайся на вебинар 24 апреля или спрашивай в комментариях.

Если вам не очень близка эта тема, помните, что мы (QIWI Касса) лишь один из заказчиков Universe, всего их 8, возможно, найдете что-то по душе или посмотрите видео. Они живые.

В том числе и для уже активно работающих платформ, для которых можно придумать новые механики.

Да, кстати, через неделю, 18 апреля, мы проводим еще и митап для разработчиков, приходите, будем рады.

Автор: GEG

Источник

* - обязательные к заполнению поля