Рубрика «Блог компании QIWI»

На дворе 2020 год и фоновым шумом вы уже привыкли слышать: «Кубернетес — это ответ!», «Микросервисы!», «Сервис меш!», «Сесурити полиси!». Все вокруг бегут в светлое будущее.

Подходы в том, что касается баз данных, в нашей компании более консервативны, чем в прикладных приложениях. Крутится база данных у нас не в кубернетесе, а на железе или в виртуалке. Для изменений базы данных процессинга платежных сервисов у нас есть устоявшийся процесс, который включает в себя множество автоматических проверок, большое ревью и релиз с участием DBA. Количество проверок и привлекаемых людей в этом случае негативно влияет на time-to-market. С другой стороны, он отлажен и позволяет надежно вносить изменения в продакшен, минимизируя вероятность что-то сломать. А если что-то сломалось, то нужные люди уже включены в процесс починки. Этот подход делает работу основного сервиса компании стабильнее.

Большинство новых реляционных баз данных для микросервисов мы заводим на PostgreSQL. Отлаженный процесс для Oracle хоть и надёжный, но несет с собой избыточную сложность для маленьких БД. Тащить тяжёлые процессы из прошлого в светлое будущее никто не хочет. Проработкой процесса для светлого будущего заранее никто не занялся. В итоге получили отсутствие стандарта и разножопицу.

Как мы в 2020 году изобретали процесс разработки, отладки и доставки в прод изменений базы данных - 1

Если хотите узнать, к каким проблемам это привело и как мы их порешали, — добро пожаловать под кат.
Читать полностью »

Предлагаем вам перевод поста «Unit Testing is Overrated» от Alex Golub, чтобы подискутировать на тему юнит-тестов. Действительно ли они переоценены, как считает автор, или же являются отличным подспорьем в работе? Опрос — в конце поста

Юнит-тесты переоценены - 1


Результаты использования юнит-тестов: отчаяние, мучения, гнев

Важность тестирования в современной разработке ПО сложно переоценить. Для создания успешного продукта недостаточно выпустить его и сразу забыть, это долгий итеративный процесс. После изменения каждой строки кода программа должна сохранять свою функциональность, что подразумевает необходимость тщательного тестирования.

В процессе развития отрасли разработки ПО совершенствовались и методики тестирования. Они постепенно сдвигались в сторону автоматизации и повлияли на саму структуру ПО, порождая такие «мантры», как «разработка через тестирование» (test-driven development), делая упор на такие паттерны, как инверсия зависимостей (dependency inversion), и популяризируя построенные на их основе высокоуровневые архитектуры.

Сегодня автоматизированное тестирование настолько глубоко связано в нашем сознании с разработкой ПО, что одно сложно представить без другого. И поскольку оно, в конечном итоге, позволяет нам быстро создавать ПО, не жертвуя при этом его качеством, то трудно спорить о полезности тестирования.

Однако, несмотря на существование различных подходов, современные «best practices» в основном подталкивают разработчиков к использованию конкретно юнит-тестирования. Тесты, область контроля которых находится в пирамиде Майка Кона выше, или пишутся как часть более масштабного проекта (часто совершенно другими людьми), или полностью игнорируются.

Преимущество такого подхода часть поддерживается следующим аргументом: юнит-тесты обеспечивают в процессе разработки наибольшую полезность, потому что способны быстро отслеживать ошибки и помогают применять упрощающие модульность паттерны разработки. Читать полностью »

Привет!

Пару недель назад мы бодренько перевелись на удаленку. Как и большинство из вас.

Главные сложности были в самые первые дни, когда в срочном режиме надо было быстро организовать удаленные рабочие места для многих пользователей. На сегодня у нас онлайн (читай «работают удалённо и в сети») в среднем 1100 пользователей. До всеобщего перехода на удаленку это число редко превышало 400.

Третья неделя удалёнки — полёт нормальный. Отзывы ребят из IT QIWI о полноценной работе из дома - 1

Мы собрали реальные отзывы наших сотрудников о работе в условиях удаленки, дабы узнать плюсы и минусы и сделать выводы. Для чистоты эксперимента обратная связь собиралась анонимно. Мнения сисадминов, ведущих разработчиков, QA и остальных — под катом. Вместе с опросом.
Читать полностью »

Привет!

Через 2 недели, 5 марта, мы проведем нашу новую QIWI Кухню.

Новая QIWI Кухня — уже 5 марта. Москва, AGLOFT - 1.
Как это было в 2019

В этот раз собираемся в AGLOFT, это м. Тульская, Варшавское шоссе, 33с3. Вход бесплатный, но регистрироваться лучше заранее (регистрация закрывается 29 февраля). Сделать это можно по ссылке.

Говорить будем о разном: о дизайне в целом и о том, как и зачем научить дизайну разработчика, как проводить встречи продуктивно, а не как всегда, про нетворкинг и HR. Собственно, мы даже в этот раз специально разделим пространство на 4 секции, чтобы вы могли выбрать нужные и интересные для вас темы. Вот как это будет.
Читать полностью »

Привет!

Сегодня поговорим на специфическую тему: автоматизация тестирования ПО для терминалов самообслуживания QIWI.

В теме автоматизации тестирования есть области, которые исхожены вдоль и поперек несколько раз, например, тестирование веб-сервисов. Для таких областей существуют отдельные инструменты, паттерны и best practices. Выдумывать ничего не нужно, риски минимальны, берешь и делаешь.

Бывают и обратные ситуации. Предметная область специфична, подглядеть готовые решения не у кого, инструментов нет, технологический стек продукта своеобразен. Приходится глубоко погружаться в предметную область, из палок и эээ… других подручных материалов мастерить себе инструменты и попутно собирать много-много грабель разной величины и убойной силы.

Вот о чем-то таком и хотелось рассказать сегодня. Статья подойдет тем, кто занимается разработкой и тестированием софта для банковских терминалов или автоматов самообслуживания. А также тем, кто хочет расширить свой технический кругозор примерами «а еще бывает вот так».

Автоматизация тестирования ПО QIWI-терминалов - 1
QIWI-терминал в 2020. На заднем фоне можно увидеть его начинку.
Читать полностью »

Привет.

Меня зовут Миша Бутримов, я хотел бы хотел немного рассказать про Cassandra. Мой рассказ будет полезен тем, кто никогда не сталкивался с NoSQL-базами, — у нее есть очень много особенностей реализации и подводных камней, про которые нужно знать. И если кроме Oracle или любой другой реляционной базы вы ничего не видели, эти вещи спасут вам жизнь.

Чем хороша Cassandra? Это NoSQL-база данных, cпроектированная без единой точки отказа, которая хорошо масштабируется. Если вам нужно добавить пару терабайт для какой-нибудь базы, вы просто добавляете ноды в кольцо. Расширить ее на еще один дата-центр? Добавляете ноды в кластер. Увеличить обрабатываемый RPS? Добавляете ноды в кластер. В обратную сторону тоже работает.

Cassandra. Как не умереть, если знаешь только Oracle - 1

В чем еще она хороша? В том, чтобы обрабатывать много запросов. Но много — это сколько? 10, 20, 30, 40 тысяч запросов в секунду — это немного. 100 тысяч запросов в секунду на запись — тоже. Есть компании, которые говорили, что они держат 2 млн. запросов в секунду. Вот им, наверное, придется поверить.

И в принципе у Cassandra есть одно большое отличие от реляционных данных — она вообще на них не похожа. И об этом очень важно помнить.
Читать полностью »

Привет! Меня зовут Паша Черняк, я ведущий разработчик в QIWI, и сегодня я хочу поговорить о неизбежном. О Legacy.

Начнем с вопроса: что такое Legacy-сервис? Legacy-сервис — это сервис, которого разработчик не касался уже неделю/месяц/год? Или это сервис, который был написан менее опытным программистом, например, конкретно вами, но год назад? А теперь-то вы круче и опытнее. Или все-таки, Legacy-сервис — это сервис, который вы решили никогда больше не коммитить и потихоньку готовите ему замену? В любом случае, оставлять такой сервис без присмотра и не обновлять — это бомба замедленного действия, которая может взорваться попозже.

Legacy-сервисы в вашей инфраструктуре - 1

Прежде чем переходить к тому, как мы в QIWI работаем с нашими Legacy-сервисами, я расскажу, как мы навели порядок с сервисами в Кошельке. Вот уже два года я отвечаю за его работоспособность. Если есть какая-то проблема, то всегда в первую очередь звонят мне. Мне обычно не хватает наглости в 11 часов вечера позвонить кому-то еще, поэтому приходилось садиться и разбираться во всех сервисах нашего домена.

Но я, как и любой человек, люблю спать по ночам, поэтому пытался разобраться с эксплуатацией: «Ребята, а почему вы мне звоните?». На что получил вполне лаконичный ответ вида «А кому еще?». Потому что я сервисы чиню, а еще ребята банально не знают, кому звонить.

Поэтому на одной из ретроспектив команды бекэнда Кошелька мы решили, что нужно составить табличку, на которой написан список наших сервисов, микросервисов и монолитов кошелька, и ответственных за них. Таблички это вообще полезно, в разумных пределах.
Читать полностью »

Изначально весь проект был написан на Objective-C и использовал ReactiveCocoa версии 2.0

Взаимодействие между View и ViewModel осуществлялось посредствам биндингов свойств вью модели, и все бы ничего, за исключением того, что отладкой такого кода заниматься было очень сложно. Все из-за отсутствия типизации и каши в стек-трейсе :(

И вот настало время использовать Swift. Поначалу мы решили попробовать вообще без реактивщины. Читать полностью »

Служба поддержки — это то место, в которое пользователи обращаются, чтобы помочь вам создать лучший продукт. Конечно, в том случае, если вы готовы их слушать. Ежемесячно нам поступает более 175 000 обращений в поддержку, что можно сравнить с населением целого Петропавловска-Камчатского.

Естественно, хочется снизить эту цифру, так как продукт с идеальным пользовательским опытом не нуждается в поддержке. Кроме того, отдельной статьей расходов компании является содержание нескольких колл-центров, каждый звонок обходится в определенную сумму. Анализ этих проблем может стать серьезной базой для наполнения продуктового беклога задачами улучшения процессов, функциональной логики и внедрения новых фич.

Летом 2018 команда QIWI Кошелька — разработчики, тестировщики, дизайнеры — разделилась на две группы и отправилась в колл-центры Калуги и Челябинска для того, чтобы узнать, с какими проблемами сталкиваются наши пользователи. Проводя аналогию, можно сказать, что прямой контакт команды разработки с пользователем это не тушение горящего пожара, это создание системы пожарной безопасности.

Поездка в call-центр и Product Backlog глазами разработчика - 1
На работу в поля
Жюль Бретон

Под катом я коротко расскажу о том, как это было, и почему полезно выбираться из офиса и смотреть, как твоим продуктом пользуются люди.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js