Как тебе такое, Джефф Безос?

в 11:40, , рубрики: автоматизация, бесконтактные платежи, Блог компании X5 Retail Group, Большие данные, будущее здесь, будущее наступило, инженерные системы, машинное обучение, ритейл

Подробности разработки “Пятерочки" на автопилоте от Х5 Retail Group

Большинство читателей Хабра наверняка слышали о магазине Amazon Go, где нет кассиров, а покупателей обслуживает автоматика. О китайских магазинах Bingo Box, быть может, вы тоже слышали и даже делали там покупки. Теперь магазин с полностью автоматизированной системой покупок заработал и в России. Технологическую начинку разработала команда инноваций X5 Retail Group (#x5lab), а  запуск реализовали специалисты торговой сети «Пятёрочки», которые открывают новые магазины каждый день по всей России. Но этот случай оказался особенным – открытие первой полностью автоматизированной «Пятёрочки» происходит не каждый день.

Кстати, статья ни разу не маркетинговая - обеим командам было просто интересно рассказать о том, почему, когда и как проект был реализован. Под катом - история "Пятерочки #налету" от А до Я, включая фотографии и информацию, которых нет в общем доступе. Ну и поговорим о планах, как же без этого. 

Осенью 2020 года X5 Retail Group запустила небольшой магазин самообслуживания, который расположен на бульваре Веласкеса, 2. Это пилотный проект, ориентированный на новое поколение покупателей - тех, кому близки технологии, которые позволяют экономить время и просто делают жизнь интереснее.

Магазин работает с 7 утра до полуночи. Просто так войти нельзя - для входа нужно загрузить приложение "Пятерочка #налету" из App Store или Google Play. После регистрации покупатель сканирует динамический QR-код на входе, дверь магазина открывается и начинается технологическая магия.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 1

Внутри - около 900 видов самых разных продуктов за исключением спиртных напитков и сигарет. Выборка продуктов не случайна, ее сформировали специальным образом, проанализировав интересы покупателей в месте, где расположена новая "Пятёрочка". Подробнее об этом чуть ниже. Стоимость такая же, как и в других магазинах этого района - наценок за технологичность здесь нет.

Покупатели берут товары с полок, после чего идут либо на кассу самообслуживания, либо же оплачивают товар без всяких касс при помощи приложения. Для этого нужно отсканировать покупки и оплатить их. Годятся банковская карта, Apple Pay или Google Pay - что удобнее, то покупатель и может использовать.

Ну а чтобы выйти - нужно либо воспользоваться приложением, либо помахать рукой перед тепловым датчиком у выхода. Никто никого не задерживает и не проверяет. Охраны на входе нет, продавцов нет, никого нет… А, нет, есть - персонал, который занимается важными делами : следит за свежестью товаров и оказывать гостю сервис, который невозможен без человека. 

Как тебе такое, Джефф Безос? - 2

Для того, чтобы все работало, как полагается, в магазине есть система датчиков, которые отслеживают параметры входа и выхода, контролируют освещение, связь разных модулей, обеспечивают безопасность самих покупателей (противопожарная сигнализация и прочие модули). Камеры наблюдают за тем, что происходит внутри, включая контроль товаров, которые уже купили - нужно же знать, что и в каком количестве завозить.

Все просто, правда? Теперь о технологиях и вот этом всем. 

Как все начиналось

Концепция

 Ровно два года назад команда топ-менеджеров X5 Retail Group побывала в деловой поездке в Китае. В числе прочих интересных вещей ей в Поднебесной показывали функциональные автоматические контейнерные торговые точки, которые размещаются в стандартном транспортном контейнере.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 3

После этого вернувшиеся из поездки участники группы решили создать нечто подобное в российских реалиях с учетом очень отличающихся от посещенной провинции погодных условий. Причем с самого начала перед компанией стояла задача не просто создать автоматический магазинчик, а разработать новую модель окупаемого бизнеса. При наличии определенного объема ресурсов разработать проект автоматического магазина, proof of concept, может любая компания, но вот превратить все это в бизнес - нетривиальная задача.

  • Почему нельзя было просто купить технологии в Китае, не изобретая велосипед? Во-первых, у X5 Retail Group есть множество собственных решений, о которых поговорим ниже. 

  • Во-вторых, большое количество решений из Китая неприменимо в РФ. Яркий пример - обычный ЖК-экран, который стоит на входе в китайскую точку. Этот экран отображает штрих-код. Но работать он может при температуре до минус 5 по Цельсию. В России во многих регионах это проблема, поскольку зимой (а в ряде регионов и весной, и летом) температура опускается гораздо ниже -5С. Соответственно, китайский экран просто перестал бы функционировать. И таких специфических особенностей немало.

Забегая наперед, скажем, что прототип был готов всего через 4 месяца после формирования задачи. Но, как оказалось, юридические и экономические задачи требуют гораздо большего срока реализации, чем технологии. Ничего удивительного - такое случается часто. 

Изначально было две идеи относительно автоматического магазина:

  • Торговая точка в контейнере, как в Китае.

  • Автоматизированный магазин в обычном помещении с небольшой площадью.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 4

Контейнерный вариант казался разработчикам оптимальным вариантом - ведь его, в теории, можно было поставить в любом месте, наполнить подходящим ассортиментом и сразу пустить в дело. Шуточный пример - набить контейнер мороженым и отправить его при помощи вертолета в какой-нибудь парк, приурочив открытие точки к празднику. Но, конечно, все это просто шутка, поскольку даже в самом начале реализации проекта было понятно - законодательных сложностей будет много.

И верно - как оказалось, контейнерный магазин-автомат в Москве и области разместить нельзя, поскольку к торговой точке предъявляется ряд очень серьезных требований, включая цвет, ассортимент, размер и т.п. Плюс ко всему, нужно было проходить тендер на установку точки, заключать с правительством договор на 5 лет. Теоретически все это сделать можно, но практического смысла нет - бизнес будет убыточным.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 5

Технологии

 Сразу стоит сказать, что большинство технологий, которые используются в автоматическом магазине, базируются на штатных решениях X5 Retail Group, то есть том, что уже применяется в "Пятёрочках" и других магазинах под управлением Х5. Речь, в первую очередь, о камерах, контроллерах, датчиках, кассах самообслуживания и прочих элементах проекта. Управляет всем слегка модифицированный бытовой контроллер умного дома.

Почему мы изобретали велосипед? Дело в том, что шаблонные решения несложно масштабировать и обслуживать. А вот нечто уникальное требует огромных затрат в случае масштабирования, плюс кучу времени на обслуживание и ликвидацию багов.

Но и обычные технологии работают очень хорошо. Более того, зачастую они производят вау-эффект на посетителя. Вечером, например, покупатель сканирует QR-код, дверь открывается. Одновременно загорается дополнительное освещение. Впечатление это оказывает даже на разработчиков, авторов проекта, что тут и говорить о посетителях - большинству из них все это очень нравится. 

Уникальные решения тоже есть, но они вынужденные. Например, доводчик двери. Он должен быть достаточно мощным, чтобы совершенно точно закрыть дверь и в то же время безопасным для покупателей, чтобы ненароком никого не придавить.

 Управлять объектом можно дистанционно, для этого в операторском центре есть компьютер, способный выполнять следующие задачи:

  • Открывание и закрывание двери.

  • Обеспечение видеосвязи.

  • Контроль температуры.

  • Прямая и обратная аудиосвязь для общения с посетителями.

Видео аналитика играет очень важную роль, она написана своими силами. Система ведет мониторинг наличия товаров, сроков годности, помогает персоналу управлять остатками. Для обработки изображений установлен сервер с четырьмя графическими адаптерами RTX 2080 Ti.

Большинство решений работает локально. То есть в случае внезапного отключения интернета и/или электричества ничего страшного не произойдет. Интернет здесь важен, но отправить данные можно и через час, два, три после совершения покупки. Ну а с блэкаутами электрической сети помогают емкие промышленные бесперебойные источники питания.

Магазин оснащен датчиками освещения, температуры, влажности. Есть датчики вибрации окон, открытия и закрытия двери, обратной связи.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 6

Особенности и сложности разработки

 Важная задача, которая стояла перед разработчиками - не просто использовать существующие решения, но и обеспечить их 100% работоспособность. Например, если дома можно установить систему автоматического включения освещения, которая базируется на сенсоре движения и отключается через пять минут, то в магазине нельзя допустить ситуацию, чтобы перед датчиком пришлось размахивать руками, чтобы тот активировал освещение.

В магазине такого случиться не должно. Важно, чтобы система работала как часы:

  • Свет должен включаться и отключаться, не создавая неудобств ни покупателю, ни команде обслуживания точки.

  • Дверь должна работать идеально, и это не очень-то и простая задача, о чем подробнее поговорим ниже.

  • Нельзя допустить, чтобы покупатель был случайно закрыт в магазине.

  • Нужна линия обратной связи, чтобы покупатель мог при необходимости связаться с оператором.

Как говорилось выше, изначально лаборатория инноваций Х5 прорабатывала сразу две идеи - контейнерный и стационарный проекты. Для контейнерного было найдено сразу несколько интересных решений. Так, было предусмотрено два типоразмера контейнерных точек: форм-фактор “обычный контейнер”, когда в конструкции последнего ничего не меняется, а добавляется лишь "начинка", и форм-фактор "двойной контейнер". В первом случае площадь - 18 квадратов, во втором - примерно 30. Одинарный контейнер без проблем перевозится на грузовике, а вот двойной просто так не перевезешь, поскольку он не поместится.

В итоге решили, что второй вариант будет состоять из двух половинок, которые готовят еще на заводе. Потом их привозят на двух автомобилях и на месте монтируют, стягивая болтами и устанавливая все необходимые элементы инфраструктуры.

Еще одно интересное решение для контейнера - отопление. Понятно, что если ящик из металла выставить на мороз, то он обледенеет. Для решения проблемы было решено установить прогрев под окнами, в нижней части. А чтобы не тратить лишние ресурсы - тепло взять из теплового контура холодильников, которые установлены внутри для хранения продуктов. Просто, практично и экономно.

Видеонаблюдение в контейнерах можно было сделать навесным, шаблонным, регулируя размещение камер при помощи специально сконструированной системы навесных "рельс". Но от этой идеи отказались сразу. К сожалению, в стационарной торговой точке такое решение неприменимо, поскольку размеры и форма помещений отличаются друг от друга, так что размещение камер и настройка видео аналитики в каждом конкретном случае уникальны.

 Еще интересный момент - для автоматических торговых точек разработана система, помогающая отпугнуть любителей переночевать в теплом и уютном помещении. Вероятность такого случая, конечно, меньше, чем в случае помещения, где устанавливаются круглосуточные банкоматы, но все равно, полностью исключить вероятность нельзя. Поэтому команда установила в помещении громкие сирены, которые можно было активировать при обнаружении "постояльцев". И спать в такой обстановке точно не получилось бы.

Наверное, многих интересует еще и система "антивор". Она есть - система аналитики позволяет обнаружить, если кто-то пытается вынести неоплаченный товар. В подавляющем большинстве случаев это люди, которые просто забыли оплатить единицу товара без всякого злого умысла. Если же человек просто решил вынести товар - он может это сделать, но нужно помнить, что разрешение камер в магазине очень хорошее, плюс при регистрации в системе в приложении нужно привязать банковскую карту, так что в подобных условиях воровство вряд ли может стать массовым. Снова забегая наперед, скажем, что оно и не стало - подобные случаи настолько редки, что ими можно пренебречь. Отсутствие “несунов” стало приятным сюрпризом.

Немного о бизнес-проекте

Как и говорилось в самом начале (вы же все помните, дочитав до этого места?) главной задачей был бизнес-проект, а не технологии. Наша команда справилась бы с любым технологическим заданием, а вот сделать так, чтобы технологии приносили прибыль - сложнее. Но в итоге все получилось.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 7

Что было сделано 

Определили целевую аудиторию: миллениалы и поколение Z. Представители этих поколений привыкли к формату онлайн, много потребляют контента через сеть, часто заказывают товары и услуги, предпочитают новые технологии. Мы решили способствовать формированию новой культуры потребления, плюс помочь покупателям экономить время.

Определили место, где будет размещаться автоматический магазин: Новая Москва. Это очень популярный район у молодых семей - здесь комфортно жить, плюс цена квартир вполне доступна. Конечно, можно было ради пиара пойти на Покровку - но мы отказались от пафосных мест (пока что).

Определили миссию: быстрая покупка и докупка товаров. Формат - магазин у подъезда, у дома. Продумали и специальную службу доставки товаров для нашей точки. Товарная матрица сформирована по данным анализа покупок, совершенных покупателями "Пятёрочек" в вечернее время. Мы взяли несколько самых популярных позиций, их решили разместить в автоматическом магазине – и не прогадали.

Установили цены: они такие же, как во всех остальных магазинах сети "Пятёрочка". Но - пока что нет промо-предложений и скидок. С другой стороны, если необходим именно акционный товар - его можно приобрести в ближайшем обычном магазине сети, с этим проблем нет.

 Кроме того, мы разработали и технологии, необходимые для открытия такой точки. Об этом подробно рассказано выше. После того, как нашли помещение, развернули необходимую инфраструктуру, завезли товар и в течение месяца при помощи своих же сотрудников тестировали работу магазина. 

Нельзя сказать, чтобы все шло гладко, были проблемы, которые успешно решались. Пришлось переписать и приложение, сделав его минималистичным и простым. Затем запустили магазин.

В первый же день магазин посетили 400 человек. И "ни одного разрыва" - тестирование в течение месяца проводили не напрасно. Не было ни крупных, ни мелких проблем, насчет которых мы все очень переживали. Единственное - получили несколько жалоб насчет того, что попасть в магазин обычным способом нельзя. В основном, эти жалобы поступали от представителей старшего поколения (но и они уже активно обучаются новым технологиям).

Что касается окупаемости и экономической модели - ожидания оправдались, окупаемость оказалась в пределах нормы инвестиционных ожиданий. Сейчас прирост посетителей оставляет около 10% в неделю, что очень неплохо. Огромной популярностью пользуются кофе и свежевыжатый сок - в "Пятерочке #налету" есть уголок, где можно выпить кофе и попить сока. Кстати, при регистрации и первой покупке стакан кофе или сока - бесплатно.

Как тебе такое, Джефф Безос? - 8

А еще - установлен принтер, который переносит любой рисунок из Instagram, Facebook и т.п. на пенку кофейного напитка. Есть даже один покупатель, который каждое утро приходит за кофе, печатает на пенке фотографию своей девушки и несет ей этот напиток. 

Планы на будущее

Во-первых, введем геоданные вместо QR-кода. Все же каждый раз считывать код телефоном удобно не всем. Это хоть и небольшие, но затраты времени.

 Во-вторых, автоматический магазин будет продавать, по большей части, "товары на один день". Уже сейчас 20% трафика-  это кофе и сок. В целом, хотелось бы сформировать отношение к магазину, как к собственному холодильнику. Если нужен какой-то продукт - идешь и покупаешь, но не "про запас", а для текущих нужд. Это как заглянуть в собственный холодильник.

В-четвертых, сформируем персональные промо-предложения. Каждый покупатель благодаря новым технологиям сможет получать персонализированные промо, которые интересны именно ему.

В-четвертых, планируем в 2021 году открыть сразу несколько новых автоматических магазинов (и не только в Москве!). Будут эксперименты с дизайном и товарным ассортиментом, но в рамках магазинов с автоматическим обслуживанием.

 Кстати, если кто-то из читателей уже был в “Пятерочке #налету”, расскажите о своем опыте. Если нет - давайте поговорим о том, что бы вы хотели видеть в такой модели и чего, наоборот, видеть не хотите. 

Автор: X5RetailGroup

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js