Велоинфраструктура в Голландии — как это работает?

в 21:01, , рубрики: it-эмиграция, будущее здесь, велосипеды, голландия, транспорт, Урбанизм, экология

Привет.

В последние годы в разных городах России стали уделять больше внимания велосипедной инфраструктуре. Процесс конечно, идет медленно и слегка «со скрипом» — на велодорожках паркуют авто, часто велодорожки не выдерживают зимы с солью и стираются, да и не везде физически можно эти велодорожки разместить. В общем, проблемы есть, но радует что их хоть как-то пытаются решать.

Посмотрим, как работает велоинфраструктура в Голландии — стране с давной велосипедной историей, где число велосипедов больше чем число жителей.

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 1
Велосипед в Голландии — это не только транспортное средство, но и часть национальной культуры

Велодорожки

Велодорожки в Голландии везде, причем это не литературное преувеличение. Из практически любой точки страны можно попасть в любую другую, не слезая с велосипеда. Дорожки выделены другим цветом, так что перепутать их сложно, ну и ходить по ним пешеходом разумеется, не рекомендуется. Да и не получится, велотраффик часто довольно-таки оживленный.

По возможности, велодорожки физически отделены от тротуара, хотя такое получается не везде, и зависит от ширины улицы.

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 2

Разумеется, не всегда они настолько пусты, в час пик скорее бывает так:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 3
Источник

Кстати, продаются даже специальные модели GPS-приемников (например Garmin Edge) с прошитыми велодорожками, которые прокладывают маршут именно по ним.

Сами велодорожки в большинстве случаев отделены не только от тротуара, но и от проезжей части, и в целом весьма безопасны — есть четкая разметка, указатели, отдельные светофоры, каждая велодорожка зачастую дублируется с двух сторон дороги, так что на «встречку» физически не выехать. Поэтому большинство голландцев не носят шлемов, а велоаварии это практически исключение — упасть с велика конечно можно, но серьезно пострадать сложно.

Кстати, почему в Голландии велосипедов больше чем жителей — ответ прост. Многие используют 2 велика, на одном едут от дома до метро, и оставляют его около станции, на втором едут от конечной станции до работы. А еще некоторые могут иметь старый ржавый велик, который не жалко оставлять на улице, и другой хороший дома, для спорта или более дальних поездок выходного дня. Кстати, при средней цене трамвая или автобуса в 2Евро за поездку, старый б/у велик за 100-200Евро вполне окупится за сезон, даже если его просто потом выбросить (хотя голландцы похоже велики не выбрасывают почти никогда — таких антикварных моделей я в других местах давно нигде не видел).

Инфраструктура

Разумеется, чтобы люди пользовались велосипедами, надо чтобы это было удобно. И правительство вкладывает в это значительные средства. Практически у каждой станции или остановки есть велопарковки — их размер может колебаться от простой рамы до крытого навеса, или даже подземного паркинга на тысячи велосипедов. Причем, зачастую все это бесплатно.

Парковки могут варьироваться в размерах, от таких:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 4

И до таких:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 5
Источник

Строятся огромные подземные велопаркинги, пара картинок для понимания масштаба строительства и вложенных денег:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 6

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 7
(источник — видео youtube)

Для примера, такая подземная велопарковка была открыта недавно в историческом центре Амстердама, в 500м от Dam Square и музея Мадам Тюссо:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 8
Источник

Разумеется, почти в каждом офисном центре есть не только велопарковка, но и душ для сотрудников.

Но все равно паркингов на всех не хватает, да и большинству влом до них идти, так что велик просто оставляется на улице и пристегивается к чему попало. В принципе, любое дерево или столб тоже является хорошей велопарковкой (если нет дождя, но и это владельцев не смущает — в таком случае на седло просто одевается пакет).

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 9

Еще важный момент — с велосипедом можно садиться в метро или поезд (вне часа пик, и количество ограничено несколькими штуками на вагон). Вагоны куда можно заходить с великом, отмечены специальным знаком:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 10
(Источник: bikeshed.johnhoogstrate.nl/bicycle/trip/train_netherlands)

Велосипеды

Велики в Голландии можно разделить на несколько разных видов.

Антикварный хлам

Это велик 20-50 летней давности, скрипучий и ржавый, который не жалко оставить на улице и не жалко если сопрут.

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 11

Байк для перевозки детей
Не знаю, как он называется официально, но из картинки наверно понятно. Достаточно дорогой байк (цена может быть до 3000Евро за электромодели), рассчитанный на перевозку детей.

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 12

На таком байке мама или папа может завезти детей в школу или сад, затем дальше поехать на работу.

Есть даже специальные мега-байки, в которые помещается сразу небольшая группа детского сада:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 13
Источник

Всякие экзотические модели тоже попадаются, например такой «лежачий» байк называется ligfiets, в мире более популярно немецкое название liegerad (liegen — лежать).

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 14
Источник

Может он и лучше в плане аэродинамики, только вот на дороге его нефига не видно — никто в жизни не догадается, что внизу в ногах что-то еще может ехать на большой скорости.

Электровелосипеды
Электровелосипеды имеют конструктивное ограничение скорости до 25км/ч, и являются полностью автоматическими — стоит начать крутить педали, как «подхватывает» электромотор. Запас хода до 40км, что достаточно удобно, хотя конечно такой байк тяжелее и дороже обычного.

Более мощные модели имеют скорость до 40км/ч и вроде как требуют наличия номера и шлема, но тут я достоверно не в курсе.

Складные велосипеды
Такой байк складывается в 2 раза, и что самое удобное, его можно без ограничений провозить в метро или поезде.

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 15

В сложенном виде такой байк занимает реально мало места:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 16
Источник

Мотоколеса и прочая экзотика
Если не ошибаюсь, пока что они вне правового поля, и юридически не разрешены. Мотоколеса впрочем тут действительно экзотика, и встречаются очень-очень редко (хотя в прайсах они есть). Самокаты тоже встречаются очень редко.

Выводы

Как можно видеть, при желании и людей и правительства, можно сделать многое. Конечно, тут влияет еще и климат (средняя температура зимой в Голландии +3-5, а снег бывает 1 неделю в году). Но даже в российском климате, при наличии хорошей сети велодорожек уверен, многие бы пересели на велосипеды хотя бы на 5-6 месяцев в году. А это вложение еще и в экологию, в борьбу с глобальным потеплением, и прочее-прочее. Можно быть равнодушным к велосипедам, но нельзя не признать, что каждый пересевший на велосипед человек — это сокращение выбросов СО2 и более чистый воздух для окружающих.

P.S.: Вот эта картинка — уже совсем не Голландия, а Петербург:

Велоинфраструктура в Голландии — как это работает? - 17
Источник

Голландский опыт перенимается (вроде и специалистов приглашали для консультаций), и это радует.

Автор: DmitrySpb79

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js