[По докам] Flutter. Часть 1. Для Android разработчиков

в 8:05, , рубрики: android, crossplatform, development, documentation, flutter, framework, Блог компании FunCorp, разработка мобильных приложений, Разработка под android

Про Flutter написано уже много статей. С каждым месяцем он становится всё популярнее. Поэтому я решил интерпретировать официальную документацию Flutter в лаконичный формат «вопрос — ответ». Думаю, многие, как и я, не имеют достаточно свободного времени для подробного изучения документации фреймворка, с которым они ещё не работают.
Если вы хотите понять, чем хорош этот фреймворк, и оценить, сколько усилий придётся приложить, чтобы его использовать — добро пожаловать под кат.

[По докам] Flutter. Часть 1. Для Android разработчиков - 1

Содержание:

  1. Views

  2. Intents

  3. Async UI

  4. Структура проекта и ресурсы

  5. Activities & Fragments

  6. Layouts

  7. Жесты и обработка touch event.

  8. ListViews & Adapters

  9. Работа с текстом

  10. Форма ввода

  11. Плагины Flutter

  12. Themes

  13. Базы данных и локальное хранилище

  14. Уведомления

Views

Вопрос:

Какой аналог у View во Flutter?

Ответ:

Widget.

Отличия:

View — фактически то, что будет на экране. Для отображения изменений вызывается invalidate().
Widget — описание того, что будет на экране. Для изменения создаётся заново.

Дополнительная информация:

При запуске на самом Android под капотом Widget находится View. Flutter включает в себя библиотеку Material Components. В ней собраны виджеты, которые реализуют гайдлайны Material Design.

Вопрос:

Как обновлять отображение виджетов?

Ответ:

Используя StatefulWidget и его State.
Во Flutter есть 2 вида виджетов: StatelessWidget и StatefulWidget. Они работают одинаково, отличие только в состоянии при рендеринге.

Отличия:

StatelessWidget имеет неизменное состояние. Подойдёт для отображения текста, логотипа и т.д. Т.е. если элемент на экране не должен изменяться за всё время отображения, значит, он вам подходит. Его можно использовать и Так же подходит как контейнер для виджетов с изменяемым состоянием;
StatefulWidget имеет состояние State, в котором хранится информация о текущем состоянии. Если вы хотите изменить элемент на экране при выполнении какого-то действия (пришёл ответ с сервера, пользователь нажал на кнопку и т.д.) — это ваш вариант.

Пример:

1) StatelessWidget — Text

Text(
  'I like Flutter!',
  style: TextStyle(fontWeight: FontWeight.bold),
);

2) StatefulWidget — при нажатии на кнопку (FloatingActionButton) текст в виджете Text меняется с «I Like Flutter» на «Flutter is Awesome!».

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // Этот виджет корневой в приложении.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  // дефолтный текст
  String textToShow = "Мне нравится Flutter";

  void _updateText() {
    setState(() {
      // обновление текста
      textToShow = "Flutter крутой!";
    });
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: Center(child: Text(textToShow)),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        onPressed: _updateText,
        tooltip: 'Обновить текст',
        child: Icon(Icons.update),
      ),
    );
  }
}

Вопрос:

Как верстать экран с виджетами? Где файл XML layout?

Ответ:

Во Flutter нет XML-вёрстки экранов. Всё верстается в дереве виджетов прямо в коде.

Пример:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Scaffold(
    appBar: AppBar(
      title: Text("Sample App"),
    ),
    body: Center(
      child: MaterialButton(
        onPressed: () {},
        child: Text('Hello'),
        padding: EdgeInsets.only(left: 10.0, right: 10.0),
      ),
    ),
  );
}

Все дефолтные виджеты во Flutter можно посмотреть в widget catalog.

Вопрос:

Как добавить или удалить компонент в вёрстку во время работы приложения?

Ответ:

Через функцию, которая будет возвращать нужный виджет в зависимости от состояния.

Отличия:

В Android можно сделать addView() или removeView() во ViewGroup. Во Flutter так нельзя, т.к. виджеты неизменны. Может изменяться только их состояние.

Пример:

Как поменять Text на Button по нажатию на FloatingActionButton.

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // Этот виджет корневой в приложении.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  // Дефолтное значение для флага
  bool toggle = true;
  void _toggle() {
    setState(() {
      toggle = !toggle;
    });
  }

  _getToggleChild() {
    if (toggle) {
      return Text('Toggle One');
    } else {
      return MaterialButton(onPressed: () {}, child: Text('Toggle Two'));
    }
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: Center(
        child: _getToggleChild(),
      ),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        onPressed: _toggle,
        tooltip: 'Update Text',
        child: Icon(Icons.update),
      ),
    );
  }
}

Вопрос:

Как анимировать виджеты?

Ответ:

Используя класс AnimationController, который является наследником абстрактного класса Animation<T>. Кроме запуска анимации он может ставить её на паузу, перематывать, останавливать и проигрывать в обратную сторону. Работает с помощью Ticker, который сообщает о перерисовке экрана.

Отличия:

В Android можно создавать анимации в XML или анимировать View с помощью animate(). Во Flutter анимацию нужно писать в коде с помощью AnimationController.

Дополнительная информация:

Более подробно можно изучить в Animation & Motion widgets, Animations tutorial и Animations overview.

Пример:

Fade-анимация лого Flutter.

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(FadeAppTest());
}

class FadeAppTest extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Fade Demo',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: MyFadeTest(title: 'Fade Demo'),
    );
  }
}

class MyFadeTest extends StatefulWidget {
  MyFadeTest({Key key, this.title}) : super(key: key);
  final String title;
  @override
  _MyFadeTest createState() => _MyFadeTest();
}

class _MyFadeTest extends State<MyFadeTest> with TickerProviderStateMixin {
  AnimationController controller;
  CurvedAnimation curve;

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    controller = AnimationController(duration: const Duration(milliseconds: 2000), vsync: this);
    curve = CurvedAnimation(parent: controller, curve: Curves.easeIn);
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text(widget.title),
      ),
      body: Center(
          child: Container(
              child: FadeTransition(
                  opacity: curve,
                  child: FlutterLogo(
                    size: 100.0,
                  )))),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        tooltip: 'Fade',
        child: Icon(Icons.brush),
        onPressed: () {
          controller.forward();
        },
      ),
    );
  }
}

Вопрос:

Как использовать Canvas?

Ответ:

У Android и Flutter одинаковый API для Canvas, т.к. они используют одинаковый низкоуровневый движок Skia.

Отличия:

Нет.

Дополнительная информация:

У Flatter есть два класса для рисования на Canvas — CustomPaint и CustomPainter. Второй реализует ваш алгоритм отрисовки.
Подробнее тут: StackOverflow.

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() => runApp(MaterialApp(home: DemoApp()));

class DemoApp extends StatelessWidget {
  Widget build(BuildContext context) => Scaffold(body: Signature());
}

class Signature extends StatefulWidget {
  SignatureState createState() => SignatureState();
}

class SignatureState extends State<Signature> {
  List<Offset> _points = <Offset>[];
  Widget build(BuildContext context) {
    return GestureDetector(
      onPanUpdate: (DragUpdateDetails details) {
        setState(() {
          RenderBox referenceBox = context.findRenderObject();
          Offset localPosition =
          referenceBox.globalToLocal(details.globalPosition);
          _points = List.from(_points)..add(localPosition);
        });
      },
      onPanEnd: (DragEndDetails details) => _points.add(null),
      child: CustomPaint(painter: SignaturePainter(_points), size: Size.infinite),
    );
  }
}

class SignaturePainter extends CustomPainter {
  SignaturePainter(this.points);
  final List<Offset> points;
  void paint(Canvas canvas, Size size) {
    var paint = Paint()
      ..color = Colors.black
      ..strokeCap = StrokeCap.round
      ..strokeWidth = 5.0;
    for (int i = 0; i < points.length - 1; i++) {
      if (points[i] != null && points[i + 1] != null)
        canvas.drawLine(points[i], points[i + 1], paint);
    }
  }
  bool shouldRepaint(SignaturePainter other) => other.points != points;
}

Вопрос:

Как создавать кастомные виджеты?

Ответ:

Компоновать виджеты внутри одного (вместо наследования).

Отличия:

В Android мы можем наследоваться от интересующей нас View и дописать свою логику. Во Flutter это похоже на ViewGroup, только виджет всегда наследуется от StatelessWidget или StatefulWidget. Т.е. нужно создать новый виджет и использовать в нём набор нужных вам виджетов в качестве параметров или полей.

Пример:

class CustomButton extends StatelessWidget {
  final String label;

  CustomButton(this.label);

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return RaisedButton(onPressed: () {}, child: Text(label));
  }
}

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Center(
    child: CustomButton("Hello"),
  );
}

Intents

Вопрос:

Какой аналог Intent во Flutter?

Ответ:

Его нет. Для навигации между экранами используются классы Navigator и Route.
Для взаимодействия с внешними компонентами (например, камерой или файл-пикером) можно использовать плагины или нативную интеграцию на каждой платформе. Подробнее о нативной интеграции: Developing Packages and Plugins.

Отличия:

Во Flutter нет таких понятий, как Activity и Fragment. Есть Navigator (навигатор) и Routes (маршруты). Приложение на Flutter напоминает single-activity приложение, где разные экраны представляют собой разные фрагменты, а управляет ими FragmentManager. Navigator похож на FragmentManager по принципу работы. Он может сделать push() или pop() указанному вами маршруту. Route — это своего рода Fragment, но во Flutter его принято сравнивать с экраном или страницей.
В Android мы описываем все Activities, между которыми можем навигировать в AndroidManifest.xml.

Во Flutter есть два способа:

  • описать Map с именами Route (MaterialApp);
  • напрямую навигировать к Route (WidgetApp).

Пример:

void main() {
  runApp(MaterialApp(
    home: MyAppHome(), // becomes the route named '/'
    routes: <String, WidgetBuilder> {
      '/a': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page A'),
      '/b': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page B'),
      '/c': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page C'),
    },
  ));
}

Navigator.of(context).pushNamed('/b');

Вопрос:

Как обрабатывать поступающие от других приложений интенты?

Ответ:

Взаимодействуя с Android-слоем приложения через MethodChannel.

Пример:

Прописываем intent-filter в AndroidManifest.xml:

<activity
  android:name=".MainActivity"
  android:launchMode="singleTop"
  android:theme="@style/LaunchTheme"
  android:configChanges="orientation|keyboardHidden|keyboard|screenSize|locale|layoutDirection"
  android:hardwareAccelerated="true"
  android:windowSoftInputMode="adjustResize">
  <!-- ... -->
  <intent-filter>
    <action android:name="android.intent.action.SEND" />
    <category android:name="android.intent.category.DEFAULT" />
    <data android:mimeType="text/plain" />
  </intent-filter>
</activity>

Обрабатываем Intent в MainActivity и из Flutter вызываем код через MethodChannel:

package com.example.shared;

import android.content.Intent;
import android.os.Bundle;

import java.nio.ByteBuffer;

import io.flutter.app.FlutterActivity;
import io.flutter.plugin.common.ActivityLifecycleListener;
import io.flutter.plugin.common.MethodCall;
import io.flutter.plugin.common.MethodChannel;
import io.flutter.plugins.GeneratedPluginRegistrant;

public class MainActivity extends FlutterActivity {

  private String sharedText;

  @Override
  protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
    super.onCreate(savedInstanceState);
    GeneratedPluginRegistrant.registerWith(this);
    Intent intent = getIntent();
    String action = intent.getAction();
    String type = intent.getType();

    if (Intent.ACTION_SEND.equals(action) && type != null) {
      if ("text/plain".equals(type)) {
        handleSendText(intent); // Handle text being sent
      }
    }

    new MethodChannel(getFlutterView(), "app.channel.shared.data").setMethodCallHandler(
      new MethodCallHandler() {
        @Override
        public void onMethodCall(MethodCall call, MethodChannel.Result result) {
          if (call.method.contentEquals("getSharedText")) {
            result.success(sharedText);
            sharedText = null;
          }
        }
      });
  }

  void handleSendText(Intent intent) {
    sharedText = intent.getStringExtra(Intent.EXTRA_TEXT);
  }
}

Запрашиваем данные, когда виджет начнёт отрисовываться:

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:flutter/services.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample Shared App Handler',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  static const platform = const MethodChannel('app.channel.shared.data');
  String dataShared = "No data";

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    getSharedText();
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(body: Center(child: Text(dataShared)));
  }

  getSharedText() async {
    var sharedData = await platform.invokeMethod("getSharedText");
    if (sharedData != null) {
      setState(() {
        dataShared = sharedData;
      });
    }
  }
}

Вопрос:

Какой аналог у startActivityForResult()?

Ответ:

Ключевое слово await и результат Future-класса.

Отличия:

После вызова startActivityForResult() в Android нам нужно реализовывать обработку в onActivityResult(). Во Flutter ничего реализовывать не нужно, т.к. метод навигатора push() возвращает объект Future.

Пример:

Map coordinates = await Navigator.of(context).pushNamed('/location');

И когда на экране '/location' получили координаты, делаем pop():

Navigator.of(context).pop({"lat":43.821757,"long":-79.226392});

Async UI

Вопрос:

Какой аналог у runOnUiThread() во Flutter?

Ответ:

В Dart реализована однопоточная модель исполнения, которая работает на изоляциях (Isolates). Для асинхронного выполнения используется async/await, с которым вы, возможно, знакомы из C#, JavaScript или Kotlin coroutines.

Пример:

Выполнение запроса и возврата результата для обновления UI:

loadData() async {
  String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
  http.Response response = await http.get(dataURL);
  setState(() {
    widgets = json.decode(response.body);
  });
}

Когда ответ на запрос получен, нужно вызвать метод setState() для перерисовки дерева виджетов с новыми данными.

Пример:

Загрузка и обновления данных в ListView:

import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();

    loadData();
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView.builder(
          itemCount: widgets.length,
          itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
            return getRow(position);
          }));
  }

  Widget getRow(int i) {
    return Padding(
      padding: EdgeInsets.all(10.0),
      child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}")
    );
  }

  loadData() async {
    String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    setState(() {
      widgets = json.decode(response.body);
    });
  }
}

Вопрос:

Как выполнить код в фоновом потоке?

Ответ:

Как было сказано выше — с помощью async/await и изоляций (Isolate).

Отличия:

«Из коробки» в Android можно использовать AsyncTask. В нём нужно реализовать onPreExecute(), doInBackground(), onPostExecute(). Во Flutter
«из коробки» вам просто нужно использовать async/await, об остальном позаботится Dart.

Пример:

здесь метод dataLoader() изолирован. В изоляциях вы можете запускать тяжелые операции, такие как парсинг больших JSON-ов, шифрование, обработка изображений и т.д.

loadData() async {
  ReceivePort receivePort = ReceivePort();
  await Isolate.spawn(dataLoader, receivePort.sendPort);

  // The 'echo' isolate sends its SendPort as the first message
  SendPort sendPort = await receivePort.first;

  List msg = await sendReceive(sendPort, "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts");

  setState(() {
    widgets = msg;
  });
}

// The entry point for the isolate
static dataLoader(SendPort sendPort) async {
  // Open the ReceivePort for incoming messages.
  ReceivePort port = ReceivePort();

  // Notify any other isolates what port this isolate listens to.
  sendPort.send(port.sendPort);

  await for (var msg in port) {
    String data = msg[0];
    SendPort replyTo = msg[1];

    String dataURL = data;
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    // Lots of JSON to parse
    replyTo.send(json.decode(response.body));
  }
}

Future sendReceive(SendPort port, msg) {
  ReceivePort response = ReceivePort();
  port.send([msg, response.sendPort]);
  return response.first;
}

Полноценный запускаемый пример:
import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
import 'dart:async';
import 'dart:isolate';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    loadData();
  }

  showLoadingDialog() {
    if (widgets.length == 0) {
      return true;
    }

    return false;
  }

  getBody() {
    if (showLoadingDialog()) {
      return getProgressDialog();
    } else {
      return getListView();
    }
  }

  getProgressDialog() {
    return Center(child: CircularProgressIndicator());
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        appBar: AppBar(
          title: Text("Sample App"),
        ),
        body: getBody());
  }

  ListView getListView() => ListView.builder(
      itemCount: widgets.length,
      itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
        return getRow(position);
      });

  Widget getRow(int i) {
    return Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}"));
  }

  loadData() async {
    ReceivePort receivePort = ReceivePort();
    await Isolate.spawn(dataLoader, receivePort.sendPort);

    // The 'echo' isolate sends its SendPort as the first message
    SendPort sendPort = await receivePort.first;

    List msg = await sendReceive(sendPort, "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts");

    setState(() {
      widgets = msg;
    });
  }

  // the entry point for the isolate
  static dataLoader(SendPort sendPort) async {
    // Open the ReceivePort for incoming messages.
    ReceivePort port = ReceivePort();

    // Notify any other isolates what port this isolate listens to.
    sendPort.send(port.sendPort);

    await for (var msg in port) {
      String data = msg[0];
      SendPort replyTo = msg[1];

      String dataURL = data;
      http.Response response = await http.get(dataURL);
      // Lots of JSON to parse
      replyTo.send(json.decode(response.body));
    }
  }

  Future sendReceive(SendPort port, msg) {
    ReceivePort response = ReceivePort();
    port.send([msg, response.sendPort]);
    return response.first;
  }
}

Вопрос:

Какой аналог у OkHttp во Flutter?

Ответ:

Во Flutter есть свой HTTP package.

Дополнительная информация:

Пока в HTTP Package реализованы не все фичи из OkHttp, поэтому многие недостающие из них вынесены в абстракции и вы можете реализовать их самостоятельно по мере необходимости.

Пример:

Чтобы использовать HTTP package, добавьте его как зависимость в pubspec.yaml:

dependencies:
  ...
  http: ^0.11.3+16

Для выполнения запроса вызовите await в async функции http.get():

import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
[...]
  loadData() async {
    String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    setState(() {
      widgets = json.decode(response.body);
    });
  }
}

Вопрос:

Как показывать прогресс выполнения?

Ответ:

С помощью виджета ProgressIndicator.

Пример:

import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    loadData();
  }

  showLoadingDialog() {
    return widgets.length == 0;
  }

  getBody() {
    if (showLoadingDialog()) {
      return getProgressDialog();
    } else {
      return getListView();
    }
  }

  getProgressDialog() {
    return Center(child: CircularProgressIndicator());
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        appBar: AppBar(
          title: Text("Sample App"),
        ),
        body: getBody());
  }

  ListView getListView() => ListView.builder(
      itemCount: widgets.length,
      itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
        return getRow(position);
      });

  Widget getRow(int i) {
    return Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}"));
  }

  loadData() async {
    String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    setState(() {
      widgets = json.decode(response.body);
    });
  }
}

Структура проекта и ресурсы

Вопрос:

Где хранить ресурсы разного разрешения?

Ответ:

В assets.

Отличия:

В Android у ресурсов есть папка res и есть assets. Во Flutter есть только assets. Папка assets может располагаться в любом месте проекта, главное, прописать путь к ней в файле pubspec.yaml.

Дополнительная информация:

Сопоставление размеров графических ресурсов в Android и Flutter.

Android density qualifier Flutter pixel ratio
ldpi 0.75x
mdpi 1.0x
hdpi 1.5x
xhdpi 2.0x
xxhdpi 3.0x
xxxhdpi 4.0x

Во Flutter для использования ресурсов в коде используется AssetManager или специализированные классы, начинающиеся с Asset.

Пример:

AssetManager:

val flutterAssetStream = assetManager.open("flutter_assets/assets/my_flutter_asset.png")

Расположение ресурсов:

images/my_icon.png       // Base: 1.0x image
images/2.0x/my_icon.png  // 2.0x image
images/3.0x/my_icon.png  // 3.0x image

Путь в pubspec.yaml файле:

assets:
 - images/my_icon.jpeg

Использование AssetImage:

return AssetImage("images/a_dot_burr.jpeg");

Использование asset напрямую:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Image.asset("images/my_image.png");
}

Вопрос:

Где хранить строки? Как их локализовать?

Ответ:

Хранить в статичных полях. Локализовать с помощью intl package.

Пример:

class Strings {
  static String welcomeMessage = "Welcome To Flutter";
}

Text(Strings.welcomeMessage)

Вопрос:

Какой аналог Gradle-файла? Как добавлять зависимости?

Ответ:

pubspec.yaml.

Дополнительная информация:

Flutter делегирует сборку нативным Android и iOS сборщикам.
Посмотреть список всех популярных библиотек для Flutter можно в Pub.

Activities & Fragments

Вопрос:

Какой аналог у Activity и Fragment во Flutter?

Ответ:

Во Flutter всё — виджеты. Роль активити и фрагментов для работы с UI выполняют виджеты. А роль навигации, как было сказано в пункте про навигацию — Navigator и Route.

Дополнительная информация:

Flutter For Android Developers: How to design an Activity UI in Flutter.

Вопрос:

Как обрабатывать события жизненного цикла?

Ответ:

С помощью WidgetsBinding и метода didChangeAppLifecycleState().

Дополнительная информация:

Во Flutter используется FlutterActivity в нативном коде, и движок Flutter делает обработку изменений состояния максимально незаметной. Но если вам всё же необходимо выполнить какую-либо работу в зависимости от состояния, то жизненный цикл немного отличается:

  • inactive — этот метод есть только в iOS, в Android нет аналога;
  • paused — аналогичен onPause() в Android;
  • resumed — аналогичен onPostResume() в Android;
  • suspending — аналогичен onStop в Android, в iOS нет аналога.

Более подробно это описано в AppLifecycleStatus documentation.

Пример:

import 'package:flutter/widgets.dart';

class LifecycleWatcher extends StatefulWidget {
  @override
  _LifecycleWatcherState createState() => _LifecycleWatcherState();
}

class _LifecycleWatcherState extends State<LifecycleWatcher> with WidgetsBindingObserver {
  AppLifecycleState _lastLifecycleState;

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    WidgetsBinding.instance.addObserver(this);
  }

  @override
  void dispose() {
    WidgetsBinding.instance.removeObserver(this);
    super.dispose();
  }

  @override
  void didChangeAppLifecycleState(AppLifecycleState state) {
    setState(() {
      _lastLifecycleState = state;
    });
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    if (_lastLifecycleState == null)
      return Text('This widget has not observed any lifecycle changes.', textDirection: TextDirection.ltr);

    return Text('The most recent lifecycle state this widget observed was: $_lastLifecycleState.',
        textDirection: TextDirection.ltr);
  }
}

void main() {
  runApp(Center(child: LifecycleWatcher()));
}

Layouts

Вопрос:

Какой аналог у LinearLayout?

Ответ:

Row — для горизонтального расположения, Column — для вертикального.

Дополнительная информация:

Flutter For Android Developers: How to design LinearLayout in Flutter?

Пример:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Row(
    mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
    children: <Widget>[
      Text('Row One'),
      Text('Row Two'),
      Text('Row Three'),
      Text('Row Four'),
    ],
  );
}
@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Column(
    mainAxisAlignment: MainAxisAlignment.center,
    children: <Widget>[
      Text('Column One'),
      Text('Column Two'),
      Text('Column Three'),
      Text('Column Four'),
    ],
  );
}

Вопрос:

Какой аналог у RelativeLayout?

Ответ:

Виджет Stack.

Подробнее:

StackOverflow.

Вопрос:

Какой аналог у ScrollView?

Ответ:

ListView с виджетами.

Пример:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return ListView(
    children: <Widget>[
      Text('Row One'),
      Text('Row Two'),
      Text('Row Three'),
      Text('Row Four'),
    ],
  );
}

Вопрос:

Как обрабатывать переходы между portrait и landscape?

Ответ:

FlutterView обрабатывает перевороты, если AndroidManifest.xml содержит
android:configChanges=«orientation|screenSize»

Жесты и обработка touch event

Вопрос:

Как добавить слушатель onClick для виджета во Flutter?

Ответ:

Если виджет поддерживает клики, то в onPressed(). Если нет, то в onTap().

Пример:

В onPressed():

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return RaisedButton(
      onPressed: () {
        print("click");
      },
      child: Text("Button"));
}

В onTap():

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        body: Center(
      child: GestureDetector(
        child: FlutterLogo(
          size: 200.0,
        ),
        onTap: () {
          print("tap");
        },
      ),
    ));
  }
}

Вопрос:

Как обрабатывать другие жесты на виджетах?

Ответ:

Используя GestureDetector. Им можно обрабатывать следующие действия:

Tap

Double tap

Long press

Vertical drag

Horizontal drag

Пример:

Обработка onDoubleTap:

AnimationController controller;
CurvedAnimation curve;

@override
void initState() {
  controller = AnimationController(duration: const Duration(milliseconds: 2000), vsync: this);
  curve = CurvedAnimation(parent: controller, curve: Curves.easeIn);
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        body: Center(
          child: GestureDetector(
            child: RotationTransition(
                turns: curve,
                child: FlutterLogo(
                  size: 200.0,
                )),
            onDoubleTap: () {
              if (controller.isCompleted) {
                controller.reverse();
              } else {
                controller.forward();
              }
            },
        ),
    ));
  }
}

ListViews & Adapters

Вопрос:

Какой аналог у ListView во Flutter?

Ответ:

ListView.

Отличия:

Во Flutter не нужно думать об очистке и повторном использовании элементов (чем занимается ListView/RecyclerView в Android, используя паттерн ViewHolder).

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView(children: _getListData()),
    );
  }

  _getListData() {
    List<Widget> widgets = [];
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row $i")));
    }
    return widgets;
  }
}

Вопрос:

Как узнать на каком элементе было нажатие?

Ответ:

Оборачивая элемент в GestureDetector.

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView(children: _getListData()),
    );
  }

  _getListData() {
    List<Widget> widgets = [];
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(GestureDetector(
        child: Padding(
            padding: EdgeInsets.all(10.0),
            child: Text("Row $i")),
        onTap: () {
          print('row tapped');
        },
      ));
    }
    return widgets;
  }
}

Вопрос:

Как динамически обновить ListView?

Ответ:

Если у вас небольшой набор данных, то это можно сделать через setState(). Если набор данных большой, то через ListView.Builder, который является аналогом RecyclerView.

Пример:

Используя setState():

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = <Widget>[];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(getRow(i));
    }
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView(children: widgets),
    );
  }

  Widget getRow(int i) {
    return GestureDetector(
      child: Padding(
          padding: EdgeInsets.all(10.0),
          child: Text("Row $i")),
      onTap: () {
        setState(() {
          widgets = List.from(widgets);
          widgets.add(getRow(widgets.length + 1));
          print('row $i');
        });
      },
    );
  }
}

Используя ListView.Builder:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = <Widget>[];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(getRow(i));
    }
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        appBar: AppBar(
          title: Text("Sample App"),
        ),
        body: ListView.builder(
            itemCount: widgets.length,
            itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
              return getRow(position);
            }));
  }

  Widget getRow(int i) {
    return GestureDetector(
      child: Padding(
          padding: EdgeInsets.all(10.0),
          child: Text("Row $i")),
      onTap: () {
        setState(() {
          widgets.add(getRow(widgets.length + 1));
          print('row $i');
        });
      },
    );
  }
}

Работа с текстом

Вопрос:

Как использовать кастомные шрифты?

Ответ:

Файл шрифтов нужно просто положить в папку (название придумайте сами) и указать к ней путь в pubspec.yaml.

Пример:

fonts:
   - family: MyCustomFont
     fonts:
       - asset: fonts/MyCustomFont.ttf
       - style: italic

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Scaffold(
    appBar: AppBar(
      title: Text("Sample App"),
    ),
    body: Center(
      child: Text(
        'This is a custom font text',
        style: TextStyle(fontFamily: 'MyCustomFont'),
      ),
    ),
  );
}

Вопрос:

Как стилизовать текстовые виджеты?

Ответ:

С помощью параметров:

  • color;
  • decoration;
  • decorationColor;
  • decorationStyle;
  • fontFamily;
  • fontSize;
  • fontStyle;
  • fontWeight;
  • hashCode;
  • height;
  • inherit;
  • letterSpacing;
  • textBaseline;
  • wordSpacing.

Форма ввода

Более подробно написано здесь: Retrieve the value of a text field.

Вопрос:

Какой аналог у hint в TextInput?

Ответ:

Подсказку можно показать с помощью InputDecoration, передав его в качестве конструктора в виджет.

Пример:

body: Center(
  child: TextField(
    decoration: InputDecoration(hintText: "This is a hint"),
  )
)

Вопрос:

Как показать ошибки валидации?

Ответ:

Всё так же — с помощью InputDecoration и его состояния.

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  String _errorText;

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: Center(
        child: TextField(
          onSubmitted: (String text) {
            setState(() {
              if (!isEmail(text)) {
                _errorText = 'Error: This is not an email';
              } else {
                _errorText = null;
              }
            });
          },
          decoration: InputDecoration(hintText: "This is a hint", errorText: _getErrorText()),
        ),
      ),
    );
  }

  _getErrorText() {
    return _errorText;
  }

  bool isEmail(String em) {
    String emailRegexp =
        r'^(([^<>()[]\.,;:s@"]+(.[^<>()[]\.,;:s@"]+)*)|(".+"))@(([[0-9]{1,3}.[0-9]{1,3}.[0-9]{1,3}.[0-9]{1,3}])|(([a-zA-Z-0-9]+.)+[a-zA-Z]{2,}))$';

    RegExp regExp = RegExp(emailRegexp);

    return regExp.hasMatch(em);
  }
}

Плагины Flutter

Вопрос:

Как получить доступ к GPS?

Ответ:

С помощью плагина geolocator.

Вопрос:

Как получить доступ к камере?

Ответ:

С помощью плагина image_picker.

Вопрос:

Как авторизоваться через Facebook?

Ответ:

С помощью плагина flutter_facebook_login.

Вопрос:

Как использовать Firebase?

Ответ:

Firebase поддерживает Flutter first party plugins.

Вопрос:

Как делать нативные (платформенные) вставки кода?

Ответ:

Flutter использует EventBus для взаимодействия с платформенным кодом. Подробно тут: developing packages and plugins.

Вопрос:

Как использовать NDK?

Ответ:

Написать свой плагин для взаимодействия вашего NDK-кода с Flutter. Пока Flutter не поддерживает прямое взаимодействие.

Themes

Вопрос:

Как использовать тему (Theme) в приложении?

Ответ:

Используя виджет MaterialApp или WidgetApp как корневой в приложении.

Пример:

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
        textSelectionColor: Colors.red
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

Базы данных и локальное хранилище

Вопрос:

Как получить доступ к Shared Preferences?

Ответ:

С помощью Shared_Preferences plugin (для NSUserDefaults в iOS тоже).

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:shared_preferences/shared_preferences.dart';

void main() {
  runApp(
    MaterialApp(
      home: Scaffold(
        body: Center(
          child: RaisedButton(
            onPressed: _incrementCounter,
            child: Text('Increment Counter'),
          ),
        ),
      ),
    ),
  );
}

_incrementCounter() async {
  SharedPreferences prefs = await SharedPreferences.getInstance();
  int counter = (prefs.getInt('counter') ?? 0) + 1;
  print('Pressed $counter times.');
  prefs.setInt('counter', counter);
}

Вопрос:

Как получить доступ к SQLite во Flutter?

Ответ:

С помощью плагина SQFlite.

Уведомления

Вопрос:

Как показать push-уведомление?

Ответ:

С помощью плагина Firebase_Messaging.

Заключение

Новые языки программирования и фреймворки появляются практически постоянно. И на старте трудно понять, что выстрелит и будет долго жить, а что забудут уже через год. Боб Мартин в своей книге «Идеальный программист» призывает нас изучать новые языки программирования и фреймворки. Чед Фаулер в книге «Программист-фанатик» советует всегда быть на острие технологий. Но как понять, что ты не ошибся с выбором? В 2016 году я обратил внимание на Kotlin, но из-за высокой загруженности не смог уделить ему достаточно времени до второй половины 2017. На старте многие относились к нему скептически, а сейчас это один из самых популярных языков программирования, и огромное количество разработчиков создают на нём свои продукты. Я чувствую, что за те полтора года мог бы получить более глубокое понимание тонкостей языка.
В том же 2016 году появился фреймворк Flutter на языке Dart. Но рост его популярности был не такой стремительный, и только в 2018 году о нём заговорили громко. Тогда мне тоже захотелось попробовать его в действии. И мне понравилось! Время покажет, какое будущее ждёт этот фреймворк, но кажется, он очень перспективный. (И если Google Fuchsia выстрелит, то, без сомнений, Flutter не останется позади). Изучать его или нет — решать вам! В любом случае, изучение нового — отличная разминка для мозга. На этом у меня всё. Да не сломает Google ваш Play!

Автор: smartdev

Источник

* - обязательные к заполнению поля