Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук

в 21:40, , рубрики: hi-end аппаратура, Hi-Fi, аудиотехника, Блог компании Pult.ru, гаджеты, звук, Научно-популярное, старое железо, схемотехника, усилители, усилитель звуковой частоты, усилитель мощности

По многочисленным просьбам, я заново открываю цикл “легендарные усилители”, чтобы продолжить рассказ о самых внушительных разработках в области усилительной техники, появившихся за последние семьдесят лет.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 1

Некоторые из моих читателей справедливо отметили, что, несмотря на мой скепсис в отношении т.н. “лампового звука”, в этом цикле я уделил пренебрежительно мало внимания полупроводниковым разработкам. Этот пост исправит такую вопиющую несправедливость.

Да простят меня любители “теплой ламповости”, но на самом деле УМЗЧ, признанных схемотехническими шедеврами, инженерами, меломанами и аудиофилами, значительно больше, чем ламповых.

Quad 303 — полупроводниковая легенда 60-х

Считается, что в первое десятилетие массового применения полупроводников в усилительной схемотехнике (т.е. в 1960-е годы) не существовало устройств, которые могли бы быть сравнимы с ламповыми по верности воспроизведения. Несмотря на это расхожее убеждение, мне знакомо несколько таких устройств, лучшим из которых, пожалуй, является Quad 303.

Этот усилитель многие называют вершиной развития транзисторной схемотехники в 60-е. По утверждениям аудиоинженера Питера Бройнингера, именно схемотехника Quad 303 заложила основы того, что будет с успехом применятся еще пару десятилетий.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 2

Номинальная мощность УМЗЧ составила 45 Ватт на канал вне зависимости от номинального сопротивления АС (в диапазоне 4 ~ 16 Ом), что очень внушительно для 1968-го года (тогда такой мощностью могли обладать концертные системы).

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 3

В те годы этот УМЗЧ имел репутацию универсального устройства, которое могло использоваться как профессионалами, так и рядовыми меломанами. Особое место занимала лимиттерная защита, которая позволяла устройству длительно бесперебойно работать при большой нагрузке.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 4

Создателям Quad 303 удалось снизить THD и IMD настолько, что современникам было тяжело их точно измерить.

Основные характеристики устройства следующие:

  • Выходная мощность: 45 Вт;
  • Частотный диапазон: 30 Гц ~ 35 кГц;
  • THD: 0,1%;
  • Входная чувствительность: 0,5В;
  • Соотношение сигнал/шум: 100 дБ;
  • Ширина: 120 мм; Высота: 159 мм; Глубина: 324 мм; Вес: 8,2 кг.

Достаточно быстро пользователи поняли преимущества двойного моно и стали использовать Quad 303 парами, как 2 моноблока. Дело в том, что по свидетельствам современников устройство одинаково стабильно работало как в стерео, так и в моно-режиме.

Krell KSA-100 — шедевр радиолюбителя

К началу 1980-х репутация транзисторных систем упала ниже плинтуса. Если не считать Ampzilla и ещё пару монстров от крупных производителей типа Mark Levinson, которые не могли упасть в грязь лицом, на рынке не было достоверно звучащих транзисторных усилителей. Пользователи того времени, судя по публикациям в архивных журналах типа Stereophile, жаловались на то, что транзисторное усиление искажает звук едва ли не сильнее, чем это делают несовершенные акустические системы того времени.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 5

Среди энтузиастов были люди, которые верили (как оказалось небезосновательно) в будущее “кремниевого” звука и полупроводников в Hi-Fi, среди них был Дэн Д'Агостино. Можно сказать, что транзисторный High End начинался именно с этого аудиоинженера. Сегодня этого парня знают как пафосного и авторитетного героя со страниц аудиофильской прессы, одного из опытнейших экспертов по бескомпромиссной схемотехнике.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 6
поздняя версия KSA-100S

Всё началось со страстного увлечения, которое почти не приносило доходов. Радиолюбитель и аудиоинженер-энтузиаст был убежден в том, что можно создать транзисторный УМЗЧ, превосходящий ламповые как по объективным характеристикам, так и по субъективно определяемым параметрам. Таким усилителем стал Krell KSA-100.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 7
KSA-100 mk2

Разработка устройства была начата в 1979-м году, а уже в 1981-м KSA-100 получил главный приз на Международной выставке потребительской электроники «Consumer Electronics Show» (CES). Об особенностях схемотехники лучше расскажет схема, которая стала отправной точкой для очень многих любительских и профессиональных разработок на западе.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 8

Применение высококачественных компонентов и нетривиальные для своего времени схемотехнические решения позволили добиться следующих характеристик:

  • Мощность: 100W (8 Ом — 20 dBW);
  • Частотный диапазон: 20Hz–20kHz;
  • Неравномерность АЧХ: +0.0/–1dB (20Hz–20kHz), +0.0/–3dB (1Hz–150kHz);
  • THD: <0.1%, 1kHz; <0.5%, 20kHz (при полной мощности);
  • Скорость нарастания выходного напряжения: 100V/µs;
  • Входная чувствительность: 1.4V RMS;
  • Демпфинг: >60;
  • Входное сопротивление: 47 кОм.

Необходимо отметить, что устройство выпускалось на протяжении двух с лишним десятилетий, а цена на него несколько раз менялась, до 1994-го года она неуклонно росла, достигнув пика в $5500. Эксперты таких изданий как “The Absolute Sound”, “Stereophile” и “What hi-fi” не стеснялись в выборе эпитетов, описывая заслуги автора кремниевой легенды. В одной из таких пафосных статей Д'Агостино назвали:
“человеком, который доказал, что полупроводниковые усилители способны бесподобно воспроизводить музыку”, что в целом соответствует действительности.

Цифровой усилитель TacT Millennium — High End класса D

Датчанин Питер Лингдорф — незаурядный датский инженер, сооснователь и один из ведущих разработчиков компании TacT (известной сегодня как «Lyngdorf Audio ApS») создал легендарный для своего времени TacT Millennium. Фактически, это та разработка, которая заставила по-другому посмотреть на усилители класса D, причем даже самых упрямых аудиофилов притязательных филофонистов.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 9

Дело в том, что большинство ранних усилителей класса D помимо высокого КПД славились отвратительнейшим звуком. Такое низкое качество воспроизведения часть современников раннего интегрального усиления списывало на несовершенство технологии. Прочие и вовсе говорили о невозможности создать сколько-нибудь приличный усилитель в этом классе.

Предположительно в 1997-м году Лингдорф решил разрушить расхожие стереотипы про возможности цифры и класс D. Он начал копаться в особенностях широтно-импульсной и импульсно-кодовой модуляции, экспериментировать. Позже создал компанию TacT для выпуска устройств, которые принципиально отличались от всего, что в то время было представлено на рынке.

В результате своих изысканий Лингдорф пришел к выводу, что для получения высокой верности воспроизведения с классом D, необходимо применять метод кодирования аналогового сигнала с использованием повышенной частоты дискретизации, а именно 352,8 кГц (разработчик явно брал с запасом, чтобы впечатлить современников).

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 10

В этом методе достаточный динамический диапазон достигается при малой разрядности квантования. Благодаря такой частоте вероятные ошибки квантования, сиречь шумы и искажения цифрового сигнала, сдвигаются в высокочастотную область, далеко за границы человеческого восприятия.

По сути усилитель представляет собой ЦАП с аналоговым оконечным каскадом, поэтому на спецификациях этого устройства значится надпись “digital input only”.

Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук - 11

Результаты контрольных измерений характеристик устройства не могут не обрадовать ратующих за высокую верность воспроизведения:

  • Мощность (RMS), 4 Ом, 2 x 300W, 1 KHz, 0.1% THD+N
  • Мощность (RMS), 8 Ом, 2 x 150W, 1 KHz, 0.1% THD+N
  • Номинальное сопротивление 4 — 8 Ом
  • Частотный диапазон 0.3Hz-33KHz -3dB points, 8Ом
  • Частотный диапазон 20Hz-20KHz -0dB/+0.2dB, 8Ом
  • THD+N: 0.01%, 1W/8 Ом
  • THD+N: 0.015%, 1W/4 Ом
  • THD+N: 0.06%, 100W/8 Ом
  • THD+N: 0.02%, 300W/4 Ом
  • Отношение сигнал/шум: 113 dB, Ref. 200 /8 Ом
  • Динамический диапазон: 140 dB, Ref. 200 W/8 Ом
  • Разделение каналов n 100 dB 1 KHz, 200 W/8 Ом

На основании описанных выше характеристик «The Absolute Sound» и один из его контрибьюторов — Роберт Грин включили TacT Millennium в десятку лучших усилителей мира.

Думаю, людям, которые ноют про “мертвую цифру” и “этот отвратительный класс D”, будет интересно узнать, что Роберт Грин (Robert E. Greene) одинаково авторитетный как в среде аудиоинженеров, так и среди технически подкованных аудиофилов, признанный авторитет в области обзоров ламповых УМЗЧ, считает одним из лучших усилителей в мире — цифровой усилитель, работающий в классе D.

Итог

В этом посте я постарался собрать наиболее знаковые транзисторные усилители, которые доказали состоятельность полупроводниковой схемотехники еще в далекие 60-е, 80-е и нулевые. Во многом я хочу продемонстрировать этим постом, что верность воспроизведения зависит далеко не от наличия в усилителе вакуумных приборов. Истинная причина интереса к лампам скорее в ностальгии по времени, когда “солнце светило ярче и трава была зеленее”, маркетинговой мифологизации ТЛЗ и редким случаям рационального использования, например, с электростатическими наушниками.
Предлагаю поучаствовать в традиционном опросе.

Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести как транзисторные, так и ламповые УМЗЧ, а также акустические системы высокой верности воспроизведения.

Для поста использован фотоконтент:
meridian-audio.info
myoldvintagehifi.blogspot.com
www.hembrow.eu
www.inthouse.ru
www.avgid.com.ua

Спасибо этим ресурсам.

Автор: Sound_cULT

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js