Техники креативности

в 11:32, , рубрики: gtd, mind maps, мозговой штурм, метки: ,

Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения. Это умение использовать существующее необычным образом. Это стремление идти новыми путями.

Препятствия для креативности

Зачастую мы сами мешаем себе мыслить творчески, наталкиваемся на мыслительные барьеры:

  1. Стремление найти «правильный» ответ
  2. Логическое мышление
  3. Правила
  4. Практичность
  5. Игра – это не работа (игры разума стимулируют творчество)
  6. Я «серьёзный» человек
  7. Избегание неоднозначности
  8. Ошибаться плохо
  9. Я не творческая личность
Креативность при работе в команде

В командном творчестве наиболее эффективны небольшие группы, включающие людей разных возрастов, полов и сфер деятельности. Однако при работе в команде есть преимущества и недостатки. К преимуществам модно отнести:

  1. Множество людей располагает большими знаниями
  2. Идея воспринимается лучше, если те, кто будут её осуществлять, принимают участие в её разработке
  3. Более широкое поле поиска
  4. Возможность серьёзней оценить риски
  5. Дальнейшее развитие идеи группе даётся лучше

Недостатки:

  1. Группе требуется больше времени, чтобы прийти к творческому результату
  2. Участники могут стесняться высказывать свои идеи
  3. «Давление» группы препятствует высказыванию необычных идей
  4. Велика вероятность, что в группе появится лидер, который займёт доминирующую позицию
  5. Действительно инновационные идеи часто отклоняются или обесцениваются компромиссом

Для устранения вышеперечисленных недостатков, были придуманы разнообразные способы и техники.

Процесс нахождения идей

Целенаправленный поиск новых идей проходит следующие этапы (в скобках перечень техник):

  1. Определение темы, направления поиска
    1. Анализ (сбор информации, поле поиска, ментальные карты, самоанализ, анализ внешней среды, сравнение ситуаций)
    2. Формулировка вопросов (замена основных понятий, расширение перспектив, образы вместо слов, рекурсивный вопрос «зачем?», ожидания и требования к теме)
  2. Открытие потока идей
    1. Преодоление мешающих барьеров («Да, и» вместо «Да, но», цели применения, теннис идей)
    2. Нахождение множества идей (образное мышление, морфологический ящик, анализ ключевых форм, семантическая интуиция, развитие идеи, мозговой штурм, матрица пользы клиента, вопросы от обратного)
    3. Усовершенствование или изменение идей (замена составных частей темы, комбинация идей, что можно увеличить/уменьшить, использовать с другой целью, переструктурирование)

  3. Идентификация лучших идей
    1. Выбор (сортировка по степени новизны, первая маркировка)
    2. Обработка, конкретизированние идеи (преимущества и недостатки идеи, абстракция, повторное усовершенствование или изменение идей)
    3. Оценка (анализ пользы идей, выявление особых аспектов идеи, представление идей в форме удобной для принятия решения)
    4. Документирование (эскиз идеи, паспорт идеи)
    5. Расстановка приоритетов (метод шести шляп, вторая маркировка)

  4. Воплощение идей (план мероприятий, коммуникация идей, цикл идей)

Суть большинства техник понятна из их названия. О некоторых из них напишу немного подробнее.

Поле поиска

Необходимо создать наиболее полный обзор темы на основании собранной информации.
Начертите систему координат, квадранты обозначьте как: Проблема, Цель, Решения, Препятствия. Внутрь квадрантов внесите все аспекты и факты темы.

Самоанализ

Анализ сильных и слабых сторон.
Начертите таблицу с тремя колонками: Критерии (которые вы хотите оценить), Сильные стороны, Слабые стороны.

Анализ внешней среды

Таблица: Существующая ситуация, Возможности, Риски. В первой колонке перечислите актуальные направления внешней среды, наблюдаемые тенденции.

Замена слов

Запишите тему в форме вопроса: «Каким образом мы могли бы достичь…». Заменяйте основные понятия схожими по смыслу, и наблюдайте как изменяется постановка вопроса. Найдите самую подходящую формулировку.

Расширение перспектив

Сформулируйте вопрос с различных точек зрения. Представьте, например, что вы владелец, работник, клиент. Попробуйте свести все формулировки в одну.

Ожидания и требования

Таблица: Обязательно, Желательно, Великолепно. Заполните требованиями, аспектами, представлениями. Проанализируйте – чего вы хотите достичь?

Теннис идей

Необходимо научиться развивать идей. Сформулируйте тему в виде вопроса «Как мы могли бы…». Первый участник предлагает свою идею. Второй должен предложить идею, основанную на идее партнёра – он «отбивает мяч», и так далее.

Первая маркировка

Необходимо рассортировать идеи и выбрать лучшие.
Определите, какое число идей вы хотите развивать дальше (рекомендуется от 6 до 12 идей). Каждый участник присуждает очки наиболее ценным, на его взгляд, идеям. Распределите идеи по группам (лучшие, хорошие, нулевые), в зависимости от количества набранных очков. Выберите идеи, с которыми вы будете работать дальше.

Вторая маркировка

Необходимо выбрать лучшую идею.
У каждого участника изначально от 3 до 6 баллов. Все участники команды оценивают идеи путём выставления оценок, тратя некоторое количество баллов. На одну идею одним конкретным участником нельзя потратить более 2 баллов.
В зависимости от числа набранных баллов, идеи распределяются по группам (на реализацию, на доработку, на переработку).

Метод шести шляп

Необходимо вынести на обсуждение вашу тему и рассмотреть с различных точек зрения.
Подготовьте 6 цветных карточек, которые будут символизировать 6 шляп. Каждая шляпа символизирует определённую точку зрения:

  1. Белая шляпа – нейтралитет и объективность. Во внимание принимаются только факты, никаких эмоций и личных мнений.
  2. Красная – эмоции и личные мнения. Высказывается всё что думаете по поводу идеи, не опасаясь возражений.
  3. Черная – все негативные аспекты. Во внимание принимаются все аргументы, которые говорят против проекта.
  4. Желтая – все позитивные аспекты, которые говорят в пользу проекта, решения, идеи.
  5. Зелёная – креативность. Разрешено всё, о чём до этого не могло быть и речи.
  6. Синяя – подведение итогов и принятие решений.

В процессе обсуждения шляпами меняются. Последовательность определяет ведущий. Ведущий начинает и заканчивает обсуждение в синей шляпе.

Автор: RouR


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js