Почему сервис для туристов Airbnb купил разработчиков нашумевшего алкотестера Lapka

в 16:17, , рубрики: airbnb, lapka, бизнес-модели, инвестиции в стартапы, интервью, монетизация, переезд в другую страну, поглощения, Развитие стартапа

Российский стартап Lapka наделал много шума на Западе, выпустив набор миниатюрных датчиков для iPhone. У датчиков элегантный вид, и они могут определять уровень радиации, влажности, количество нитратов в продуктах и силу электромагнитного поля. Сегодня стало известно, что небольшую команду, создавшую Lapka, купил Airbnb – крупнейший в мире сервис поиска жилья для путешествий.

Компания Lapka основана Вадиком Мармеладовым. В команде Lapka, кроме Мармеладова, работают инженер Сергей Филиппов и художник трехмерной графики Илья Колганов.

Мармеладов рассказал изданию Slon Magazine о сделке с Airbnb, о целевой аудитории проекта, о переезде в США и многом другом.

«Мегамозг» отобрал наиболее интересные высказывания из интервью.

О том, почему Airbnb купила проект Lapka

Двое из трех основателей Airbnb, Джо Гэббиа и Брайан Чески, – промышленные дизайнеры, выпускники Школы дизайна Род-Айленда. Как пользователи они заинтересовались Lapka со дня релиза, Гэббиа оказался первым, кто оформил у нас предзаказ. Все это время мы были на связи, периодически встречались. Собственно, Гэббиа в один прекрасный момент и предложил купить компанию и работать над новыми проектами внутри Airbnb.

Airbnb не нужны датчики, мы будем делать новые продукты. Airbnb – это про все, что связано с жильем, культурой путешествий и экосистемой дома. Что общего у Lapka и Airbnb? Желание отталкиваться не от конкретного продукта, а от ощущений пользователей – не от «интерфейсов» и «дизайна», а от того, что называется user experience.

Lapka как арт-проект

Мы оттолкнулись от идеи создать удобные и красивые датчики, которые, с точки зрения соединения стиля и технологий, были бы не хуже Apple. Сами по себе технологии не так важны – радиометр, нитратомер и другие сенсоры сделаны на основе давно известных методов. А у нас получилось сделать продукты, которые существуют не ради какой-то определенной цели (замер чего-то), а показывают, насколько далеко зашли возможности современных интерфейсов и гаджетов. О бизнесе мы стали думать позже. На первых порах мы даже не вникали в детали производства – просто съездили в Китай, убедились, что там все делают по нашим эскизам и чертежам. Только с нашим вторым гаджетом, алкотестером Lapka BAM, мы задумались о том, как снижать издержки.

Мы были свободны от инвесторов, от партнеров, нам самим не нужно было зарабатывать деньги. Мы смогли работать смело, стремились к идеальному во всем – в материалах, в пропорциях. Если бы мы делали Lapka заново и с акцентом на бизнес, – вкладывались в продвижение, думали про рост скачиваний и продаж, у нас бы, возможно, ничего не получилось.

О вложениях в проект

Только свои силы и время. Так получилось, что мы втроем можем сделать все, что угодно. Честно говоря, мы пробовали нанимать людей, но такого качества, которое давали сами, нам ни от кого получить не удалось.

Как оценить такие вложения? В России это вообще проблема. Например, много шуму наделала наша промосъемка, где датчики Lapka – в руках разных людей, с отпечатками на дереве и пластике. Такая съемка могла стоить $20 тысяч, а могла и $50 тысяч, а нам она не стоила ничего – есть друзья и мы сами умеем делать рекламную съемку. То же самое – с видео алкотестера для сайта алкотестера для сайта. Можно сказать, что мы сами потратили на него, скажем, $100, но это неправильно – потому что на самом деле такой сайт на заказ мог бы стоить и $100 тысяч.

Об аудитории проекта Lapka

Мы измеряли успех не количеством пользователей или продажами, а количеством измерений. В марте 2015 года мы прошли отметку в 50 тысяч измерений с помощью наших датчиков. Сейчас ежемесячно проходит 4–5 тысяч замеров, чуть больше 30% из них – замеры уровня нитратов в продуктах, у измерения радиации, влажности, электромагнитного поля примерно одинаковые – по 22–23%. Около 56% пользователей – из России, 34% – из США; остальные – из Украины, Казахстана, Канады, Южной Кореи.

Вначале мы увидели, что Lapka стали покупать молодые мамы – они боятся за жизнь новорождённых, беспокоятся по любому поводу, так что Lapka помогает им хоть немного избавиться от этой паранойи. Потом появились «супергики», которые привыкли ходить по Москве со счетчиками Гейгера или измерять электромагнитное поле, например, в метро. Для них мы сделали PRO-версию приложения, которое показывает только графики и цифры. Одним нужна красивая картинка – и этого достаточно, чтобы доверять измерениям прибора, другие хотят копать глубже и не верят просто рисункам. Мы сделали карту, где в реальном времени подгружаются результаты измерений с наших сенсоров – на ней видно, что 22% всех замеров идут с приложения PRO.

О каналах продаж для устройств Lapka

У нас вообще не было бюджета на продвижение, но мы сами активно общались с прессой за рубежом, рассказывали про продукт. Большинство дистрибьюторов, даже российских, узнали о нас на конференции CES 2014. У нас больше 300 точек продаж.
Полгода мы присутствовали только в совершенно неожиданных для гаджетах точках – вроде бутиков с кедами, – а потом к нам стали приходить дистрибьюторы. В итоге мы попали в re:Store. После этого дистрибьюторы стали предлагать подписаться на партии в 30–50 тысяч наборов, но мы не захотели.

О том, почему на старте проект уехал из России

С точки зрения предпринимательской культуры Россия – в сотнях лет от Запада. Нужно быть честным: если ты делаешь Lapka, не говори, что будешь новым Apple. Делаешь приложение для российской аудитории – не надо рассказывать про второй Instagram. В этом смысле, мне нравятся некоторые российские компании – «ЛавкаЛавка», «ДаблБи», которые говорят: да, мы делаем стартап в России и для России, и если все пойдет хорошо, мы попробуем выйти за рубеж. Они не врут ни людям вокруг, ни себе, и создателей этих стартапов я за это уважаю.

О том, что мешает делать классные проекты в России

До Lapka я был много выступал в СМИ и был известен в тусовке, а с новым проектом мы на два года ушли в тишину. Когда мы запустились, мы отправляли материалы только в американскую прессу. И я был удивлен: через 3–4 месяца после публикаций в западных СМИ, мне стали писать друзья из России – поздравления с релизом. Тогда я понял, что хотя в России, в сравнении с другими странами, интернет дешевый и вроде бы границы давно открыты, железный занавес и «совок» все еще существуют – в головах.

Потому что у любого человека в России есть все, чтобы сделать классный проект: можно уехать в Кремниевую Долину, побыть стажером в компании в Европе, сделать пробную партию продукта в Китае – ты просто покупаешь билеты и летишь договариваться. Но никто не делает этого. Наверное, потому что всем не хватает не только готовности рисковать, но и профессионализма. Я, мягко говоря, не являюсь профессионалом. Именно этому я и учился, делая Lapka, и продолжу это внутри Airbnb. А где, как и у кого учиться в России, подтягивать себя – непонятно.

Автор: semen_grinshtein

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js