Сайт Sports.ru был запущен в конце 90-х. В 2011 году проект вышел на окупаемость и приносил прибыль вплоть до 2015 года.
Два года назад компания успешно вышла на рынок мобильных приложений и выпустила сразу несколько десятков приложений. Мобильные приложения скачали уже 5 миллионов пользователей, а количество просмотров страниц в них — более 400 миллионов. Никто из российских СМИ не демонстрировал таких результатов. Несмотря на рост аудитории, из-за кризиса рекламные доходы, составляющие 99% выручки компании, резко уменьшились. Сейчас команда Sports.ru открывает офис в Барселоне и привлекает зарубежную аудиторию.
Генеральный директор издания Sports.ru и издательства мобильных приложений о спорте Tribuna Digital, бывший спортивный журналист Дмитрий Навоша рассказал изданию «Секрет фирмы» о стратегии развития, о конкуренции с другими медиа, о монетизации мобильных приложений и многом другом.
«Мегамозг» приводит наиболее интересные высказывания из интервью.
Да, возможно, из всех медиа в России — не поисковиков, соцсетей и порталов — мы сейчас самые большие в мобайле. Нет универсального открытого измерителя, но я со многими общаюсь, знаю цифры основных игроков. В спорте мы точно явный лидер в мобайле, причём не только в России — но уже и на Украине, в Белоруссии, Казахстане. На Западе этим рынком занимаются все, начиная с New York Times (NYT) и заканчивая более современными проектами вроде британской Sky — их телеканалы очень умно представлены в приложениях. Они, как и мы, решают отдельные задачи пользователей.
О стратегии unbundling
Мы просто перенесли в мобайл из веба и соцсетей наши лучшие практики. На Sports.ru про каждый клуб есть мини-сайт с запоминающимся адресом вида sports.ru/spartak, то же самое касается каждого спортсмена — например, sports.ru/sharapova. Есть отдельные потоки в соцсетях, боты в Telegram, люди могут подписаться и читать только интересное, а не всё подряд. Сейчас мы уже знаем, что это зовётся словом unbundling и такую стратегию успешно используют многие. У NYT, к примеру, в прошлом году появилось отдельное приложение NYT Coоking, а чуть раньше — апп про кроссворды.
Но это всё равно история не про количество. Требовался какой-то ответ на один из вызовов времени — фрагментацию интересов аудитории. Ответ получился неплохим: это работает, аудитория быстро растёт.
В первую очередь мы думаем о том, нужно ли это пользователю. Во-вторую — как будем зарабатывать на проекте. Мы видим, что это нужно: аудитория тематических приложений и просмотры опережают приложение Sports.ru, несмотря на то что почти весь контент, который есть в тематических приложениях, можно найти на Sports.ru. Просто пользователь хочет загрузить приложение и увидеть там то, что ему нужно.
О монетизации мобильных приложений
Важно, что пользователи не уходят: растёт аудитория не только в мобайле, что логично, но даже в вебе, который по всем оценкам должен уже стагнировать. Кстати, в Android мы разработали премиальные аккаунты — можно пользоваться версией приложения без рекламы при подписке в 90 рублей за месяц, 550 в год, можно заплатить 950 рублей и отключить её навсегда.
Чаще [покупают] именно самый дорогой вариант — «навсегда». Для нас это пока маленький источник выручки, вряд ли платить станут больше 1%. Зато после появления этой опции пользователи стали к рекламе в целом лояльнее: понимают, что теперь это их выбор. Сейчас все пытаются работать в ситуации сжатия спроса — авиакомпании удерживают цены на билеты, мы снижаем цены на рекламу, чтобы больше её показывать. Мы говорим об этом пользователям, просим отключать Adblock у нас на сайте, потому что это зарплата двух сотрудников. Многие хорошо реагируют на наши просьбы.
Сейчас у нас более 200 приложений пяти типов. Каждое новое нам не стоит ничего, кроме часа работы дизайнера и сборщика. Это могут быть приложения по тематической вертикали — «теннис» или всё тот же «Амкар», по турниру — Олимпиада в Сочи.
О конкуренции в России
Мы как-то спокойны насчёт конкуренции, не думаю, что нас реально обыграть традиционными методами, классической медийной моделью. А новые пока никто не умеет использовать. Обыграют нас не «Спортбокс» или «Чемпионат» со своими холдингами, обыграют нас молодые смелые стартапы с ещё более прорывными подходами, свежим взглядом на вещи. Но пока не видно таких стартапов, ощущение, что все кругом в унынии и депрессии.
Мы выигрываем за счёт очень компактной редакции. Многие популярные тексты создают пользователи. До интервью мы с вами обсуждали расследование о рекордном спонсорском контракте ВТБ, по сути махинации, из-за которой российский клуб вышвырнули из еврокубков. Это тоже материал блогера. Отличный парень, мы его даже к нам на работу звали, но журналистика для человека стала бы шагом назад в смысле денег — зарплаты в медиа небольшие. Он финансовый аналитик в крупной компании, ведёт блог в качестве хобби — и регулярно бомбит такими хитами. У нашего редактора просто нет времени, чтобы неделю копать тему, и потом писать её.
О влиянии Sports.ru на российский спорт
Я боюсь себе повесить на грудь чужие награды, но примеров таких много. Например, в российском футболе есть проблема договорных матчей. Мы очень агрессивно про это пишем, хотя нам грозили судами миллион раз, подавали и отзывали иск, потому что это всегда негативная огласка. Других инструментов борьбы с ними просто нет, хотя, по сути, это обман аудитории — она получает протухший продукт. Футбол, результат которого уже известен. Наши тексты приводили к тому, что матч не игрался с результатом, который был запланирован.
Мы стали мощной площадкой для дискуссий о том, как спорт должен быть устроен. Много писали о том, что государство не должно играть большую роль в профессиональном спорте. Сейчас вслед за нами многие говорят о том, что невозможно сделать спорт бизнесом, не убрав оттуда лишние госденьги, которые демотивируют игроков.
О доходах
[Август 2015 ] Лучший месяц с точки зрения аудитории. По выручке в вебе мы упадём прилично, как весь медийный рынок. 2015 год будет первым за четыре года, когда мы покажем убыток. Мы это знали с начала года, так выходило по всем прогнозам. Этого можно было избежать, порезав команду, но мы не хотели так поступать. Вместо этого начали запускать новые проекты и за счёт них зарабатывать, в том числе на международных рынках.
В мобайле продолжается мощный рост аудитории, она удваивается каждые шесть-восемь месяцев. И деньги растут, хотя пока меньшими темпами. Рекламодатели и агентства всегда немного отстают от аудитории, с интернетом в 2000-е всё то же самое было.
Наши основные рекламодатели в мобайле — те, кто там «живёт», — Gettaxi, Rocketbank — но остальные тоже придут, не сомневаюсь. Куда деваться, если нужная всем динамичная современная аудитория уже там.
У спортивных медиа есть такая характерная сезонность: в чётные годы все растут намного лучше, из-за футбольных чемпионатов мира и Европы, а также Олимпиады. Аудитория больше, рекламная выручка растёт ещё больше, чем аудитория. Там дело было именно в такой сезонности.
Автор: semen_grinshtein