40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр

в 10:58, , рубрики: advergame, advergaming, AR и VR, Блог компании Pixonic, медийная реклама, разработка игр, разработка мобильных приложений, рекламные игры

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 1

Все мы хоть раз запускали игры, которые разрабатывались исключительно для продвижения и рекламы какого-нибудь бренда. Чаще всего это проекты «на один раз», но бывают и исключения. Все это в общем называется одним словом — advergame. Под катом перевод небольшой ретроспективы рекламных игр: откуда начались и где они сейчас. Список самых крутых бонусом.

В отличие от дорогих развлекательных игр, адвергеймы более «странные», поэтому найти хорошие и релевантные примеры бывает сложно. Моя команда составила список из почти 100 адвергеймов — в этой статье я поделюсь некоторыми из них.

Полный список можно посмотреть здесь. В нем есть краткое описание и факты по каждой игре, а также поиск по жанру, бренду, индустрии и так далее.

Ранние дни

Рекламные игры очень стары. Первая женщина-разработчик, Кэрол Шоу, работала над адвергеймом еще в 1978 году — игра Polo разрабатывалась для бренда Polo и была, собственно, спортивным поло. Продвижение проекта отменили, и его так и не закончили. Но она дважды всплывала в качестве прототипа (в 1996 и 2002 годах).

Первые законченные адвергеймы появились, кажется, в 1983 году. Одна из них — Tapper — аркада, разработанная для Budweiser. Игрок должен обслуживать клиентов пивом (прежде чем они разозлятся) и собирать пустые бокалы (прежде чем они упадут на пол). Игра предназначалась для продажи только барам, но была настолько популярна, что обычные залы с аркадными автоматами ее тоже покупали. Чтобы избежать рекламы алкоголя среди детей, разработчики изменили логотип Budweiser на Root Beer (Рутбир — вид безалкогольного напитка в Северной Америке).

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 2

Tapper также появляется в мультфильме Wreck-It Ralph и книге 1001 Video Games You Must Play Before You Die, что недвусмысленно говорит о культовости проекта.

Могут ли адвергеймы быть веселыми и популярными?

Иногда, да.

Chex Quest — игра, выпущенная в 1996 году для сухих завтраков Chex. Она разрабатывалась на движке DOOM и унаследовала большую часть классического FPS-геймплея (но менее агрессивного). Игра раздавалась бесплатно с коробками сухих завтраков, что привело к большому росту продаж — всего было распространено 42 миллиона копий. Акция длилась шесть недель, но за это время у игры успели появиться преданные фанаты. В итоге это привело еще к двум сиквелам. Chex Quest 2 выпустили в 1997 году. Chex Quest 3 разработали бывшие создатели оригинальной игры в 2008 году на правах фан-сервиса, но позже игру переиздали уже официально. А в 2019 вышел видеоролик с историей серии, где затизерили новую игру.

Burger King сделал несколько игр, но Sneak King была самой странной и самой успешной. 2 млн проданных копий (по $3,99 за штуку) сделали ее одной из самых продаваемых игр 2006 года. Критики сочли Sneak King средней, но своеобразная механика — вы подкрадываетесь к голодным людям, чтобы накормить их бургерами — сделала игру популярной.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 3
Sneak King

Barclaycard Water Slide Extreme была выпущена в 2009 году и заняла топ бесплатных приложений для iPhone в 57 странах. Спустя пять лет после релиза, она все еще ежедневно привлекала 85 тысяч активных игроков. К 2019 году в Play Store игру скачали 55 млн раз, что сделало ее, вероятно, самым популярным адвергеймом всех времен.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 4
Barclaycard Water Slide Extreme

Креативные рекламные игры

Адвергеймы зачастую становятся клонами успешных игр. Например, Pepsi Invaders и Chex Quest. Еще есть Brisksaber (клон Fruit Ninja), Tony and Friends in Kellogg’s Land (клон Super Mario Brothers), Mad Mix Game (клон Pac-Man), Toyota Run (на основе классического Out Run 1986) — список можно продолжать еще долго. Рескины тоже обычное дело — в одной из игр McDonald's персонаж был просто заменен на другого, чтобы получилась игра 7 Up.

Но многие игры имеют креативных подход, которые можно оценить по достоинству за их дизайн или стиль.

В игре для голландской компании Pritt — Knutselwereld мир сделан из картона, веревки, ваты и похож на поделку, которые делают в младших классах. Она немного напоминает Samorost студии Amanita Design.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 5
Knutselwereld

Adidas ZX Runner использует только два цвета на черном фоне. Единственные цветные фрагменты — метки на обуви и браслетах. Силуэт игрока виден, когда он перемещается по цветным элементам фона.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 6
Adidas ZX Runner

Самым красивым адвергеймом в этом списке станет Crabs & Penguins, созданная компанией Coca-Cola совместно с McDonald's. Вы играете за краба и пытаетесь вернуть футбольный мяч пингвинам в Арктике.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 7
Crabs & Penguins

America’s Army — довольно известная игра, используемая для вербовки солдат в армию США. Менее известна Navy Training Exercise: Strike and Retrieve — игра, предназначенная для продвижения военно-морского флота США. Я не смог о ней найти много информации, но скриншоты интригуют.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 8
Navy Training Exercise: Strike and Retrieve

Pushover создавалась для Quavers и была выпущена в 1992 году. Это очаровательная головоломка, которая до сих пор есть в Steam. В ней нужно сталкивать домино, при этом блоки имеют различные свойства — некоторые летают, некоторые прыгают. Нужно расположить их так, что упали все — тогда уровень будет пройден.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 9
Pushover

M.C. Kids (игра McDonald's, выпущенная в 1992 году) — еще один пример отличного геймдизайна. Хоть она и была очень похожа на Super Mario Bros 3 и StarTropics, критики оценили новую механику изменения гравитации. McDonald's продавала игру за $49,99 — что дорого для такого типа игры.

Magnum Pleasure Hunt (выпущена в 2011 году) — это уникальный платформер. Цель игры: искать сокровища по всему интернету. Игровой мир состоит из настоящих и выдуманных сайтов, по блокам которых игрок бегает и собирает шоколадные конфеты. Есть также раскачивание, полеты и вождение. Magnum сотрудничала со многими брендами, чьи веб-сайты стали частью «интернета» игры — не трудно догадаться, что игра получилась не очень красивой. Но игроки оценили инновационность — в Magnum Pleasure Hunt сыграло около 7 млн человек.

Colonel Sander’s Kentucky Fried Football Challenge от KFC — это необычная игра в Instagram по типу текстового квеста. На каждом этапе нужно выбирать футболиста, который позволит набрать или потерять несколько ярдов. Выбор переносит вас на другой аккаунт в Instagram, где сетка представляет футбольное поле в его новом состоянии. Ячейка с ведром KFC содержит видео и описание с переходом на следующие этапы (в следующие аккаунты).

Неудачи

Неудачи проявляются во многих формах. Наиболее частая — провал из-за плохого геймдизайна. Именно поэтому многие адвергеймы так скучны. Другой распространенный момент — когда проекты отменяют или прекращают на поздних стадиях разработки. Этому есть много причин.

Возможно, менеджера по маркетингу бренда поменяли, и он убивает все проекты своего предшественника. Или разработчик недооценил время разработки и не успевает ее вовремя закончить. Для Fido Dido, похоже, причина в том, что бренд (7 Up, в данном случае) сменил маскота, и первоначальный маскот перестал быть актуальным. Игра была закончена примерно в 1993 году — официально ее не релизнули, но ROM утёк в сеть. Ситуация была настолько запутанной, что многие посчитали игру выпущенной официально, и даже делали обзоры.

Некоторые игры действительно сомнительны: от жуткого Mojo Master для Axe (нужно использовать специальные движения, чтобы соблазнить женщин) до катастрофической игры Hire Hitman на Facebook, созданной для продвижения консольной игры Hitman Absolution. В Hire Hitman ты мог оставить «заказ» на друга, указать на «ее ужасный макияж» или того хуже (игру убрали спустя несколько часов после релиза).

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 10
Mojo Master

Есть также исследования, которые показывают, что адвергеймы оказывают особенно сильное влияние на детей. Дети не знают, что они потребляют рекламу, а игры делают их больше похожими на бренд, и подсознательно влияют на их решения о покупке. Что становится проблемой в сочетании, например, с нездоровым питанием. Это привело к запретам адвергеймов в некоторых странах (например, в Великобритании) наряду с другими средствами массовой информации, которые рекламируют конкретные продукты для маленьких детей.

Распространение первых флеш-игр, а затем мобильных, изменило рекламные игры несколькими способами. Когда так много free-to-play проектов, адвергеймы чаще всего тоже бесплатны. Monster Energy Supercross и его продолжение — примеры обратного.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 11
Monster Energy Supercross

Но в то же время они чаще становятся играми «на один раз». Многие компании не пытаются поддерживать свои адвергеймы, даже если они достигают нужных метрик. Хоть сегодня и можно играть в Tapper и другие старые игры, многие новые игры потеряны — остались только скриншоты или обзоры. А современные виды адвергеймов — баннер-игры — еще более одноразовые.

Современные тренды

По мере того, как VR и AR набирают популярность, они предлагают компаниям дополнительные возможности для создания нового опыта продажи своей продукции.

После успеха Magnum Pleasure Hunt, о которой я упоминал ранее, компания сделала несколько сиквелов. Я нашёл пять, но видео с двумя разными играми Magnum утверждают, что они обе были вторыми по счету. Одной из таких стал AR-клон Pac-Man, установленный на центральных улицах Амстердама. Игроки охотились на шоколадные косточки, и если их не съедали преследующие рты, то в награду получали настоящее мороженое.

Примером VR является довольно мрачная игра KFC для Oculus Rift под названием The Hard Way (2017). Игрок может избежать вечности с генералом Сандерсом, если успешно приготовит жареную курицу.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 12
The Hard Way

Для запуска новых кроссовок в Шанхае компания Nike использовала впечатляющий VR/AR платформер Reactland. Игроки берут пару кроссовок, контроллер, встают на беговую дорожку и бегают в имитируемом окружении, проецируемым на стены вокруг них.

Сейчас, когда игровая индустрия является одной из крупнейших, некоторые бренды интегрируют игры в свой маркетинг так, что выходят за рамки адвергейминга. KFC, например, запустила KFC Gaming — подразделение, занимающееся развитием сообщества вокруг игр и спонсируемых KFC киберспортивных мероприятий. Аналогичным образом, Arby's пытается привлечь геймеров с помощью отсылок к играм.

40 лет адвергейминга — ретроспектива рекламных видеоигр - 13

Заключение

Прошло почти 40 лет с момента появления адвергейминга. И нет никаких признаков и причин того, что он исчезнет в следующие 40.

Автор: Никита Гук

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js