Индия, Jio и четыре Интернета

в 21:47, , рубрики: jio, Индия, китай, Сетевые технологии, сотовая связь, США

Пояснения к тексту: члены палаты представителей Конгресса США одобрили поправку, которая позволит запретить сотрудникам госорганов страны использовать приложение TikTok. По мнению конгрессменов, что китайское приложение TikTok может «представлять угрозу» для национальной безопасности страны — в частности, собирать данные американских граждан для совершения кибератак на США в будущем.

Одна из наиболее пагубных ошибок, окружающих споры по поводу TikTok, состоит в том, что его запрет потенциально может привести к расколу интернета. Такое мнение стирает историю Великого китайского файрвола, поднятого 23 года назад, и, по сути, отрезавшего Китай от большинства западных сервисов. То, что США, наконец, сможет дать этому зеркальный ответ – это лишь отражение существующей реальности, а не создание новой.

Среди реальных же новостей можно отметить раскол некитайского интернета: для большей части мира американская модель служит основой, однако Евросоюз и Индия всё активнее сворачивают на свои пути.

Американская модель

Американская модель интернета построена на невмешательстве, и с её эффективностью трудно спорить. Технологический сектор является крупнейшим драйвером экономического роста США уже много лет, а интернет-компании США доминируют в большей части мира, неся с собой мягкую власть США – что-то вроде макдональдса с голливудом на стероидах. У такого подхода есть очевидные недостатки: отсутствие препон ведёт к созданию агрегаторов, доминирующих на рынках, и появлению сообществ, как хороших, так и плохих.

Однако в данной статье в основном обсуждается экономика и политика, и в этом смысле больше всего победили и проиграли от американского подхода следующие участники:

Победители:

  • Крупные американские технокомпании, свободно работающие в США, что даёт им большую и доходную базу пользователей, финансирующую расширение за границы страны.
  • У новых технокомпаний в США относительно низкий барьер вхождения, в особенности в области регуляций и накопления данных.
  • Правительство США собирает большую часть налогов с этих американских компаний, включая и их зарубежную прибыль, а также экспортирует через них своё мировоззрение, получая при этом данные на граждан других стран.
  • Граждане США пользуются большей свободой в онлайне, хотя на сбор их данных частными компаниями и правительством США действуют минимальные ограничения.
  • Компании за пределами США свободно работают без ограничений в США и других странах, исповедующих американский подход.

Проигравшие:

  • У правительств других стран ограничены: контроль над американскими технокомпаниями, доступ к их прибылям, контроль над распространением информации.

Моя предвзятость очевидна: я определённо считаю подход США лучшим. Многие, конечно, поспорят над тем, как это всё влияет на новые компании, учитывая, что крупные агрегаторы доминируют на своих рынках, а иные сконцентрируются на вопросе сбора данных. Меня же волнует, что предлагаемые решения окажутся хуже проблем, которые они должны решить, в особенности, касаемо преимуществ пользователей, получаемых ими от использования фабрик данных. Но, как я уже отмечал, я считаю убедительными заявления Верховного суда Евросоюза о том, что сбор правительством США данных о гражданах других стран является серьёзной проблемой в области конфиденциальности.

Однако эти споры подчёркивают мнение, с которым, я считаю, мы все можем согласиться: у правительств других стран есть все основания жаловаться на гегемонию американских технокомпаний.

Китайская модель

Побудительным стимулом китайской модели в первую очередь служит контроль над информацией. Об этом свидетельствует не только то, что Китай контролирует доступ к западным сервисам на уровне сети, но и то, что на китайское правительство работает огромное количество цензоров, и что правительство ожидает от китайских интернет-компаний типа Tencent или ByteDance наличия тысяч своих цензоров.

В то же время нельзя отрицать экономические преимущества китайского подхода. Китай – единственная страна, способная соревноваться с США по размеру и размаху интернет-компаний благодаря огромному рынку и отсутствию конкуренции. Более того, эта ситуация приводит к появлению различных инноваций, поскольку Китай сразу перешёл на мобильный интернет, минуя багаж ПК-предпочтений, до сих пор обременяющих некоторые американские компании.

С учётом всего этого всё же не лишним будет задаться вопросом того, насколько воспроизводима китайская модель. Страны меньшего размера, типа Ирана, контролируют американские технокомпании сходным образом, однако при отсутствии сравнимого с китайским рынка им гораздо сложнее получить такую же экономическую пользу от Великого файрвола. Также стоит отметить, что у китайской модели есть много проигравших сторон, включая китайских граждан.

Европейская модель

Европа, вооружившись такими нормами, как GDPR, директива об авторском праве на Едином цифровом рынке, а также решением суда с прошлой недели, отменившего "американо-европейский щит конфиденциальности" (и предыдущим решением, отменившим в 2015 году "международные принципы безопасного порта для конфиденциальности"), откалывается и уходит в собственный интернет.

Однако такой интернет кажется наихудшим из всех возможных вариантов. С одной стороны, крупные американские технокомпании побеждают, по крайней мере, по сравнению с другими: да, все эти нормативные запреты увеличивают расходы (и уменьшают доходы целевой рекламы), однако сильнее они влияют на потенциальных конкурентов. Говоря образно, Евросоюз ограничивает размер замка, сильно увеличивая ширину рва.

Тем временем граждане Евросоюза будут наблюдать, как их данные всё сильнее защищают от посягательств правительства США, что хорошо для них. Другие защиты вряд ли окажутся такими уж эффективными, или перевесят общее недовольство и утерю важности, происходящие из-за нескончаемых дискуссий о разрешениях и нецелевом контенте. Более того, количество альтернатив устоявшимся лидерам, скорее всего, уменьшится, особенно по сравнению с США.

Также маловероятно, что эту нишу смогут заполнить европейские конкуренты. Любая компания, желающая достичь больших масштабов, сначала должна добиться этого на своём рынке, а уже потом выходить за рубеж, однако, более вероятным кажется, что Европа станет, скорее, вторым по значимости рынком для компаний, выполнивших грязную работу по обработке данных и встроившихся в рынки, более открытые для экспериментов и менее обременённые ограничениями. Повышение стоимости означает усиление стремления к успеху, поэтому проверенная модель получит преимущество перед спекулятивными.

Хуже всего то, что, по крайней мере, с точки зрения Евросоюза, у такого подхода нет плюсов для европейских правительств. В этом состоит проблема управления через нормативы – не концентрируясь на росте, тяжело создавать ситуации, в которых могут выиграть все.

Индийская модель

Индийский рынок всегда был несколько уникальным: если в области цифровых товаров зарубежные компании действовали достаточно свободно, из-за чего в стране находится огромное количество пользователей таких американских компаний, как Google и Facebook, и таких китайских компаний, как TikTok, Индия гораздо строже подходила к вопросам, связанным с физическим уровнем технологий. Сюда попадают как большие пошлины на электронику, так и запрет иностранных инвестиций в такие области, как электронная коммерция. Кроме того, Индия всегда была одним из самых сложных рынков в плане доступа в интернет и логистики.

В то же время, индийский рынок – самый заманчивый в мире, как для американских, так и для китайских технокомпаний, уже по большей части насытивших внутренние рынки. Это приводит к постоянным столкновениям иностранных технокомпаний и индийских регуляторов – будь то попытки Facebook ввести приложение Free Basics [доступ к ресурсам соцсети без оплаты интернет-трафика / прим. перев.] или платежи через WhatsApp, или усиление ограничений на торговлю через интернет компаниями Amazon и Flipkart, или, как в последнее время, откровенный запрет TikTok по соображениям национальной безопасности.

Однако за последние несколько месяцев американские технокомпании начали понимать, как справиться с этой невыполнимой миссией, и это предвещает появление четвёртого интернета: нужно вкладываться в Jio Platforms.

Ставка на Jio

Jio – это доминирующий провайдер услуг телекоммуникаций в Индии, один из ярчайших примеров лавинообразной прибыли, полученной от ставки на вторжение в рынок, подкреплённое технологиями [Reliance Jio Infocomm Limited, подразделение Jio Platforms, которая является частью Reliance Industries Limited / прим. перев.]. Экономику этой ставки, сделанной богатейшим человеком Индии, Мукешем Амбани, я описывал в одной из своих апрельских статей:

Ключ к пониманию ставки Амбани в том, что если все остальные устоявшиеся мобильные операторы Индии, по подобию мобильных операторов всего мира, строили свои услуги на технической базе голосовых звонков, на которую затем накладывалась передача данных, то Jio была изначально построена сразу на сети передачи данных – конкретно, 4G.

  • 4G, в отличие от 2G и 3G, не поддерживает традиционные телефонные коммутаторы. Голосовые звонки обрабатываются так же, как и остальные данные.
  • Поскольку всё в сети – это данные, сети 4G можно создавать при помощи обычного оборудования, имеющегося в свободной продаже, чего нельзя сказать о сетях 2G и 3G.
  • Поскольку Jio обеспечивает сеть передачи данных, то голосовые звонки, отнимающие относительно небольшую часть пропускной способности каналов, были наиболее дешёвыми из всех предоставляемых услуг, а их объём практически ничем не ограничивался.

Иначе говоря, ставка на Jio была ставкой на нулевые расходы – или, как минимум, расходы куда как менее серьёзные, чем у конкурентов. Поэтому оптимальной стратегией её развития было потратить на старте огромное количество денег, а потом пытаться обслужить наибольшее число потребителей, чтобы получить максимальную отдачу от первоначальных вложений.

Именно это и провернула Jio: она потратила $32 млрд на строительство сети, покрывшей всю Индию, запустила услуги, предлагая бесплатную передачу данных и бесплатные звонки в течение первых трёх месяцев, а после этого голосовые звонки так и оставались бесплатными, а за передачу данных просили всего по паре баксов за гигабайт. Это была классическая для Кремниевой долины ставка: потратить деньги на старте, а потом заработать на масштабе, благодаря превосходящей по объёмам структуре, построенной вследствие недорогих технологий.

Убедительности этой истории придаёт её контраст с тем, как Facebook оправдывает схему Free Basics:

В итоге, что, по мнению Цукерберга, должно быть сделано: чтобы сотни миллионов индийцев, огромная часть которых живёт в самых бедных регионах страны, подключились к интернету. Но в отличие от Free Basics, они подключились ко всем ресурсам интернета.

И это даже не самое убедительное описание того, насколько лучше для индийцев сервис Jio, чем всё, что мог бы предложить Free Basics: Цукерберг не планирует старые порядки мобильной связи в Индии, где операторы концентрируются на инвестициях в крупнейшие города и ориентируются на самую богатую часть общества, при этом прося за услуги столько, что Андриссен на полном серьёзе заявил, что это нарушает даже моральные нормы. В таком мире у бедных индийцев если бы и выросла доступность Facebook, то ненамного, поскольку не было бы причин вкладываться в компании, не поддерживающие Free Basics. А вместо этого у них теперь не только есть весь интернет целиком, но и компании от Индии и Китая до США соревнуются в их обслуживании.

Я писал статью о том, как Facebook за $5,7 млрд купила 10% акций Jio Platforms; оказалось, что это была первая из многих инвестиций в Jio:

  • В мае Silver Lake Partners купили за $790 млн 1,15% акций, General Atlantic — за $930 млн купили 1,34% акций, KKR – 2,32% акций за $1,6 млрд.
  • В июне независимые фонды Mubadala и Adia из ОАЭ и независимый фонд Саудовской Аравии купили 1,85% акций за $1,3 млрд, 1,16% акций за $800 млн и 2,32% за $1,6 млрд соответственно. Silver Lake Partners вложили ещё $640 млн, получив 2,08% акций, TPG вложили $640 млн, получив 0.93% акций, и Catterton вложили $270 млн, получив 0.39%. Кроме того, Intel вложила $253 млн, получив 0.39%.
  • В июле Qualcomm вложила $97 млн, получив 0,15% акций, а Google вложила $4,7 млрд, получив 7,7% акций.

Вся эта лавина инвестиций в компанию Reliance полностью окупила те миллиарды долларов, которые она заняла на создание Jio. И всё яснее становится видно, что амбиции компании простираются далеко за пределы простых услуг телекоммуникаций.

Планы Jio на будущее

В прошлую среду, объявив об инвестициях Google в Jio Platforms на ежегодном собрании Reliance Industries, Амбани сказал:

Сначала я хотел бы поделиться с вами философией, мотивирующей текущие и будущие инициативы Jio. Цифровая революция явилась крупнейшим преобразованием в истории человечества, сравнимым только с появлением интеллектуальных человеческих существ, происшедшим порядка 50 000 лет назад. Сравнить их можно потому, что сегодня люди начинают внедрять почти безграничный интеллект в окружающих их мир.

Сегодня мы делаем первые шаги в эволюции интеллектуальной планеты. И в отличие от того, что было в прошлом, эта эволюция идёт с революционной скоростью. Только за восемь оставшихся десятилетий XXI века наш мир изменится сильнее, чем он изменился за последние 20 столетий. Впервые в истории человечества у нас появилась возможность решить крупнейшие проблемы, унаследованные нами от прошлого. Появится мир процветания, красоты и счастья для всех людей. Индия должна идти в авангарде изменений, создающих лучший мир. А для этого все наши люди и предприятия должны получить доступ к необходимой технологической инфраструктуре и возможностям. Это и есть цель Jio. Это и есть амбиция Jio.

Индия, Jio и четыре Интернета - 1

Друзья мои, Jio сегодня является бесспорным лидером в Индии, имея крупнейшую базу пользователей, крупнейшую долю трафика данных и голоса, и широкополосную сеть нового поколения и мирового класса, покрывающую всю нашу страну в длину и ширину. Планы Jio покоятся на двух надёжных колоннах. Одна из них – цифровая связанность, а другая – цифровые платформы.

Проще говоря, Jio настроена достичь мечты, долгое время ускользавшей от телекоммуникационных провайдеров в других странах: перейти от инфраструктуры фиксированной стоимости к услугам с большой долей прибыли. Планы Амбани выглядят всеобъемлющими:

Индия, Jio и четыре Интернета - 2

Медиа, финансы, коммерция, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, умные города, умное производство и мобильность

Шансы на их реализацию у Jio есть благодаря трём важным отличиям от действий телекомов на других рынках:

  1. Jio создала огромную часть рынка, на котором она может работать. Если Verizon в США или NTT DoCoMo в Японии предлагают услуги на конкурентном телекоммуникационном рынке, Jio является единственным вариантом для огромного количества индийцев (а для тех, у кого варианты есть, Jio оказывается гораздо дешевле из-за работающей по IP сети, способной позволить себе дополнительную нагрузку).
  2. Вместо того, чтобы изгонять компании типа Facebook или Google, имеющие большую долю на рынке Индии, Jio кооперируется с ними.
  3. Jio позиционирует себя как индийского чемпиона и как компанию, на которой держится вся индийская модель.

Обратите внимание на то, как Амбани представил планы Jio на 5G:

Масштабная 4G-сеть и оптоволоконная сеть Jio работают на основе нескольких ключевых программных технологиях и компонентах, разработанных молодыми инженерами компании прямо здесь, в Индии. Эти возможности и полученное компанией ноу-хау располагает Jio на переднем крае ещё одного замечательного рубежа: 5G.

Сегодня, друзья, я с большой гордостью объявляю, что Jio спроектировала и разработала полное решение для 5G-сетей с нуля. Это позволит нам запустить в Индии услуги 5G мирового класса с использованием на 100% местных технологий и решений. Эти решения, созданные в Индии, будут готовы сразу после получения разрешений на использование спектра 5G, а к развёртыванию – уже в следующем году. А поскольку вся архитектура Jio основана на IP-сетях, мы легко обновим нашу 4G сеть до 5G.

Как только решения Jio докажут жизнеспособность на масштабе Индии, платформы компании окажутся в отличном положении для экспорта 5G-решений другим телеком-операторам по всему миру в виде полностью обслуживаемой услуги. Я посвящаю решения компании Jio в области 5G вдохновляющим планам на будущее нашего премьер-министра Шри Нарендры Моди "Atmanirbhar Bharat" [по сути, по импортозамещению и самообеспечению страны всем необходимым / прим.перев.].

Индия, Jio и четыре Интернета - 3

Друзья мои, Jio Platform создана с целью разработки интеллектуальной собственности, при помощи которой мы могли бы продемонстрировать преобразующие способности технологий в различных промышленных экосистемах, чтобы использовать их сначала в Индии, а потом с уверенностью предлагать индийские решения по всему миру.

Не думайте, что сеть Jio и её работа над 5G, на которую ушли годы, действительно была мотивирована заявлением премьер-министра Моди, сделанным им два месяца назад. Целеустремлённость Амбани даёт представление о той роли, которую сыграет Jio по мнению таких её инвесторов, как Facebook и Google:

  • Jio использует эти инвестиции, чтобы стать монопольным поставщиком телеком-услуг в Индии.
  • Jio является единственным рычагом, при помощи которого правительство сможет контролировать интернет и собирать свою долю прибылей.
  • Jio становится надёжным посредником для инвестиций иностранных компаний в индийский рынок; да, им придётся делиться прибылью с Jio, однако компания взамен сгладит все регуляторные и инфраструктурные препятствия, о которые многие уже спотыкались.

Интересно в этом подходе то, что списки победителей и проигравших очень быстро размываются. С одной стороны, Jio принесла интернет сотням миллионов индийцев, которые иначе не имели бы в него доступа, и преимущества этих инвестиций будут лишь увеличиваться по мере того, как сервисы и партнёрские соглашения Jio будут реализовываться. С другой стороны, недостатком является наличие монополиста, в особенности в контексте наличия правительства, выразившего желание усилить контроль над потоками информации.

Экономические итоги также размыты. Монополии всегда неэффективно действовали в экономике. С другой стороны, если эффективность рынка означает, что все прибыли потекут в Кремниевую долину, почему именно Индия должна беспокоиться об эффективности? На рынке, управляемом Jio, американские технокомпании заработают меньше, чем могли бы, и при этом Индия не только соберёт больше налогов, но и может получить огромные преимущества от выхода национального чемпиона Jio за рубеж в долгосрочной перспективе.

Индийский противовес

Становится всё менее реально – или, по крайней мере, безответственно – оценивать техноиндустрию, в особенности, крупнейших её игроков, не рассматривая существующие геополитические проблемы. Учитывая их, я приветствую планы Jio. Со стороны США будет неразумно и неуважительно относиться к Индии как к какой-то подчинённой с технологической точки зрения стране. Более того, штатам хорошо будет иметь противовес Китаю, как географически, так и вообще среди всех развивающихся стран. Jio рассматривает такие цели, которые зачастую игнорируются американскими технокомпаниями, и это имеет значение не только для Индии, но и для большей части остального мира.

Но при этом Facebook, Google, Intel, Qualcomm, и остальные должны действовать с осторожностью. Для компании и страны, имеющих собственный путь, они представляют собой всего лишь средства для достижения цели. Я не утверждаю, что эти инвестиции – плохая идея (думаю, хорошая) – однако индийский путь кажется более популистским и националистским, чем могло бы понравиться американцам. Однако всё-таки он не настолько антагонистичен западному либерализму, как китайская Коммунистическая партия, и является важным противовесом.

Остаётся только вопрос того, куда пойдёт Европа – и общая картина ситуации оказывается довольно неприглядной:

Индия, Jio и четыре Интернета - 4

Европейскому интернету, в отличие от американского, китайского или индийского, недостаёт планов на будущее. Если ничего не делать и просто говорить «нет», то получится жалкая копия статус-кво, в которой деньги значат больше, чем инновации.

Автор: Вячеслав Голованов

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js