Берта Бенц и старт эры автомобилей

в 7:05, , рубрики: автомобилестроение, автомобили, Биографии гиков, биография, Блог компании TIMEWEB, изобретения, история, ретро, старое железо, Читальный зал
Берта Бенц и старт эры автомобилей - 1

Утром 5 августа 1888 года Берта Бенц, с помощью сыновей, 13-летнего Ойгена и 15-летнего Рихарда, тихонечко, чтобы не разбудить спящего мужа, выкатила за ворота дома коляску с мотором, которой её муж дал имя Motorwagen. Это творение известно нам сегодня, как первый в мире автомобиль. На нём Берта отправилась в путешествие длинной в 104 километра - из Мангейма, где жили Бенцы, в Пфорцхайм, городок, где проживала мама Берты.

В то время для того, чтобы проделать такой путь, нужно было нанимать лошадей. Вот только такие траты семья Бенцев позволить себе не могла, а собственного выезда её муж, инженер, постоянно занятый совершенствованием своего непродаваемого изобретения, позволить себе не мог тем более. Зато в сарае дома стояло другое средство передвижения – тот самый Motorwagen, который Карл создал за три года до описываемых событий и с тех пор был занят его бесконечным улучшением.

До этого Карл и Берта не раз уже выезжали на улицы Мангейма. Иногда (не часто) им удавалось вернуться домой, что называется, в седле, хотя чаще всего они толкали коляску до дома руками.

Берта Бенц, её транспортное средство и её маршрут
Берта Бенц, её транспортное средство и её маршрут

До нас доносятся смутные сведения о том, что автомобиль как-то врезался в городскую стену, напугал лошадь, которая опрокинула груз (за него Карлу пришлось заплатить), и даже о том, что двигатель взорвался посреди города, и сейчас невозможно установить, было ли все это на самом деле или горожане, которых изумлял этот механизм, сочиняли о нем не только злые шуточки, но и страшилки. Испытатели перешли к поездкам в безлюдные предутренние часы, когда на улицах не было никого. Берта неизменно сопутствовала Карлу – для того, чтобы тронуть автомобиль, нужно было минимум два человека, где один выжимал сцепление, а другой крутил рукоятку запуска двигателя. Так Берта научилась отлично управлять непослушной машиной.

Так или иначе, мысль о том, что эту коляску можно будет когда-то использовать вместо телеги с лошадью, никому, кроме нескольких энтузиастов на планете наверное, из видевших её на дороге не приходила в голову.

Зато эта мысль пришла в голову Берте, которая рискнула отправиться в такое путешествие.

Разумеется, само путешествие, уже значительно позже, породило огромное количество легенд, и сегодня невозможно разобраться, что правда, а что художественный вымысел (которые особо смешались после экранизации этой истории). Рассказывают, что в дороге путешественники останавливались у аптек, скупая лигроин (популярный тогда пятновыводитель на основе нефти – он вполне подошел в качестве замены бензину). Кроме того, в дороге случались поломки, и Берта прочистила забившийся топливопровод шпилькой для волос, а вышедшую из строя систему зажигания изолировала своим поясом для чулок. Деревенский шорник сделал кожаные накладки на вышедшие из строя тормоза, деревенский кузнец починил выскакивающую из шестеренок цепь, воду для радиатора подливали, останавливаясь буквально у каждого колодца и даже – из лужи.

Мангейм, XIX век. Здесь видно состояние дорог в самом городе и можно легко представить, какими они были за пределами городской черты
Мангейм, XIX век. Здесь видно состояние дорог в самом городе и можно легко представить, какими они были за пределами городской черты

Нашим современникам сложно даже представить себе, насколько дороги тех лет не походили на знаменитые сейчас немецкие автобаны. Почти на всем своем протяжении это обыкновенный проселок, с ямами и ухабами, колейностью и грязью. Лишь иногда встречались участки, мощенные камнем или щебенкой.

Промчавшись довольно лихо первый час своего пути, дальше путешественники столкнулись с тем, что автомобиль не всегда мог преодолеть колею, оставленную телегами. Иногда машина, сама по себе плохо управляемая, въезжала в  высокую траву, растущую на обочинах дорог, и маломощный двигатель не справлялся с нею, автомобиль приходилось выталкивать своими силами. Первый Motorwagen был трехколесным, с одним колесом впереди (Карл Бенц тогда еще не решил проблему одновременного поворота двух передних колес). Но тяжелее всего давались подъемы – двухскоростная машина одолеть их была не в состоянии. В сложные моменты за руль садился Ойген (как самый легкий), а его мама и старший брат толкали повозку. Сложными были и спуски: тормоза держали разогнавшуюся тележку плоховато, а управляемость, как уже отмечалось, была не на высоте. Вдобавок ко всему, когда они, наконец, добрались до Пфорцхайма, наступила темнота, а никакого фонаря ни в конструкции автомобиля, ни в багаже путешественников не оказалось. Тем не менее им повезло обойтись без столкновений, и, через 12 часов после начала путешествия, Берта отправляет телеграмму своему мужу, извещая, что они успешно закончили свой автопробег.

Кадр из фильма "Берта и Карл", Германия, 2011 год. Путешествие Берты и её сыновей
Кадр из фильма "Берта и Карл", Германия, 2011 год. Путешествие Берты и её сыновей

Позже Берта вспоминала, что везде, где бы они не останавливались, а остановок было очень много, надо было еще постоянно спрашивать дорогу.  Машину мгновенно окружала толпа изумленных зевак, все-таки первая в мире телега без лошади не могла не вызывать удивления. Впрочем, вряд ли те, кто увидел это чудо своими глазами, мог предположить, что скоро подобных машин на улицах появится много.

Часто можно прочесть о том, что поездка Берты Бенц, по сути, первый в мире автопробег, стал настоящим прорывом, что именно с этого момента автомобиль был признан равноправным транспортным средством и что прогрессивно мыслящие люди по всей планете сразу же кинулись покупать автомобили. Ну, в самом деле, позднейшим описателям этого решительного поступка сложно было наступить на горло собственной песне и не домыслить такой хэппи-энд.

Увы, все было вовсе не так сказочно.

Возможно, наоборот, поступок женщины скорее напугал мужчин, потенциальных покупателей, которые понимали, что в столь сложных обстоятельствах могли бы справляться с проблемами не так блестяще, как это вышло у женщины.

Зато этот автопробег сильно вдохновил её мужа Карла и других изобретателей. Он продемонстрировал всей отрасли (если можно было тогда назвать этих гаражных фантазеров «отраслью») что они  на верном пути, а их фантазии наверняка будут востребованы.

Двигатель внутреннего сгорания Николауса Отто
Двигатель внутреннего сгорания Николауса Отто

Надо сказать, что отрасль эта рождалась буквально на глазах, и, возможно, даже сам Карл Бенц тогда еще не понимал, у истоков какого невероятного, по своей мощи, явления, он стоит.

Мечту об автомобиле (назовем это современным нам и не существовавшим в описываемое время словом) люди пробовали реализовывать давно, причем осуществление мечты началось с парового и электрического двигателей. Двигатель внутреннего сгорания был изобретен позже. Николаус Отто, его изобретатель, шел к вершине своего творения, четырехтактному двигателю, патент на который он получит в 1876 году, почти два десятилетия.

Впрочем, двигатель Отто, хотя и сильно впечатлил современников, все еще представлялся им несовершенным, и много талантливых инженеров занялись поиском его улучшений.

Тот же Карл Бенц, два года спустя после изобретения Отто, получит патент на собственный двухтактный двигатель. А бывшие сотрудники моторостроительного завода Отто Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах вскоре представят миру двигатель бензиновый.

Даймлер и Майбах шутя называли свой двигатель "напольными часами". В один прекрасный момент им пришло в голову установить этот двигатель на коляску, и...
Даймлер и Майбах шутя называли свой двигатель "напольными часами". В один прекрасный момент им пришло в голову установить этот двигатель на коляску, и...

Карл Бенц оказался одним из тех, кого захлестнул мир моторов. Начало его карьеры никак не предвещало великого будущего: в 19 лет он, проучившись 4 года на факультете технической механики университета Карлсруэ, вынужден был, не окончив курса, идти работать, благо спрос на знания, которыми юный инженер обладал, восходил в зенит. Карл, ученик знаменитого Редтенбахера, два года проработал механиком на заводе в Карлсруэ, а затем подоспело и место инженера: сначала в Мангейме, а затем в Пфорцхайме, где он был занят в железнодорожном строительстве.

Легенда (история Бенцев окружена множеством слухов, и многие, кажется, сочинялись сильно позже) рассказывает, что Карл пришел на помолвку Берты в надежде найти инвесторов для создания своего двигателя. Отец Берты, плотник, обладатель скромного состояния, как и отец жениха (мы знаем о нем мало, известно лишь, что к его фамилии прилагалась благородная приставка «фон»), рассказами Бенца и его партнера Августа Риттера никак не впечатлились, чего нельзя сказать о Берте.

Помолвка (скандал, скандал!) была расторгнута, а Берта и Карл стали встречаться. Карл тогда занимался проектированием железнодорожных мостов. Он буквально бредил всем тем, что имеет колеса, а мечтой его, сразившей Берту, был электрический трамвай. Правда, примерно в это время он узнает об экспериментах Отто и увлекается двигателями внутреннего сгорания.

Сказать, что Берта увлечена Карлом и его идеями, – ничего не сказать. Они решают пожениться, и до свадьбы Берта успевает инвестировать в бизнес будущего мужа свое приданное (по немецким законам жена не могла быть инвестором, поэтому, махнув на предрассудки рукой, она, до официального оформления отношений с Карлом, вносит очень солидную сумму – около 4,5 тысячи марок, включавшую свадебный подарок её отца и личное имущество).

Берта и Карл Бенцы
Берта и Карл Бенцы

В 1888 году, после шести лет напряженной работы, Карл Бенц получает патент на двухтактный двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Вскоре появляются патенты и на основные узлы двигателя: систему зажигания, акселератор, свечи, коробку передач, сцепление, карбюратор и систему охлаждения, водяной радиатор.

Все эти годы Берта постоянно занимается делами мужа: ломает голову и обсуждает с ним устройство двигателя, наматывает проволоку на индукционные катушки, помогает буквально на всех этапах работы.

Бенц одно за другим организовывает несколько акционерных обществ, находя для этого партнеров с капиталами. Но только в 1883 году появляется компания, которой будет суждена долгая история: на базе велосипедной мастерской появляется фирма «Benz & Cie». Говорят, что больших предпринимательских талантов за Карлом не водилось, и гениальный инженер зависел в этом от способностей и порядочности своих партнеров. Именно эти качества он нашел в своих новых компаньонах.

Начиная с 1883 года дела в семье Бенцев потихоньку идут на лад – двигатели Карла начинают продаваться.

Но для Бенцев двигатель – всего лишь средство для создания «самодвижущейся коляски». Партнеры не слишком одобряют эксперименты Карла. Все-таки, как ни крути, но лошадь есть лошадь, смешно думать, что что-то способно заменить её. Но мешать чудаковатому инженеру не стали, в конце концов, он – интеллектуальная сила их компании.

Это уже начало ХХ века - из небольшой мастерской в сарае дома Бенцев вырос довольно заметный завод
Это уже начало ХХ века - из небольшой мастерской в сарае дома Бенцев вырос довольно заметный завод

Позже Берта скажет, что она в те годы была, наверное, единственным человеком на свете, твердо уверенном в том, что на смену лошади придет автомобиль.

И в 1886 году происходит чудо, о котором мы уже говорили, Motorwagen, первый в мире автомобиль, построен.

Эта, самая первая модель в мире, продавалась до 1893 года и постоянно совершенствовалась. Можно сказать, что двух одинаковых машин не существовало, так как каждая изготавливалась вручную.

Неизвестно, сколько всего их было выпущено и продано, исследователи готовы признать цифру в 25 машин близкой к реальности.

Примерно к 1890 году в отношении общественности к автомобилям наблюдается некий переворот, и промышленники готовы уже вкладывать в автомобилестроение существенные деньги. Причиной тому стали успехи немецких инженеров – не только Карла Бенца, но и его предшественника Зигфрида Маркуса из Вены и упомянутых уже Даймлера и Майбаха. В 1891 году первый автомобиль был построен в Америке, в 1895 – в Англии. Там же, годом раньше, начали изготавливать по лицензии третий из автомобилей Карла Бенца, уже четырехколесный Benz-Velo.

Автомобиль Готлиба Даймлера и его ученика Майбаха появляется всего на год позже, чем Motorwagen. Готлиб покупает для своей жены подарок на день рождения – конный экипаж, который обходится ему в кругленькую сумму в 778 марок. Это щедрый подарок, вот только до вручения его имениннице дело не доходит.  Даймлер и Майбах водружают на него созданный ими двигатель.  В итоге получается автомобиль номер 2 в истории человечества, давший начало будущему концерну «Мерседес».

Готлиб Даймлер и его первый автомобиль
Готлиб Даймлер и его первый автомобиль

Самый большой спрос на автомобили в то время – во Франции, а самый удачливый из дилеров – австрийский консул в Ницце, некий Эмиль Еллинек. Во времена, когда автомобили еще не стали мировым трендом, узкий круг специалистов обсуждал, какую пользу могло бы извлечь человечество из этого изобретения (и, надо сказать, к однозначным выводам о том, что эта игрушка может иметь хоть какое-то полезное применение, специалисты никак не приходили). Еллинек рекламирует автомобили Даймлера среди сливок общества, собирающихся на самом пафосном курорте мира. И его реклама имеет невероятный успех. Он регулярно проводит автомобильные гонки, которые становятся очень популярным спортом среди буржуа. Еллинек придумывает для одной из моделей Даймлера красивое имя – «Мерседес», которое становится очень популярным названием для автомобилей этого производителя.

Первый автомобиль, получивший, с легкой руки Еллинека, имя "Мерседес"
Первый автомобиль, получивший, с легкой руки Еллинека, имя "Мерседес"

Заметим, Еллинек, безумно любивший свою дочь, все называет её именем: и свою яхту, и свою усадьбу, и свой отель, и свое казино. И эта его страсть дала имя самой популярной на сегодня марке в мире.

В 1889 году в  мире появляется первая компания, специализирующаяся исключительно на производстве автомобилей – «Панар и Левассор», разумеется, учитывая самый быстрорастущий спрос именно в этой стране – французская. Через два года во Франции же появляется «Пежо». А в 90-е гг. марок автомобилей появляется уже несколько сотен. Не только конструкторы Германии и Франции, но и британцы, бельгийцы, голландцы, итальянцы, австрийцы, шведы, датчане, швейцарцы, чехи начинают выпускать собственные марки.

Модель Benz-Velo, оказавшаяся настолько удачной, что её копировали в Париже, Праге, Риге и Лондоне, возможно, и еще во многих местах. Патент на её производство был выкуплен в Англии и Франции, эта машина вдохновила десятки конструкторов на создание собственных моделей
Модель Benz-Velo, оказавшаяся настолько удачной, что её копировали в Париже, Праге, Риге и Лондоне, возможно, и еще во многих местах. Патент на её производство был выкуплен в Англии и Франции, эта машина вдохновила десятки конструкторов на создание собственных моделей

Но и это было еще только цветочками.  Настоящий бум автомобильной индустрии наступил в XX веке, когда наращивают свою мощь немецкие концерны, по-прежнему остающиеся законодателями мод, к тому же первыми сильно расширившие линейку производимого: выпускаются  грузовики,  автобусы (считается, что первыми их стал выпускать Бенц) и мотоциклы (тут, как принято считать, первенство принадлежит Даймлер, хотя это не точно).

Автомобильные компании появляются массово. Некоторые из них не выживают и становятся фирмами-однодневками. Некоторые названия компаний, появившихся в конце позапрошлого – начале прошлого века, впишут свое имя в историю – это американские “Кадиллак”, “Олдсмобиль”, “Студбейкер” и “Форд”, итальянский “Фиат”, французские “Рено” и “Пежо”, чешские “Шкода” и “Татра”, британские “Лендровер” и “Роллс-Ройс”, и, конечно, немецкие – кроме упомянутых нами Бенца и Даймлера стоит упомянуть “Опель” и BMW.

В 1908 году, в Риге, 25-летний конструктор Эмиль Поттера, которого переманили из бельгийского завода «Фондю», создает копию «бельгийца»  и дает начало первым серийным российским автомобилям — «Руссо-Балт». Впрочем, считается, что еще раньше, в той же Риге, предприниматель Петр Фрезе делал копии Benz-Velo.

Что касается упомянутых Даймлера и Майбаха, то их пути вскоре расходятся: Майбах основывает собственную компанию, которая прославится выпуском мощных двигателей, его основным покупателем станет концерн «Цепеллин».

Пути Вильгельма Майбаха с компанией “Даймлер” разошлись в начале ХХ века. После смерти своего учителя и друга Готлиба Даймлера Вильгельм покинул компанию, основав свой собственный бизнес. Его новая компания специализировалась на производстве моторов большой мощности, в частности, для дирижаблей и винтовой авиации. Первый автомобиль был выпущен компанией только в 1919 году, конечно же, оснащенный мотором большой мощности - 16 л.с. А в 1960 году Компания “Даймлер-Бенц” купила компанию “Майбах”, и эти имена теперь объединены вновь
Пути Вильгельма Майбаха с компанией “Даймлер” разошлись в начале ХХ века. После смерти своего учителя и друга Готлиба Даймлера Вильгельм покинул компанию, основав свой собственный бизнес. Его новая компания специализировалась на производстве моторов большой мощности, в частности, для дирижаблей и винтовой авиации. Первый автомобиль был выпущен компанией только в 1919 году, конечно же, оснащенный мотором большой мощности - 16 л.с. А в 1960 году Компания “Даймлер-Бенц” купила компанию “Майбах”, и эти имена теперь объединены вновь

Готлиб Даймлер умер в 1900 году. Бума в отрасли и даже новое имя своему детищу, которое позже для всех станет называться «Мерседес», он не застанет. Но его предприятию будет уготована долгая и счастливая жизнь, а  место конструктора займет его сын Пауль, который покинет компанию в 1923 году, перейдя в “Хорьх”. Освобожденное им место главного конструктора компании вскоре займет Фердинанд Порше. Правда, создатель знаменитого «жука» проработает в этой должности недолго, зато станет автором самых передовых разработок своего времени. Можно сказать, этот инженер был обречен создавать автомобили-легенды, и созданный им в 1927 году Mercedes-Benz Typ S станет именно такой машиной.

Да, к этому времени детища Карла Бенца и Готлиба Даймлера станут одной компанией. Затяжной кризис заставит их объединиться, отныне они выпускают новые модели под маркой “Мерседес-Бенц”, а три луча Даймлера будут вписаны в венок Бенца.

Карл Бенц доживет до 1929 года. Ему выпадет редкое счастье застать такой уровень автомобилизации, о котором он, начиная свои эксперименты за 42 года до своей смерти, не мог даже мечтать.

Карл и Берта Бенц
Карл и Берта Бенц

Берта Бенц скончается в 1944 году, через несколько дней после своего 95-летия.

Её роль в автомобилестроении оценивают чрезвычайно высоко. Связывают это, как правило, с её довольно экстремальной поездкой (сейчас даже сам маршрут из Мангейма в Пфорцхайм, можно сказать, «канонизирован», признан историческим наследием), а также в связи с дополнительной передачей, которая помогала машинам преодолевать подъемы, и автомобильными фарами – это следствие той самой поездки Берты. Кроме этого, считается, что именно благодаря ей в обиход всех автомобильных компаний вошли обязательные испытания и тест-драйвы. Её путешествие признано первым автопробегом в истории, то есть вклад этой женщины в развитие отрасли общепризнан.

Берта Бенц с сыновьями Рихардом и Огеном, 40-е г.г. прошлого века
Берта Бенц с сыновьями Рихардом и Огеном, 40-е г.г. прошлого века

Но, возможно, её роль и в появлении первого автомобиля, и в создании отрасли более важен, и воплотился он не в экстравагантном поступке, а в ежедневной вере в талант своего мужа и в то, что он делает важное и нужное человечеству дело.

На склоне своих лет Карл Бенц посвятит ей такие, полные поэзии, строки: «Только один человек остался со мной на маленьком корабле жизни, когда ему, казалось, суждено было затонуть. Это была моя жена. Она храбро и решительно поставила новые паруса надежды».

Автор: Александр Иванов

Автор: Алексей

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js