Исследование «Стартап барометр 2019»: российские стартапы заняты не тем, что интересует инвесторов

в 10:58, , рубрики: бизнес, бизнес-модели, стартапы, Статистика в IT, финансирование проекта, финансы в IT

Исследование «Стартап барометр 2019»: российские стартапы заняты не тем, что интересует инвесторов - 1

Уже второй год подряд венчурный инвестор Алексей Соловьев совместно с консалтинговой компаней EY и Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) анализируют работу отечественных технологических стартапов. Результаты публикуются в исследовании «Стартап барометр».

В этом году авторы исследования опросили около 500 основателей инновационных стартапов в России. Предпринимателям задавали 50 вопросов, которые включали запрос о доходе компании, источнике инвестиций, сути разрабатываемого продукта, намерении выходить на зарубежные рынки и поддержки институтов развития.

Как оказалось, за прошедший год почти ничего не улучшилось. Российские компании по-прежнему развиваются на сбережения своих основателей, выручка у них минимальная, бизнес-модели копируются с зарубежных схем, а товары и продукты таких стартапов продаются лишь в России. Тем не менее, есть и положительные сдвиги.

В стартап сферу вовлекается все больше людей, у которых есть опыт работы в корпорациях. Средний возраст стартапера составляет 36 лет. Почти у трети предпринимателей есть опыт работы в крупных компаниях, 24% ранее управляли собственным бизнесом и примерно столько же опрошенных работали по найму в небольших или средних компаниях.

По словам экспертов, факт привлечения в стартап сферу бывших управленцев является положительным. Дело в том, что стартап, основанный человеком с опытом, имеет больше шансов выжить, чем компания, основанная бывшим студентом, у которого просто нет опыта в бизнесе. У топ-менеджера есть необходимые связи и опыт, он понимает бизнес-процессы и нужды корпоративных заказчиков. Плюс ко всему, у такого человека есть средства, которые он не желает терять.

Инвесторы с большей охотой дают деньги стартапам, у которых есть финансовая подушка. Тем не менее, собственный бизнес отличается от работы по найму, так что управленческий скилл — еще не гарантия успеха.

Возможно, этим объясняется то, что у российских стартапов проблемы с выручкой. У примерно трети компаний нет продаж, 22% стартапов имеют выручку не более 1 млн рублей в году. Но вот привлекать средства такие компании любят, причем средний размер инвестиций, на которые рассчитывают предприниматели, составляет около $5 млн.

Исследование «Стартап барометр 2019»: российские стартапы заняты не тем, что интересует инвесторов - 2

Возможно, именно поэтому большинство инвесторов не планируют вкладывать в отечественный бизнес деньги. Большинство стартаперов начинают работу, используя собственные сбережения. Всего около 16: получают гранты, 9% — привлекают помощь родственников или непрофильных инвесторов.

По оценкам экспертов, на каждого бизнес-ангела приходится около 30-40 стартапов, надеющихся на поддержку со стороны. Каждый год в институты развития обращается примерно 17500 российских стартапов на ранней стадии. В последние годы бизнес-ангелы разочаровываются в российском рынке венчура, некоторые сокращают вложения, а другие вообще выходят из этого бизнеса, поскольку историй успеха практически нет.

Плюс ко всему, предприниматели выбирают направления деятельности, которые интересны им самим, а не инвесторам. Так, они создают продукты и услуги для бизнеса, развивают сервисы с привлечением высоких технологий, развивают технологии в образовании и IoT. Венчурных инвесторов интересует финтех, логистические сервисы, маркетплейсы, ритейл и технологии для пищепрома.

Как оказалось, многие предприниматели, основавшие свой бизнес, продолжают работать по найму, поскольку стартапы приносят деньги далеко не сразу. Ответ о продолжении карьеры по найму дали 32% респондентов. У 15% стартаперов есть другой, более стабильный бизнес.

Исследование «Стартап барометр 2019»: российские стартапы заняты не тем, что интересует инвесторов - 3

Ну а выручки нет потому, что многим компаниям просто нечего предложить. Как оказалось, российские компании ничего нового не придумывают, они копируют и улучшают уже работающие российские и зарубежные бизнес-модели. В этом признались 67% опрошенных. 19% заявили, что создали уникальный продукт.

ФРИИ каждый год получает много тысяч заявок от российских проектов, но лишь единицы представляют новые и перспективные продукты. Тем не менее, в копировании тоже есть смысл, поскольку поступать так — проще, чем создавать новое, а шансы на успех выше. Если ценность скопированного продукта уже доказана, то есть больше шансов на привлечение клиентов уже на старте. При этом санкции, наложенные на Россию, положительным образом влияет на возможности для российских стартапов найти свою нишу — она оказалась свободной.

У большинства российских компаний нет даже мысли о том, чтобы выйти на зарубежные рынки. 67% стартапов генерируют большую часть своей выручки в России. Основатели бизнесов говорят, что просто проверяют востребованность своей бизнес-модели и товара в РФ, а потом уже планируют выходит на ближнее и дальнее зарубежье. Эксперты считают, что зацикленность на Российском рынке мешает стартапам привлекать финансирование. Российский рынок небольшой, поэтому инвесторы не собираются вкладывать деньги в чисто локальные проекты.

Исследование «Стартап барометр 2019»: российские стартапы заняты не тем, что интересует инвесторов - 4

Проблемой для российских стартапов является еще и то, что в большинстве случаев они просто не готовы для сотрудничества с корпорациями. В апреле 2018 года МТС запустила корпоративный акселератор, который получил заявки от 1400 компаний. Но у большинства не было ни клиентов, ни выручки, при этом основатели не могли нормально рассказать о своем продукте и его пользе для компании. Отбор прошло всего 40 компаний.

Автор: marks

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js