Как и зачем музыкальные сервисы формируют плейлисты

в 11:43, , рубрики: Аудиомания, Блог компании Аудиомания, Дизайн в IT, История ИТ, Медиаплееры, музыкальные сервисы, музыкальный бизнес, облачные сервисы, плейлисты

Музыка сопровождает нас постоянно: в спортзале, за рулём, на работе, дома, за завтраком, в душе и на прогулке. Сначала были (если не закапываться совсем далеко) кассетники, потом круглые CD-плееры, миниатюрные mp3, и вот наступила эпоха смартфонов [кстати, есть еще и портативные Hi-Fi-плееры].

Когда-то флагманом, который нёс музыку в массы, были радиостанции. Именно из эфиров люди узнавали новые композиции, кто-то записывал прямо с приёмника, кто-то искал у коллекционеров.

Позже появился интернет, и музыку стало искать гораздо проще. Сейчас, в эпоху перенасыщения информацией (в том числе и музыкальной), когда человеку надоедает собственный плейлист, он обращается к различным сервисам, с помощью которых ищет «музыку для пробежки», «треки для идеального свидания» или «песни, которые хорошо петь в душе».

О том, как создаются подобные подборки, мы бы и хотели поговорить в нашей статье.

Как и зачем музыкальные сервисы формируют плейлисты - 1
Фото Lachlan Tsang / CC

Зачем нужны такие сервисы

Сервис Apple Music — это основной источник лицензионной музыки для владельцев техники Apple. Там собраны миллионы треков, сгруппированных в том числе по плейлистам: например, саундтреки к фильмам и сериалам, «Горячие хиты», сборники «осенней музыки» и другие.

Руководство сервиса уверяет, что формирование плейлиста — это процесс, построенный на инстинктах и его невозможно описать полностью. Одних алгоритмов мало, и необходимо постоянно задаваться вопросом, заставит ли трек, который был подобран, например, для тренировок, побороть боль и усталость. Поэтому люди, создающие плейлисты, становятся всё более востребованными.

По мнению тех, кто управляет процессом в штабе сервиса Apple Music в Калифорнии, необходимость в сервисах, которые формируют плейлисты, возникла как раз тогда, когда люди получили доступ практически ко всей музыке в мире. В 2014 году Тим Кук назвал команду сервиса группой очень редких и ценных экспертов, которых почти невозможно найти.

Конечно, в любом стриминговом сервисе типа Spotify или Google Play Music, можно найти такие подборки, как «Музыка для бега», а также треки любого жанра для любого настроения и деятельности. Такие списки создаются с двумя целями: помочь пользователям с навигацией по категориям и «разбавить» популярные музыкальные треки композициями от менее известных, но хороших исполнителей.

Алгоритм сбора музыки в плейлист не так прост, как может показаться на первый взгляд. Точнее, этого алгоритма пока не придумали, поэтому на работу с плейлистами берут ветеранов музыкальной индустрии и музыкальных гиков. В крупных компаниях число таких сотрудников может доходить до сотни — они отвечают за сборку, именование плейлиста и его обновление.

Как и зачем музыкальные сервисы формируют плейлисты - 2
Фото Lachlan Tsang / CC

Как выглядит процесс

Каждый из плейлистов состоит из своеобразного «костяка». Он основан на предпочтениях целевой аудитории и обычно представляет собой несколько примеров музыкальных треков (например, в Spotify обычно подбирают 50 песен).

«Костяк» плейлиста проходит тестирование и подвергается корректировке на основе обратной связи, полученной от аудитории. Если плейлист работает неэффективно, его куратор может изменить обложку или поменять местами некоторые песни, а также убрать из него наименее популярные композиции.

Кураторы плейлистов используют специальные инструменты, чтобы упростить процесс работы. Например, трекер PUMA (Playlist Usage Monitoring and Analysis), который распределяет каждую песню в плейлисте по таким параметрам, как количество прослушиваний, количество пропусков и другим. PUMA также собирает данные о пользователях — возраст, геопозицию, пол, время прослушивания и прочие.

Для оценки эффективности того или иного плейлиста могут использоваться специальные метрики, которые называются Song Score, работающие по тому же принципу, что и PUMA — оценивают количество прослушиваний, пропусков и количество оценок нравится/не нравится.

Помимо своих основных сервисов по прослушиванию музыки Google разработала сервис, который подбирает плейлист с той музыкой, соответствующей окружению. Например, если залогиниться в такой «консьерж» в 8 утра, он включит плейлист для хорошего пробуждения.

Как и зачем музыкальные сервисы формируют плейлисты - 3
Фото régine debatty / CC

Вместо заключения

Конечно, в музыке всё субъективно. Тот, кто стоит, например, за подборкой 25 лучших рок-песен, может «не попасть» в настроение, вкус или предпочтения некоторых слушателей.

Но всё же, на примере большинства крупных стриминговых сервисов, можно сделать вывод, что плейлисты собирают люди, которые очень хорошо разбираются в жанрах, направлениях и особенностях музыки, неплохо обращаются с метриками и понимают целевую аудиторию. Пожалуй, вот так и создаются плейлисты.

P.S. Мы, в свою очередь, хотели бы предложить вам необычный плейлист, состоящий из выпусков нашего подкаста «Звук». В этой передаче мы обсуждаем аудиотехнику и экосистему звука:

Автор: Аудиомания

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js