Взгляд IT-студента на способы повышения качества высшего образования

в 14:05, , рубрики: вузы, высшее образование, качество, проекты, Учебный процесс в IT, метки: , , ,

Я окончил второй курс на основном IT-факультете ныне главного ВУЗа на Урале, доволен студенческой жизнью во всех её проявлениях, однако некоторыми аспектами учебы я жутко не доволен. В студенческой среде обсуждение процесса учебы занимает огромную часть времени, особенно на какой-нибудь лекции, так что по поводу процесса обучения у меня успело сформироваться множество мыслей.

А как выглядит сам учебный процесс?

Есть множество дисциплин, по каждой дисциплине необходимо посещение занятий, а также самостоятельная работа над дисциплиной. По завершению изучения дисциплины, высококвалифицированный преподаватель проверяет уровень твоих знаний, ты получаешь объективную оценку своих знаний и продолжаешь обучение. По завершению обучения, работодателю достаточно посмотреть диплом, и он сразу узнает все о знаниях студента. На первый взгляд система идеальна и просто обязана работать, однако ни один действительно профессиональный работодатель не станет брать студента на работу только по диплому, значит, система не работает!

Почему это происходит?

Вы можете сказать, что неработоспособность системы обусловлена исключительно мошенничеством студентов, получающих высокие оценки, не получая знаний от преподавателя, однако, как показывают мои наблюдения, это далеко не так. У нас в группе есть маленькая подгруппа отличников, настоящих отличников, честно получающих знания по всем предоставляемым программой предметам. Они честно учат, честно сами выполняют задания, честно зарабатывают свою 5. По завершению, обучения они станут хорошими IT-специалистами. Или нет, не станут? Но что может им помешать стать специалистами широкого профиля после выпуска? А то, что специалистами широкого профиля стать после 4-5 лет обучения нельзя. И это прекрасно видно по текущей программе, в конце второго курса дисциплина программирование содержит то, что, по моему мнению, должно было изучаться в начале первого, но нет, на первом курсе же есть «выравнивающий курс», где изучаются основы Word. И эту историю можно спроецировать на любой предмет. «Неужели преподаватель сам не знает программирования?» — такой была моя первая глупая мысль. Но затем, после знакомства с преподавателем, я осознал, что большинство студентов с трудом усваивают даже этот простейший материал. Причем увеличения общей сложности обучения большинство бы не выдержали, мне самому было невероятно трудно, когда нам стали читать основы электротехники. Нет, я не ленивый, просто нет желания тратить время на электротехнику, когда есть куча идей для приложений под мобильные платформы!

Так какое же решение?

Единственное решение, которое я вижу, и которое удовлетворило бы меня полностью, это проектное обучение. А вижу я его так. Есть несколько направлений обучения, например программирование, электротехника, цикл математических дисциплин и т.д. После первого общего курса студент выбирает направление обучения, по которому студент слушает лекции, причем к каждому студенту приставляется преподаватель-куратор, вместе с которым студент в течение семестра разрабатывает проект, а в конце семестра защищает его. Периодически, в течение семестра, проходят семинары, на которых студенты хвастаются достижениями. К концу обучения у студента сформируется уже готовое портфолио выполненных проектов. Собственно, работу студентов над проектами стимулирует множество конкурсов, различные стипендиальные программы, все, кроме университета. Единственная проблема, которую я вижу при таком подходе, это возможная нехватка времени у преподавателя-куратора, но она вполне решаема, благо ресурсов у университета много.

читатели, расскажите, может быть где-нибудь такая система обучения уже реализована?

Автор: SerCe

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js