Не мешайте мне работать! Ну пожалуйста

в 9:10, , рубрики: ruvds_статьи, Блог компании RUVDS.com, бюрократия, карьера, Карьера в IT-индустрии, работа, токсичность, управление персоналом
В 2010 году одно из крупных издательств объявило конкурс на лучшее произведение в стиле офисного романа. Мне об этом рассказала моя уже бывшая коллега за обедом. Она собралась писать и подавать рукопись. На моё удивление она ответила: «А что здесь сочинять? Бери и описывай наш коллектив, тот ещё офисный детектив с элементами хоррора». И то правда: офис из полтысячи сотрудников был богат на интриги, конфликты, локальные серпентарии и уничтожение самооценки человека. Самое интересное, что речь шла об IT-компании, одной из лучших на тот момент. В этой компании было немало ребят, которые задавались вопросом, а можно ли просто спокойно поработать, не ввязываясь в баталии и битвы с местными сколопендрами. Как показал дальнейший опыт, этот вопрос звучит почти везде. Так что же мешает работать, кроме устаревшей техники и медленного интернета, которые почти повсеместно удаётся извести?

Не мешайте мне работать! Ну пожалуйста - 1

Добро пожаловать в молодую, успешную, позитивную, динамично развивающуюся команду!

Подсиживание

У меня была офигенная первая начальница: грамотная, умная, серьёзная, мастер дедлайнов и талантливый инженер. Я тоже не промах, но спустя год был с позором и унижением изгнан из её департамента. Почему тогда я отзываюсь о ней хорошо? Потому что спустя 5 лет мы случайно встретились в московском метро, засели в кафе и она сказала: «Никогда не бери глупых подчинённых и никогда не бери способных, бери трудяг». Я был способным, молодым, выпендрёжным и представлял для неё угрозу. Её слова помогли мне выбирать сотрудников для эффективной, но не склочной команды (хотя единственная ошибка мне стоила хорошей должности). 

Увы, подсиживание распространено в том числе в сфере ИТ: за 14 лет наблюдений я осознал, что в группе риска находятся менеджеры продуктов и проектов, руководители в тестировании, коммерческая служба. Это обусловлено тем, что для их должностей большую роль играют софт скилы, а это поле, на котором удобно играть и обыгрывать. Подсидеть классного, быстрого и опытного разработчика сложно, его ценность заметна, исчислима и строго зафиксирована в понимании руководства. Сам факт подсиживания опасен для обеих сторон: тот, кто идёт на освободившееся место, рискует потерять уважение коллег и скорее всего станет объектом всеобщей нелюбви, а тот, кого подсиживают, фактически теряет работу, потому что работать после всего уже не получится (иногда есть возможность горизонтального перемещения, но и это лишь временный выход).

▍ Как распознать?

Ваш коллега неожиданно начинает интересоваться вашей работой, тщательно расспрашивает, просит у вас помощи и профессиональных советов. Одновременно с этим он начинает помогать вам или стягивать на себя часть рабочих задач, чтобы собрать в руках больше «ниточек». Нередко такие коллеги берут в соратники нашу лень: выполняя задачи, он освобождает вас, вам хорошо, вы расслабляетесь… мышеловка захлопнулась. Есть и другая стратегия: вы начинаете замечать, что неожиданно обнаруживаются и становятся всеобщим достоянием даже самые небольшие ваши ошибки и пробелы, появляется открытая критика, вашим подчинённым транслируется мысль, что «Акелла промахнулся», вы уже не столь профессиональны. Первая стратегия проще и требует меньше интеллекта от исполнителя, поэтому встречается чаще. Вторая стратегия опасная в силу ума соперника и практически молниеносной скорости (точнее, она становится молниеносной, когда вы её замечаете — а подготовка там долгая, глобальная и подпольная).

▍ Как справиться?

Предусмотреть подсиживание зачастую практически невозможно, поэтому лучше всего работает профилактика.

  • Не делитесь ключевыми секретами мастерства с ближайшими коллегами и подчинёнными — пусть у вас будут уникальные функции и обязанности, с которыми никто не справится.
  • Развивайте 2-3 сильных навыка и будьте в них доскональным профессионалом, чтобы стать в чём-то по-настоящему незаменимым.
  • Выбирайте подчинённых, которые будут вашими соратниками. Если это в ваших полномочиях, обеспечьте карьерный рост для подчинённых, чтобы у каждого был свой путь, а не ваш.
  • Как ни парадоксально: не задерживайтесь на одном рабочем месте слишком долго, растите и развивайтесь, беритесь за комплексные проекты и массивные задачи. В этом случае вы просто будете двигаться горизонтально и вертикально по карьерному пути и не оставлять шанса конкурентам.
  • Не занимайтесь грязными играми: обесценивание коллег, унижения, придирки и специально продуманная профессиональная травля могут дать осечку на совершенно неожиданном сопернике и тогда все ваши же орудия пойдут против вас. 

А вообще, лучшая защита от подсиживания — отличная работа, равноудалённость от конфликтов и уверенность в себе (да-да, которая включает и публичные выступления, и наставничество, и выстраивание равных и уважительных отношений с руководителем). На самом деле, довольно сложный труд. Ну и я буду нечестен с вами, если не скажу, что в отдельных случаях лучше уступить, чтобы не запачкаться и сделать лучший, выгодный вам выбор. Всё зависит от ситуации.

Интриги

Если вы думаете, что рабочие интриги — это истории битого стекла в пуантах и клея на бальных платьях, скорее всего, вы всю жизнь фрилансите (ну или тот редкий счастливчик, кому повезло работать в небольшой компании с отличными коллегами). Интриг хватает везде: в ИТ, вне ИТ, в мужском коллективе, в женском, в смешанном… Рано или поздно это касается каждого, вы неожиданно попадаете в вязкое болотце очередной склоки и понимаете, что находитесь в эпицентре, выйти без потерь не получится. Резко уходит на задний план работа, настроение портится, подкатывает нездоровая злоба.

Рабочие интриги могут быть тихими и скрытными, а могут громкими и заметными. Тихая интрига вовлекает сотрудников в противостояние, непонятная (но точно существующая!) сила втягивает коллег в склочную ситуацию, внутри которой они меряются зарплатами, уважением, авторитетом, бэклогом и т.д., теряя самоуважение и достоинство. Громкая и заметная вынуждает каждого встать на чью-то сторону — и самое мерзкое, что даже нейтральная позиция не оставляет шансов остаться в стороне. 

▍ Как распознать?

Признаки интриги: с вами делятся «важным и сокровенным», вы становитесь обладателем ненужной информации, ваше внимание всё больше занимает неформальное поведение коллег, вы погружаетесь в сплетни. Таким образом холдер интриги (а точнее, её выгодоприобретатель) вовлекает других: он делится чем-то личным и малоценным, но теперь вы — сообщники, и у вас нет идей, как отойти от всего происходящего.

▍ Как справиться?

Не «принимайте» информацию, даже если вам страшно любопытно, — резко и твёрдо скажите, что у вас много работы и вам не очень хочется касаться других вопросов. Если из интриги не выйти на раннем этапе, считайте, всё, вы в ней.

Эго руководителя

Непосредственный руководитель определяет значительную часть комфортной рабочей атмосферы: либо он щит и позволяет спокойно работать, либо он shit и вносит в жизнь лёгкое разнообразие бреда и суету. Работать довольно сложно, если:

  • руководитель постоянно пытается доказать и показать, что он начальник, а все остальные — прах под ногами и обязаны ходить по струнке;
  • руководитель самоустраняется в любых взаимодействиях с другими подразделениями и печётся только о своём спокойствии;
  • руководитель некомпетентен и не работает;
  • руководитель некомпетентен и во всё суёт свой нос с непрошенным советом;
  • руководитель не транслирует своим подчинённым всю важную и нужную рабочую информацию, полагая, что он в одиночку решит все проблемы;
  • есть мнение руководителя и неправильное;
  • руководитель не учится вместе с командой и полагает, что является изначальным квантовым хранилищем всех возможных знаний.

Думаю, многие с такими руководителями сталкивались и многие же увольнялись именно из-за особенных отношений с начальником.

▍ Как распознать?

Да никак, тип руководителя становится более или менее понятным почти сразу. Достаточно 2-3 недель совместной работы, чтобы понять, под чьим началом предстоит работать.

▍ Как справиться?

Почти никак. Отдельные смелые и по-хорошему наглые команды идут к вышестоящему руководству и просят о помощи — отлично и справедливо для компании, но это риск. Другие терпят и пытаются подстроиться, делая работу не так, как надо, а так, как понравится взбалмошному боссу. Третьи увольняются из соображений, что хуже уже не будет. Все три выхода — так себе, они влияют и на мораль, и на профессиональное самосознание.

Лучше всего спокойно работать, добросовестно выполнять свои задачи, не подставляться и, если есть понимание, что кресло занято надолго, спокойно искать другую работу. Важный козырь: искать работу тогда, когда это нужно вам, а не когда вас вынудит он. Эта грань — почти искусство. 

Желание выслужиться

Короля делает свита. Вокруг этого высказывания бушуют споры — что всё же первично, инициатива свиты или желание короля? Жизнь подтверждает истинность изначального утверждения. Бывает, что несколько особо рьяных сотрудников портят руководителя, приучают его к обращению со стукачами, навязывают свои медвежьи услуги. Наверняка вы слышали что-то вроде: «А давайте все делать ежедневные отчёты?», «Боитесь, что не успеем? Давайте выйдем в субботу», «Я соберу совещание» и т.д. Отдельные коллеги делают всё чтобы выслужиться — и часто этот процесс затрагивает почти всех, потому что чем масштабнее твоя идея или твоё предложение, тем лучше. В терминальной стадии выслуживания сотрудники принимают на себя тяжкое бремя руководства и начинают себя вести так, будто они правая или левая рука босса. 

▍ Как распознать?

У вашего руководителя появляются всадники апокалипсиса гонцы, которые приносят информацию, распоряжения, уточняют прогресс выполнения задач, раздают поручения, выступают с незначительными для работы инициативами.

▍ Как справиться?

На глазах у таких сотрудников по возможности уточнять у руководителя, верно ли вы его поняли, игнорировать запросы от «гонцов», — в общем, всем видом демонстрировать недоверие и безразличие. Чаще всего такие сотрудники относительно безопасны (максимум пожалуются, но про них все всё понимают), поэтому индифферентное отношение им быстро надоест и они переключатся на более робких и впечатлительных коллег.

Рабочая ревность

Это такая специфическая форма нездоровой конкуренции. Её особенность в том, что она полностью иррациональна. И именно она отнимает колоссальное время от работы, потому что вы, ощущая мнимый неуспех в команде, ввязываетесь в гонку и уже не решаете рабочие задачи, а выступаете на олимпиаде: кто быстрее закроет задачи, у кого выше KPI, кого сильнее похвалят. Специфика рабочей ревности ещё и в том, что чаще всего она случается между сильными коллегами, способными и готовыми к гонке интеллекта. В классической конфликтологии такой тип конфликта считается скорее позитивным, поскольку компания получает кучу быстро и хорошо сделанной работы, а сотрудники прокачивают скилы. Однако рабочая ревность обязательно приводит к выгоранию и продуктивность сотрудников начинает резко стремиться к нулю, а поскольку они ключевые или просто многофункциональные, то падает эффективность команды.

▍ Как распознать?

Ревность на работе — прежде всего не вызов, а чувство, которое формируется в ответ на чужой успех и чужую качественную работу. Вам кажется, что вы уже за бортом, что-то не то, вламываетесь в амбиции и начинаете испытывать себя: а способны ли вы сделать так же и даже лучше? Чтобы не скопировать действия коллеги, вы ищете свои формы подачи сделанной работы, увеличиваете объёмы и загоняете себя.

▍ Как справиться?

Обрести уверенность в себе и своём профессионализме, заниматься своими задачами и отвечать за них. Если вам что-то понравилось у коллеги или вызвало зависть его изящное решение, разберитесь, чего вам не хватает, чтобы делать так же и лучше, — и ликвидируйте досадный пробел.

Бюрократия

Собрания, митинги, встречи, зумы, миты, отчёты, дейли отчёты, ретроспективы на каждую строчку кода, каждую продажу, каждый рабочий день — как же всё это надоело и сколько времени отжирает! В любой компании (хоть в медицинском центре, хоть в ИТ-компании, хоть на автомобильном заводе, хоть в журнале) есть сотрудники, которые работают работу (то есть создают продукт), есть сотрудники, которые помогают работать работу и работают свою работу (сисадмины, девопсы, ассистенты, секретари, завхоз и т.д.), и есть менеджеры, которые управляют тем, как другие работают работу. Думаю, вы уже точно поняли, о ком я: о менеджерах с десятками сертификатов с однодневных курсов, которым жизненно необходимо показать свою важность. Именно они любят формализовывать абсолютно любое действие, создавать инструкции, внедрять регламенты, предлагать готовить ежедневные отчёты и т.д. Они разносят по компании страшную заразу — бюрократию. Сами того не замечая, вы начинаете тратить чуть ли не больше половины рабочего времени на обсуждения, переговоры, мозговые штурмы, заполнение ролей в какой-нибудь табличке и т.д. Если вам ещё и не повезло работать в структуре, где есть вышестоящая организация или в филиале, пиши-пропало: вас завалят формальностями. 

Бюрократия опасна прежде всего тем, что её невозможно скинуть с себя, дабы не навлечь гнев руководителя (которому скорее всего всё нравится). На основную работу остаётся меньше времени, и перед сотрудником всплывает непростой выбор: или сделать всё в оставшееся время и кое-как или начать перерабатывать, а потом и хронически перерабатывать.

▍ Как распознать?

Признак очень простой: вашу основную работу начинает вытеснять всё что угодно, а перед глазами мелькают скучающие или озабоченные лица коллег. Ну а в голове вместо ненавязчивой мелодии вроде «Я ядрёный, как кабан, я имею свой баян» всплывает выученный в школе стих Маяковского: 

С волнением не уснёшь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

▍ Как справиться?

Справиться трудно, особенно если бюрократия разрастается с молчаливого или активного согласия руководителя. Поэтому по возможности старайтесь планировать рабочие задачи, жёстко фиксировать время (для себя), чтобы в случае срыва дедлайна подробно рассказать, чем вы занимались и сколько из этого отняла «оргработа». Для небольшой компании, где бюрократия только зарождается, есть лайфхак: начните организаторам и инициативным менеджерам задавать вопросы (зачем, кто будет, с какой целью, какой результат ожидаем и т.д.). Это немного охлаждает пыл носителей бюрократии. 

Да ты белая ворона

«Ему больше всех надо», — клеймо большинства заинтересованных сотрудников, если коллектив управленчески болен. Если вы оказываетесь хорошим, инициативным работником, который пытается вовлечь в проекты скучающих коллег, рано или поздно вы станете объектом критики и обвинений. Увы, так устроено большинство людей: работаю от сих до сих, а всё что сверху, не оплачено. Эта пассивная агрессия отбивала руки не у одного активного и живого сотрудника, который знал, умел и готов был начать делать и достигать результата. Коллектив единомышленников — исчезающе редкая штука, и довольно трудно соответствовать желаниям всех сотрудников или групп сотрудников. Распознавать такую ситуацию не нужно: вы сразу почувствуете негативное отношение, отстранение вас ото всех или всех от вас, навязывание чувства вины за мифические проблемы (вроде «из-за тебя всем приходится работать» — и это цитата) и т.д. 

▍ Как справиться?

Спокойно выполнять свою работу и, если воздух слишком тяжёлый, искать пути перехода в другое подразделение или на другую работу. Ну и конечно, стараться не кичиться своими достоинствами: кому надо и кто поймёт — заметят, а с остальными диалог вряд ли получится. Могу сразу сказать: на сто процентов «своих» не будет нигде, везде найдутся противники, соперники, конкуренты или банальные завистники.

Обыкновенная токсичность

Вроде самая обычная помеха от коллег на работе: они душные критики, постоянно бубнят, им ничего не нравится, некоторые огрызаются и грубят, другие полагают, что они — носители истины в последней инстанции и т.д. Токсичность (не люблю это слово, но он ёмкое) имеет множество проявлений. Но это одна из самых противоречивых ситуаций, потому что…завтра токсичным коллегой можете оказаться вы. Проявления токсичности находятся в прямой зависимости не только и не столько от характера, сколько от текущей жизненной ситуации и внекорпоративных условий человека (как пример: разлад в семье, больные родители, узнал о страшном диагнозе, обострилось хроническое заболевание, предстоит развод, да хоть лезут волосы после ковида или нет денег на оплату долга). Поэтому к токсичным коллегам практически всегда стоит относиться с внимательным снисхождением, если, конечно, вы точно не знаете, что человек — мчудак. 

▍ Как распознать?

Коллега цепляется, грубит, ставит препоны (если это в его полномочиях), остро и постоянно критикует, на просьбы о помощи может среагировать резким и неприятным отказом. Со стороны кажется, что человек зазнался. Такие коллеги неконструктивны в работе: согласование с ними может занимать много времени, а плохое настроение и негативный настрой «гасят» всю команду. 

▍ Как справиться?

Здорово, если вы сможете сами для себя разобраться в причинах такого поведения и уже исходя из полученной информации выстраивать стратегию поведения и общения с «токсом». Но и лезть в душу не стоит. По большому счёту такие коллеги не особенно опасны, но крайне раздражающие. Поэтому стоит либо минимизировать взаимодействие с ними, либо попытаться найти общий язык, особенно если токсичным стал нормальный и адекватный сотрудник. Иногда помогает просто заговорить в неформальной обстановке на отвлечённую тему и прощупать поведение человека, увидеть его внеофисное лицо — после этого он уже не будет казаться таким уж мрачным негодяем. 

Самая лучшая стратегия — абстрагироваться от всех рабочих конфликтов и показывать свой профессионализм. Но скорее всего, у вас это не получится. Ни у кого не получится. Потому что, как писал дедушка Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Рано или поздно вам придётся принять правила игры и научиться выживать в той среде, которая вас окружает. Иногда это звучит отвратительно и занимает много времени, но по своему опыту вам скажу: однажды вы найдёте нормальную команду, с нормальными паттернами работы и нормальными отношениями (только не путайте их с напускным мегапозитивом!), и вы на фоне предыдущего опыта сможете оценить её по достоинству. Можно поспорить, что это будет то место, в котором вы проработаете достаточно долго. Или это уже и есть то самое место?

Автор:
ru_vds

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js