Это ужасно бесит — подборка косяков, постоянно встречающихся от сайта к сайту, от приложения к приложению

в 11:50, , рубрики: usability, бесит, веб-дизайн, вредные советы, дизайн, дизайн мобильных приложений, косяки, куки, мобильные приложения, разработка, Разработка веб-сайтов, разработка мобильных приложений, сайты, уведомления

Каждый день мы пользуемся десятками различных мобильных приложений и посещаем десятки, если не сотни, всевозможных сайтов. Часто при этом мы сталкиваемся с какими-то их неприятными особенностями — что-то сделано недостаточно продуманно, где-то разработчик запилил фичу спустя рукава. И всё бы ничего, но некоторые из этих моментов по-настоящему вездесущи, встречаются ежедневно и неимоверно раздражают.

В этой статье я попытался перечислить некоторые из таких наиболее распространённых косяков. Если вы отвечаете за разработку/дизайн/менеджмент какого-либо сайта или приложения, пожалуйста, никогда так не делайте. Правда, ну сколько можно...

Это ужасно бесит — подборка косяков, постоянно встречающихся от сайта к сайту, от приложения к приложению - 1

Приложения, в которых нельзя отключить рекламные пуши

Этим почему-то особенно грешат интернет-магазины и сервисы доставки еды. Каждый день ты получаешь бестолковые нетаргетированные рекламные пуши с кучей Emoji, а когда приходишь в настройки, надеясь их отключить, тебе предлагают выбор — либо всё, либо ничего. Не хочешь получать рекламу? Тогда не узнаешь и о статусах своих заказов или о том, что курьер с едой уже близко. Это натуральное свинство.

Это ужасно бесит — подборка косяков, постоянно встречающихся от сайта к сайту, от приложения к приложению - 2

Ozon на примере выше — как раз-таки положительное исключение, у них можно вырубить рекламу, не отключая действительно важные уведомления. Однако скриншот со спамом получился очень уж сочный, и я не устоял. 😄

Безосновательное разлогинивание

Почти любой сайт, даже если это какой-нибудь совершенно бестолковый форум держателей домашних хомячков, считает своим долгом разлогинивать тебя каждые несколько дней. Зачем? Чтобы пользователи страдали, ленились заново логиниться и просто переставали проявлять на вашем ресурсе какую-либо активность в виде лайков или комментариев? Тут важно отметить, что это вполне логичное поведение для банковских личных кабинетов и других сервисов, содержащих чувствительные данные. Но такая практика не должна быть повсеместной.

Боитесь, что нерадивый пользователь залогинится, используя чужой или публичный компьютер, и потом забудет вручную выйти из своего аккаунта? Ну так дайте ему выбор в виде соответствующей галочки рядом с полями ввода логина и пароля. Хотя, справедливости ради, встречаются и сайты с такими галочками, которые тем не менее ни на что почему-то не влияют. Привет, Apple и Microsoft, каждый раз у вас указываю, что меня никогда не надо разлогинивать, и всё равно вы меня разлогиниваете уже через несколько часов. 🤬

Наконец, отдельный котёл в аду должен быть у тех разработчиков, кто реализовывает такое поведение в мобильных приложениях. Да, вы удивитесь, но бывают и такие, при чём это не банки и не что-либо подобное. Например, Lounge Key — приложение-каталог бизнес-залов в аэропортах мира. Или «Умный дом» от Яндекса. А ещё Binance (криптобиржа), которая и так открывается лишь по Face/Touch ID, но всё равно почему-то выкидывает тебя из аккаунта каждые несколько дней. Вот зачем так делать?

Сброс выбранного города или неверное его отображение

Друзья, Россия состоит не из одной только Москвы. Я понимаю, что москвичам это вряд ли сколько-нибудь интересно, но вы не представляете, наско́лько бесит, когда каждый раз, заходя в привычный интернет-магазин, ты видишь, что вместо твоего уже ранее выбранного города всё опять сбросилось на Москву. Этим грешат, например, re:Store и сайты почти всех российских операторов мобильной связи — МТС, МегаФона и других.

МегаФон
МегаФон

Другой вариант проявления той же проблемы — когда сайт или приложение корректно запоминает твой город, но затем неверно отображает его в своих интерфейсах. Так, например, делает Тинькофф Банк — ты можешь выбрать в своём профиле какой угодно город или регион, и он даже сохранится, но если затем снова зайти в настройки профиля, там всегда будет написано «г. Москва» (как минимум, в iOS-приложении). Полагаю, потому что все тестировщики банка сидят в Москве и даже не задумываются, что в этом месте их интерфейса может скрываться какой-то баг.

Тинькофф Банк
Тинькофф Банк

Выбор дат без возможности ввода с клавиатуры

Тут речь в первую очередь о веб-сайтах. Ужасно, когда тебе нужно где-то ввести дату рождения или дату окончания срока действия банковской карты, и ты не можешь сделать это с клавиатуры — просто нажать несколько клавиш. Нет, ты должен курсором тыкать в менюшки, да ещё и зачастую такие, что их приходится долго скроллить сначала до нужного дня, а затем до нужного месяца. Интерактивные пикеры удобны для многих пользователей, но они не должны блокировать клавиатурный ввод, особенно если это ввод платёжных данных. Плюс пикеры зачастую плохо дружат с браузерным автозаполнением форм.

Amazon
Amazon

Кстати, если вы добавляете куда-то пикер даты рождения, не поленитесь проставить его дефолтное значение на 1980 – 1990 год вместо сегодняшнего. Абсолютному большинству пользователей так будет ближе до нужного им варианта.

Буквенная клавиатура для телефонных номеров и неуместная автокоррекция ввода

Если ваше приложение или мобильная версия сайта имеют поле для ввода номера телефона, не поленитесь проставить ему соответствующий тип контента, чтобы iOS или Android автоматически показали пользователю цифровую клавиатуру вместо буквенной.

Бывают случаи, когда в одном и том же поле пользователь должен иметь возможность ввести как номер телефона, так и, например, электронную почту, однако телефон — более приоритетный вариант. Для подобных кейсов также предусмотрена соответствующая настройка, при которой по дефолту отобразится цифровая клавиатура, но на ней останется возможность перехода к буквам. В контексте, например, iOS-разработки это UIKeyboardType.namePhonePad.

Что бесит ещё больше, так это когда ты пытаешься ввести где-то свой логин или E-Mail, но клавиатура упорно всё тебе портит своей автокоррекцией, потому что разработчик сайта или приложения поленился отключить её для соответствующего поля ввода. Либо когда наоборот имеется поле, предназначенное для ввода осмысленного текста, но разработчик на кой-то ляд отключил в нём автокоррекцию.

ВКонтакте
ВКонтакте

На примере выше нарушены сразу все только что описанные мной рекомендации.

Куки 🤦‍♂️

Если относительно предыдущих пунктов кто-то может сказать, что я просто слишком нервный, то здесь, уверен, со мной согласятся все.

Наш сайт использует куки, разрешите нам использовать куки, куки-куки-куки...

Да идите вы к чёрту, до чего же достали всплывающие об этом баннеры на каждом, мать его, сайте! И ладно ещё, если они появляются где-то с краю, но ведь встречаются и случаи, когда весь контент перекрывается таким уведомлением, и тебе приходится полминуты выискивать заветную микрокнопку, которая всё уберёт. Я зашёл к вам из поисковика в первый и последний раз в жизни, просто дайте мне посмотреть контент!

Это ужасно бесит — подборка косяков, постоянно встречающихся от сайта к сайту, от приложения к приложению - 7

Да, я знаю про правила европейских регуляторов, которые всех к этому обязали. Но не понимаю, почему до сих пор нет во всех браузерах тумблера «разрешить/запретить куки всем и больше меня никогда об этом не спрашивать». А там, где такая настройка всё же имеется, она в большинстве случаев толком не работает. Плюс ещё некоторые дизайнеры зачем-то делают эти плашки ну просто до неприличия огромными и перекрывающими весь контент.

Хоть как-то спастись от «кук» можно при помощи специальных браузерных расширений, но разве это нормально..?


Думаю, хватит пока. 🙈

У меня на примете есть ещё пара десятков других подобных моментов. Напишу о них в продолжении, если эта, первая, часть кому-нибудь зайдёт. Спасибо за внимание!

Автор: Сергей Москвин

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js