«Как в „Черном зеркале“»: Стартап Bird уволил более 400 сотрудников во время вебинара Zoom

в 9:44, , рубрики: BIRD, zoom, Карьера в IT-индустрии, онлайн-трансляция, стартапы, увольнения, управление персоналом, финансы в IT, электросамокаты

imageФото: techcrunch.com

Утром 27 марта 406 сотрудников компании Bird, которые работали из дома две недели из-за коронавируса, получили оповещение о проведении вебинара в Zoom под названием «Обновление по COVID-19». Работники были уверены, что с ними хочет пообщаться основатель компании Трэвис Вандерцанден, бывший топ-менеджер Uber, который до этого отменил традиционную встречу Birdfams. Сотрудники Bird считали, что теперь глава компании хочет поделиться с ними информацией по поводу работы в условиях пандемии.

Однако подозрения вызвал тот момент, что список гостей и хост были скрыты, а в мероприятие включили только некоторых работников. До начала мероприятия сотрудники Bird вели активную переписку в Slack, чтобы выяснить, кого же все-таки пригласили на онлайн-встречу.

Bird — это стартап по аренде электросамокатов, который был основан три года назад. В 2018 году он получил статус единорога, стоимость компании составила $2 млрд, а ее деятельность расширилась на 100 городов. Буквально в конце февраля Bird привлек еще $75 млн. Однако затем компании пришлось приостановить работу из-за пандемии. В итоге руководство решило сократить около 40% сотрудников. Из 1060 работников свои места потеряли 406.

Итак, 27 марта в 10:30 утра сотрудники вошли в систему Zoom, но их приветствовала тишина. «Есть ли звук? Почему я ничего не слышу?», — спросил коллег один из работников. Все немного нервничали, потому что обычно встречи в Bird начинались строго в оговоренное время.

В течение последующих пяти минут сотрудники смотрели на слайд с темно-серым фоном, на котором было написано «COVID-19». Некоторые отметили, что в слайде не использовался цвет или шрифт бренда компании, что тоже было подозрительно. Во время ожидания некоторые сотрудники вышли из встречи, но потом так и не смогли вернуться.

Тех, кто дождался, ждало роботизированное аудиосообщение. Женский голос начал с признания в том, что «это неоптимальный способ донести такое сообщение». Затем прозвучала суть послания: «COVID-19 также оказал огромное влияние на наш бизнес, который вынудил нашу руководящую команду и совет директоров принять чрезвычайно трудные и болезненные решения. Одним из таких решений является устранение ряда ролей в компании. К сожалению, это решение повлияет на вашу роль».

В итоге запланированная на полчаса встреча заняла всего 2 минуты. «Это было похоже на эпизод из «Черного зеркала», — сказал уволенный работник. — «Этот зловещий голос пришел и сказал нам, что мы теряем работу».

Причем, никто из сотрудников так и не смог опознать автора сообщения. Точно известно, что это был не Вандерцанден или кто-то из топ-менеджмента. «Это был трусливый ход», — заявил один из менеджеров.

«Это звучало как запись, и это было очень странно и зловеще», — отметил другой сотрудник.

Сам Вандерцанден на следующий день попытался защититься от нападок, выпустив внутреннюю записку. По его словам, видео отключили, так как посчитали это более гуманным.

А вот официальный комментарий Bird: «Увольнения никогда не бывают легким и комфортными, и COVID-19 повлиял на то, как это происходит, по крайней мере, в ближайшей перспективе… Мы благодарны пострадавшим и хотели бы избежать этой ситуации».

Там также отметили, что с участниками встречи общался живой оратор в режиме реального времени, а слайд содержал дополнительную информацию об оплате за четыре недели в качестве пособия, трехмесячном медицинском страховании и т.д.

Однако большинство сотрудников по-прежнему считают, что звонок был записан заранее. Многие из них, кстати, так и не смогли прослушать речь до конца встречи. Экраны их макбуков внезапно потемнели, и компания начала перезапуск системы. К 10:40 утра все были заблокированы. Это было тем более удивительно, так как за несколько минут до этого голос объявил, что последним рабочим днем будет 3 апреля.

«Это должно стать детской иллюстрацией того, как не увольнять людей, особенно в такое время», — сказал один из сотрудников.

Выяснилось, что месяцем ранее кто-то из ИТ-отдела Bird поручил написать сценарий, который позволил бы компании мгновенно закрыть все учетные записи пользователя — компьютер, электронную почту, Slack — одним нажатием кнопки. Однако разработчика заверили, что сценарий будет использоваться для общего выхода, а не для массового увольнения.

Некоторые сотрудники, у которых был выходной, или те, кто работал в более позднюю смену, не понимали, почему их компьютеры перезагружались и почему они не могли войти в систему. Другие тщетно пытались присоединиться к вебинару. А некоторые и вовсе были в неведении, пока не увидели короткую заметку о событии в TechCrunch, опубликованную в 11:26 того же дня.

Согласно заявлению компании, «представители HR, менеджеры и/или руководители лично обращались ко всем людям напрямую для продолжения разговора». Но немногие столкнулись с этим на деле. Некоторые менеджеры, которых тоже уволили, не знали, кто из их команды был сокращен. Некоторые даже обменивались сообщениями в LinkedIn, чтобы узнать, работают ли они в компании или уже нет.

По итогу, на следующий день все уволенные получили стандартное письмо с благодарностью от бывшего босса.

Также ИТ-отдел отправил бывшим работникам коробки с этикеткой для обратной доставки, чтобы вернуть ноутбуки, зарядные устройства и бейджи. Все предметы должны быть отправлены до 15 апреля. При этом компания не разъяснила, когда и как экс-сотрудникам вернут вещи, которые они оставили на своих рабочих местах. «Они сказали, что все личные вещи будут возвращены нам «в конце концов», — рассказал один из уволенных.

Практически ни одно из подразделений Bird не избежало сокращений. Некоторые сотрудники отмечают, что увольняли, в основном, женщин и представителей иных национальностей. «Насколько я знаю, люди, которые остались непосредственно в моей команде, — это мужчины, большинство из которых белые», — написала уволенная сотрудница в своем блоге. Ее команда по работе с данными была сокращена с 50 до пяти человек.

Кстати, крупнейший конкурент Bird, Lime, объявил 21 марта, что «свернул и приостановил» обслуживание на всех рынках, кроме Южной Кореи. Однако Bird не последовала его примеру, по крайней мере, публично. Последний анонс компании о COVID-19 был 12 марта, и в нем говорилось только о том, что компания будет чаще дезинфицировать электросамокаты.

В Bird заявили: «Наши действия соответствуют добровольным, а также обязательным мерам, установленным правительствами для бизнеса. Мы продолжим наш тесный диалог с местными должностными лицами в каждом из городов, в которых мы предоставляем свои услуги, и снова предложим полный парк наших безопасных, чистых перевозок в качестве альтернативы как можно скорее».

См. также:

Автор: maybe_elf

Источник



https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js