Психология удалёнки: как не слететь с катушек

в 14:36, , рубрики: Блог компании RegionSoft Developer Studio, Карьера в IT-индустрии, мозг, удалёнка, удаленная работа, управление персоналом

Удалёнка бьёт по мозгам. И это я вам говорю не как те, кто погрузился в неведомо прекрасное состояние в марте, а как человек, который уже пять лет не видел офисную жизнь, не пил сонным кофе из кофемашины и не встревал в беспечный разговор коллег от скуки рабочего дня. Мне уже приходилось слышать, что кому-то «ковидная» удалёнка надоела, кто-то хочет её навсегда, кто-то мечтает поделить рабочую неделю на офис и хоум-офис. Но 5-6 месяцев — короткий период, чтобы понять свой настоящий выбор (да не случится с нами такое ещё раз!). Удалённая работа меняет личность человека, причём вне зависимости от того, живёт он один, с родными или даже друзьями. Мы становимся другими. И это обязательно нужно обсудить.

Психология удалёнки: как не слететь с катушек - 1


Упитанный, унылый, наедине с компом — примерно так и проходит удалёнка

Disclaimer. Статья написана сотрудником RegionSoft Developer Studio в рамках рубрики «Свободный микрофон» и не проходила никаких согласований. Позиция автора может совпадать, а может не совпадать с позицией компании. Но, к месту говоря, для нас удалённый формат привычен: за годы работы мы провели тысячи удалённых внедрений CRM, включая обучение и доработку, наша RegionSoft CRM подходит для распределённых команд, ну и в команде, как вы уже поняли, у нас есть удалённые сотрудники. 

Сегодня мы с вами поговорим именно о моральном аспекте удалёнки, об этой сложной её составляющей, которая до сих пор не позволила и вряд ли в ближайшее время позволит построить адекватную систему хоум-офисной работы.

Первое и главное — отношения с работой

Сейчас на удалёнке находятся целые команды и компании, поэтому многие баги удалёнки пока незаметны — заметны они станут для тех, кто решит избрать для себя этот формат и дальше. Работать на удалёнке однозначно тяжело, потому что кем бы вы ни были, хоть программистом, хоть тестировщиком, хоть менеджером, у вас осложнятся коммуникации. Да, первое время ты буквально кайфуешь: коллеги далеко, ты можешь отвечать в мессенджерах не сразу и обдумав своё сообщение, босс тоже где-то там и не вызовет на ковёр жёстко и прямо сейчас. Кажется, что так спокойнее, работа течёт размеренно. Первые звоночки кажутся недоразумениями, но вскоре возникает целый комплекс проблем, с которыми нужно учиться жить.

Вы вините себя за пробелы в работе. Если недоделки и просроченные задачи в офисе кажутся пустой проблемой — достаточно передвинуть таск в календаре и оповестить всех смежных коллег, включая руководителя, то на удалённой работе трагедией кажется всё. С одной стороны, ты боишься, что все решат, что ты бездельничал вместо выполнения своих прямых задач, с другой — переживаешь, что ты действительно не справился, а значит, что-то происходит с профессиональным ресурсом, где-то ты дал слабину. При этом причины могут быть вполне объективные: отключение интернета или электричества, перегруз параллельной задачей или невыполнение задачи соисполнителем. 

Эта вина поглощает вас и ваши мысли, отчего работа клеится ещё хуже: вы начинаете бояться ошибок, стремитесь избегать их. А не ошибается тот, кто, как известно, ничего не делает. И действительно, переживание вины за что-либо легко превращает человека сперва в осторожного исполнителя, а затем в прокрастинатора. 

Период полного «забивания» на работу наступит у каждого. Вопрос в том, сколько он продлится и насколько он будет заметен. Я адский, заядлый трудоголик, который работает на работе, на отдыхе, в транспорте, в поезде, — если нет возможности ковырять работу, я о ней думаю. Но при переходе на удалённую работу состояние «положенного на работу болта» приходило дважды, и это было неприятно. Сперва ты позволяешь себе покрутить фоном какой-нибудь фильм, затем ты уже не слушаешь фоном, а запускаешь контент на втором мониторе, потом отвлекаешься на домашние дела или идёшь в магазин/кафе/на пробежку (всего 15 минут! которые скоро становятся двумя часами 15 минутами), а затем понимаешь, что у тебя висит полный таск-менеджер просроченных задач и скоро это заметишь не только ты. 

В этот момент наступает неприятное ощущение: нужно найти силы и волю сесть в ночь, на сутки-двое нон-стоп и закрыть все эти долги, но хитрый мозг любит лениться и уже не готов так быстро собраться в кучку и помочь хозяину закрыть рабочие долги. Кстати, про мозг я не шучу — это самая что ни на есть психофизиология. Грубо говоря, без привычного ритма работы над задачами вы довольно быстро тупеете и ищите другие выходы из ситуации. 

Ни в коем случае нельзя сдаться, признаться, уволиться и т.д. Выход: отставить панику и начать методично и тщательно закрывать задачи, начиная с самой неприятной — её решение окрылит вас (в то время как закрытие простой и любимой рабочей задачи создаёт ложное ощущение всемогущества и скорости и в итоге вы упрётесь в худшие задачи с глубоким разочарованием). Как правило, в нашей IT-сфере 3-4-дневные «проломы» в работе закрываются за сутки интенсивного труда. Но такие марш-броски опасны для здоровья и нервной системы, поэтому старайтесь не затягивать с периодом «ничегонеделания».

Психология удалёнки: как не слететь с катушек - 2

Вам трудно объясняться с коллегами. Это вы начинаете ощущать примерно через год. Люди, которые работают в одном помещении, вместе едят, общаются, переживают разносы босса и моменты триумфа компании, сопереживают друг другу, представляют собой отдельную социокультурную группу. Вы наверняка замечали, что приходя в чужой офис или, например, в чужой вуз, вы воспринимаете коллектив как что-то очень чуждое и иногда даже некрасивое (то ли дело свои!). Хуже, когда это происходит с твоими коллегами: они — сформированная общность, а ты — одиночка за скобками. Большинство компаний старательно и этично вписывают удалёнщиков в свою культуру (чаты, весёлые чатрумы на поболтать, встречи и слёты, видеоколлы с котиками и собачками, подарки, поддержка), но нередко это выглядит довольно неестественно. Гораздо честнее признать, что удалёнщики — это другая субкультура в компании, причём каждый — своя собственная, но их работа и их лояльность — ценность для компании, их труд крайне важен, а вклад оценён. Это здорово помогает обеим сторонам. 

Психология удалёнки: как не слететь с катушек - 3

Так вот, вам нужно говорить на одном языке и в одной системе ценностей со сплочённым коллективом. Получается довольно плохо, даже если вы шутник, болтун и у вас в целом неплохой характер. Трудно передавать эмоции в чатах и на созвонах, трудно говорить об идее в запале по телефону и обсуждать что-то с задором, черкая карандашом на листе. Вы вынужденно говорите чётко и размеренно, как всегда по телефону, вы пишете в чат, но не прередаёте иронии, сарказма, удивления, восхищения и даже гнева. Текст вашего сообщения эмоциями насыщает тот, кто его читает — ваша эмоция рождается и интерпретируется в голове собеседника, и есть высокий риск оказаться непонятым и кого-то обидеть.

Такая ситуация угнетает и вы начинаете избегать общих созвонов и совещаний с вашим онлайн-присутствием. От вас отвыкают и вы выпадаете из, казалось бы, своей социальной обоймы ещё дальше. В голове бьёт одно: «Куда я лезу? Меня там нет.» Такая позиция сказывается и на профессиональных задачах — вы решаете их вне контекста общих интересов, вне пульса бизнеса, в котором работаете. Рабочие таски становятся похожими на олимпиадные задачки: нужно срочно и классно решить, чтобы победить. Наступает стадия функционального исполнения.

Справиться с этой ситуацией довольно трудно. Совет простой: не выпадайте из неформального общения, иногда по возможности наведывайтесь к коллегам оффлайн и найдите себе на работе 1-2 человек, с кем сложится «химия и магия», кто будет понимать ваши интонации в чатах и кто будет вашим «коннектором» с интересами компании и её сотрудниками. Это непросто, но не невозможно. Приятный бонус: такие люди могут стать вашими хорошими друзьями на долгие годы.

Вы хотите в офис и одновременно не хотите уходить с удалёнки. Периодически наступает желание вернуться в офис, уехать в другой город или страну (если компания там) и работать со всеми вместе, наслаждаться офисной жизнью, ловить её плюсы и ненавидеть минусы. Но уже всё так хорошо устроено: если нужно, спать почти до рабочего дня, спокойно слушать любимые треки, использовать свободное время для личных дел, не стоять в пробках и уходить с работы за 1 секунду. А с другой стороны, ты уже не понимаешь, это твой офис или твой дом? 

Решать только вам: для каждого перевешивают его собственные аргументы в пользу дома или офиса. Если ситуация безвыходная и удалёнка вынужденная, просто оборудуйте дома мини-офис и разделите визуально рабочее место и места домашнего уюта. Это здорово помогает. Например, у меня мини-офисом служит старый многоярусный компьютерный стол, который выглядит делово и серьёзно, помогает и офисное кресло. Настоящий микро-кабинет, в котором лежат только рабочие вещи и книги. 

Вам нужно контролировать себя и работать над дисциплиной. Адекватный работодатель не поставит вам дебильный трекер рабочего времени или скриншотер состояния экрана, потому что он знает, чего стоит доверие и лояльность. А значит, вам нужно стать своим самым жёстким начальником: научиться планировать, переключаться между задачами, не отвлекаться на социальные сети и развлечения, организовывать своё рабочее место, питание и т.д. Вы — сам себе сисадмин, коллега и помощник. Это сложно, даже если вы супер мотивированный сотрудник. Важно усвоить несколько правил хоум-офисной дисциплины:

  • рабочее время — для работы
  • строго регламентировать перерывы
  • не есть за рабочим столом (постараться)
  • если не хватает силы воли, программно закрывать доступ к постороннему контенту.

Этих четырёх пунктов хватит, чтобы начать организовывать свой рабочий день на удалёнке правильно.

Психология удалёнки: как не слететь с катушек - 4

Вы не растёте по карьерной лестнице. Это жёстко, это грустно, это правда. Вас легко опередит более слабый офисный коллега, потому что он ближе и он может презентовать себя в удобном личном формате. Ничего удивительного: карьерный рост на удалёнке практически нереальная задача. Вы можете рассчитывать на горизонтальные перемещения или небольшое изменение названия вашей должности, но вряд ли вам удастся стать менеджером проекта, продукта или тимлидом. Просто потому что в этих направлениях деятельности коммуникации решают. Ответьте себе на вопрос: а оно вам надо?

К слову, зато на новой работе после удалённой работы можно сразу перешагнуть через несколько ступеней — в том случае, если время, свободное от дорог, перекуров и кофейка под сплетни вы потратите на обучение или развитие сайд-проекта. Удалённая работа — идеальный фактор для того, чтобы стать гораздо круче и дополнительно прокачаться. 

В какой-то момент вы слышите от неопытного коллеги про себя «а это наш фрилансер Вася» и у вас срывает последнюю гайку терпимости и адекватности. И это тоже произойдёт. Увы, для новеньких сотрудников (особенно молодых) что удалёнщик, что фрилансер — одна история про «сижу дома, лабаю код, котики, сериалы, еда». И очень обидно услышать такие слова или вопрос: «А ты чем там занимаешься? Правда, халявно?» Не ведитесь на эти выпады, но и не позволяйте сформироваться такому мнению. Просто разумно и спокойно объясните, что вы ничем не отличаетесь от коллеги, а в чём-то даже превосходите. Вообще советую: если вы довольно далеко от офиса и не можете оперативно до него доехать, не ввязывайтесь в конфликты — заранее проиграете и прослывёте токсичным мудаком. Это очень плохо, поскольку удалённый конфликт требует неимоверных ресурсов для полного его урегулирования. Часто дешевле и спокойнее промолчать, отшутиться или упомянуть вопрос на общем собраниии/видеозвонке и дать на него ёмкий и вежливый ответ. («Меня тут спрашивали, чем я занимаюсь, так вот, я как раз разруливаю такие баги, как этот — и сейчас вижу, что нужно.../далее по рабочей части/»).    

Вам кажется, что вас недооценивают. Успокойтесь — на удалённой работе это будет всегда, хотя бы потому что вы тоже выдумываете эмоции и выражения лиц собеседников по телефону и чату. У вас есть зарплата, премия, KPI, какие-то бонусы и полный таск-менеджер закрытых задач? Есть же! Значит, вы крутой, вы нужны этой компании. Вспомните свою офисную жизнь, а если не помните, поверьте мне, я помню: там никому не вешают золотые медали на шею и редко благодарят лично. О качестве работы говорит факт работы в компании и получения всех материальных благ. Поэтому успокойтесь — скорее всего, если вы задумались об этой проблеме, вы действительно классный сотрудник и молодец. Вы должны знать себе цену.

Вы боитесь оценки своей работы и вы сами очень плохо оцениваете свою работу и своё развитие внутри профессии. Этот побочный эффект возникает из-за того что вам не с кем себя сравнивать: у вас нет полноценной картины работы остальных сотрудников. Да, можно сравнить строчки кода или количество открытых рекламных кампаний — но мы-то с вами знаем, что эти метрики не говорят ни о чём. Вы нервничаете, вам кажется, что вы хуже остальных — мало на удалёнке, так ещё и «всего» 14 часов отработал. Успокойтесь: если вы сосредоточенно и качественно работаете, скорее всего вы не хуже, даже продуктивнее и эффективнее остальных, поскольку не отвлекаетесь на офисную суету. 

Если вы чувствуете, что «просели» по профессиональной части, выделите время на самообучение, на чтение книг, мануалов, профессиональных блогов и т.д. Более того, иногда даже полезно поучиться или почитать что-то базовое поверх практики, такой маневр здорово раскладывает ваши навыки и знания по полочкам.  

Ну и ещё одна маленькая заметочка: если вы будете слабо работать, вам об этом скажут, сейчас не принято держать людей из жалости или за красивые глаза. 

Вы хронически перерабатываете и переработка приобретает две основные формы: либо вы половину дня делаете свои дела и вечерами нагоняете рабочий день (это плохо), либо вы тупо работаете 8 часов + 4-6 часов, потому что а) больше заняться нечем; б) работа увлекает; в) хочется делать лучше и глубже, вы уходите в перфекционизм. При таком раскладе жизнь делится на две части: работа и сон. Первую форму я рассматривать не буду, с ней всё понятно: работа должна делаться в рабочее время, а вот со вторым пунктом нужно разобраться.

Как правило, настолько перерабатывают люди, не обременённые какими-то семейными обязанностями (не обязательно без семьи!) или привыкшие дарить своим родным только один выходной (потому что второй тоже нужен работе). И основная проблема в том, что если что-то в вашей жизни изменится, вы станете работать меньше и переключите внимание на новое событие в личной жизни. Формально это прекрасно и радостно, но в реальности вашему работодателю станет казаться, что вы стали хуже и меньше работать, ведь он уже привык к хорошему, например, к тому, что к утру самая сложная задача кровь из носу решена. Вы сразу почувствуете изменение отношения к вам в компании и придётся либо снова уходить в вираж трудоголизма, либо учиться ставить личные границы и становиться плохим. 

Кроме этого, переработки опасны для здоровья: ведь вы не ходите на улицу, не занимаетесь спортом, вы по 14-16 часов сидите за компьютером, явно забывая о перерывах, правилах посадки, расстоянии глаз до экрана и прочее, и прочее. Как следствие: снижение тонуса мышц, изменение жировой прослойки, отёки, проблемы с венами и много других мелких неприятностей (которые легко переходят в крупные). 

Наконец, переработка рано или поздно скажется и на качестве работы: вы просто устанете столько думать и находиться в напряжении. Настанет период интеллектуального спада, который при определённом стечении обстоятельств (нет других интересов, хобби, привычек и т.д.) может стать первой ступенькой депрессии, а это уже тяжёлое патологическое состояние, из которого трудно вылезти самостоятельно (если кто-то ещё не знает, депрессия — это не просто плохое настроение). 

В результате сочетания тех или иных «синдромов» удалённой работы вы начинаете постепенно выгорать: пропадает интерес к работе, стремление нестандартно решать задачи, придумывать что-то новое, активно участвовать в жизни компании. Это мешает вам, это сказывается на работе и как следствие мешает вашему работодателю. 

Можно было бы расположить эти тезисы в порядке их появления в жизни удалённого сотрудника, но нет — они не появляются один за другим, они сменяют друг друга хаотично и нередко повторяются. Очень сложно пройти через всё и не прийти к  выгоранию и моральному истощению. Удалёнщик остаётся сам с собой и он для себя и коллега, и самый строгий начальник — остальное зависит от градуса совести и… любви к работе. Если ты любишь дело, которым занимаешься, все вот эти явления проходят гораздо проще и особенно не мешают жить. Но если работа не столь интересна, а удалёнка выбрана скорее как формат исхода из наскучившего коллектива, у меня плохие новости: вне офиса, вне общения, вне физической связи с компанией вы буквально семимильными шагами придёте к решению уволиться (впрочем иногда оно и лучше). 

Отношения с самим собой

Здоровье в ваших руках и это проблема. Удалённая работа может стать огромной возможностью для здоровья и внешности, а может стать самым негативным фактором в деле планомерного ухудшения состояния организма. Есть два основных пути.

  1. Увы, непопулярный. Выбрать план питания, перерывы использовать для небольших раундов физических упражнений по несколько подходов, часть свободного времени уделить бегу, спортзалу, бассейну, спорту (когда они будут доступны). Да и домашние воркауты, если честно, творят чудеса, когда применяешь их на постоянной основе. Вовсе не обязательно купить тренажёры и нагромоздить недешёвый мини-зал, достаточно коврика и своего веса для эффективных занятий.
  2. Увы, популярный. Eat — code — repeat. Доставка еды, забитый холодильник, снеки и сладости идеально заходят под монотонную работу. Кажется, даже настроение улучшается (так и есть, только временно). Зато потом оно сильно ухудшается от ожирения, изменения толерантности к глюкозе (сахарный диабет рядом), одышки, изменения осанки, гастрита и прочих заболеваний ЖКТ, испорченной кожи и волос, болей в ногах (вес + сидячий образ жизни превратят ваши ноги в проблему, ищите кроссовки на размер больше) и проч. 

Нужно быть очень сознательным и ответственным перед собой, чтобы остаться на первом пути и не заехать на второй и не забуксовать в уютной колее. Выбираться со второго пути очень и очень трудно (особенно, если тебе 30+ и уже есть какие-то проблемы), поэтому самый ценный совет в данном случае: просто не начинать. Быстрый дофамин слишком оперативно превращает еду в наркотик. 

Если же вы уже прочно влипли в проблемы со здоровьем и телом, начните выходить прямо сейчас — с минимума, с небольших ограничений, с первого сета упражнений. Только не отступайте и не оглядывайтесь назад. Оставьте на мобильнике только один сервис заказа еды, поставьте приложение с воркаутами, купите фитнес-трекер и глюкометр (этот особенно умеет пугать и мотивировать). Будет плохо, грустно и медленно, но уже через месяц тренд бодрости и удовольствия поползёт вверх, а вы улыбнётесь зеркалу. Запомните: внешность и здоровье это ещё одна ваша работа.

Одиночество захочет познакомиться. Можно быть одним и не одиноким, а можно быть в центре событий и оставаться в одиночестве. Однако будучи в относительной социальной изолированности (находясь на удалённой работе), человек больше рискует оказаться в одиночестве. А оно, в свою очередь, вредно для интеллектуальной деятельности: возникает подавленность, беспокойство, неуверенность в себе, постоянное беспокойство, стресс и депрессия. Есть реальная вероятность возникновения физических недугов. Остаться наедине со своими мыслями и событиями в жизни — сложно.

Выход из одиночества — ваш большой труд, который не связан с кругом общения. Вы должны быть в обойме, в своей жизни, в работе. Настройтесь на то, что вы не одиноки, а просто избрали удобный формат работы и приносите пользу. Общайтесь, комментируйте, ходите на конференции и митапы, читайте разные книги, — и вы сами не заметите, как забудете о худших мыслях наедине с собой. Особенно это просто в ИТ: несмотря на закрытость самой сферы, внутри неё буквально в каждом городе полно встреч, событий, онлайна и т.д. Просто не отмахивайтесь от этого. К тому же, внутри таких событий можно обзавестись хорошими знакомствами, найти интересные сайд-проекты (или работу), стать спикером, ментором и т.д. 

Вы перестаёте ощущать себя деловым человеком, человеком бизнеса, теряются навыки коммуникации — и едва ли не почище навыков иностранного языка. Это правда очень большая проблема, с которой удалёнщик обязательно столкнётся. Если внутри компании вы готовы стать и менеджером, взяться за работу ушедшего в отпуск или на вольные хлеба коллеги, поучаствовать в обсуждении стратегии компании с позиций эксперта или дилетанта, на удалёнке вы фактически ограничиваетесь своей работой и становитесь крутым (ну или не очень крутым) исполнителем. И это сказывается на ваших личных чертах: появляется неуверенность в себе, страх перед новым, непонимание общей стратегии и своего места в ней, опасение за работу и проч. 

Вы становитесь нервным. Вне социального общения, с очень узким кругом контактов сильно меняется настроение, появляются резкие перепады, вы забываете о сдержанности и такте, поскольку не используете их в постоянном общении. Ни в коем случае нельзя дать себе расслабиться и изменить стиль общения, дать настроению рулить вами. Не забывайте, что вы общаетесь с коллегами, клиентами и т.д. — то есть в деловой среде. Кстати, вернуться в состояние «джентльмена» помогает смена домашних одежды на более строгую, деловую. 

Но одежда — это мелочи. Главное, не теряйте пульс компании, даже если для вас это становится всё труднее. Читайте о конкурентах, о рынке, на котором вы работаете, изучайте новое в своей деятельности — и тогда вы будете на гребне волны. Но, признаюсь, удалённо это в разы труднее делать, чем в офисе. Впрочем, кого-то устраивает быть просто крутым исполнителем «от сих до сих». И это кстати, бережёт много нервов, здоровья и душевных сил.

В общем, если чувствуете, что ваша батарейка неумолимо садится, становитесь на зарядку: книги, обучение, общение, спорт. Кстати, и сама утренняя зарядка отличный источник дофамина и полезная привычка, кроме шуток. 

Отношения с друзьями

«Давай в чатике, ок?» — именно так удалённый сотрудник всё чаще и чаще реагирует на предложение поболтать по телефону или погулять. И дело не в том, что человек одичал и избегает общения (и это тоже), дело в непонимании и разнице интересов. Друзьям, которые работают в офисе, сложно понять человека на удалёнке: при встрече они вываливают на твою голову немножко зависти, смешанной со всевозможными мифами об удалёнке («ого, халявишь», «ну ты же забиваешь на работу», «ого, всё своё теперь успеваешь», «класс, больше времени Маше уделяешь», «офигеть, можно играть в *** без конца»). Ничего, кроме злости и неприязни это не вызывает, а доказывать свою честность, порядочность и загруженность с пеной у рта — не лучшее времяпрепровождение на дружеской посиделке. 

И я вам прямо скажу: после самоизоляции стало хуже. Друзья и знакомые по новости своего состояния подзабивали на работу (да её и меньше стало), делали свои дела, вели ремонты, творили кулинарные шедевры и теперь ещё меньше верят в трудовые подвиги, мол плавали, знаем, удалёнка — это на расслабоне. Ничего не доказать. Очень скоро остаётся 1-2 самых близких друга, с остальными пути расходятся. Причём нередко это именно друзья из числа коллег, которые изо дня в день видят результаты вашего труда. 

Как ни странно, недостаток времени на общение с друзьями даст о себе знать достаточно быстро, буквально к концу первого года. А нежелание общаться с ними придёт ещё раньше. 

Отношения с родными

Психология удалёнки: как не слететь с катушек - 5

Непонимание — первое, что вы испытаете, особенно если вы живёте/общаетесь со старшим поколением. Мало того, что для них работа за компьютером = играешь или тупишь в развлекательный контент, так ещё и «дома на печке». Всё, для них вы — бесплатная и постоянно доступная рабочая сила, любая попытка выставить рабочие границы приравнивается к предательству. «Ну тыж дома сидишь», — аргумент, который будет последним в устах ваших жён/мужей и родителей при отказе на их просьбы. Перебороть это трудно. Выход: своя запертая комната, своя квартира или коворкинг. Иначе вы погрязнете в обидах. Лично мне удалось немного изменить мнение старших, но это минимум за 5 лет. Поэтому лучше просто обозначить время работы и время помощи родным.  

У меня нет детей и мужей/жён, но по опыту знакомых с удалёнкой история имеет широкий разброс вариантов: от «мур-мур, оба на удалёнке, дом по очереди, деть у мамы» до разводов и расставаний. Но как мне кажется, с партнёром и детьми договориться чуть проще, чем с родителями.

10 советов тем, кто на удалёнке

  1. Общайтесь, читайте, обучайтесь. Ваша задача — постоянно обновлять информацию вокруг себя и узнавать что-то новое как в профессиональной деятельности, как и вне её. Это даст постоянную эмоциональную разрядку, разнообразие защитит вас от выгорания.
  2. Помните о себе: здоровье, внешность и личная жизнь не должны уйти на алтарь домашнего рабочего места. Держите себя в тонусе и помните: жизнь разная, может так случиться, что вам предложат новую работу в офисе или вы захотите/сможете вернуться в офис. Будьте к этому готовы и внешне, и профессионально.
  3. Не формируйте новые вредные привычки (пить энергетики, работать ночами, просыпаться за минуту до начала рабочего дня, есть за столом, есть фастфуд, снеки и т.д.), они довольно быстро завладеют вами и от них будет трудно избавиться. Не начать всегда проще, чем потом отвыкать — слишком уж хитро устроен наш мозг.
  4. Избегайте рабочих конфликтов: удалённому сотруднику трудно контролировать ход противостояния или спора, выйти победителем практически невозможно. Используйте мягкие дипломатические приёмы: переговоры, смену оппонента, обращение к вышестоящему коллеге и т.д. Открытый конфликт может вас утопить.
  5. Постоянно прокачивайте профессиональное мастерство и будьте на гребне новых знаний. Слушайте курсы, читайте статьи и периодику, покупайте книги. Это ваша основательная инвестиция в себя, что в офисе, что на удалёнке.
  6. Не отрицайте общество как часть своей жизни, работайте над коммуникациями. Если трудно, начните с малого: определите, что вам всегда нравилось в людях и начните прокачивать навык общения на 1-2 близких коллегах. Не позволяйте себе уйти с радаров и стать чем-то вроде компьютерной программы, которая молча и чётко делает свою работу.
  7. В рабочее время — приоритет работе. И никаких НО, на секундочку, всего полчасика и т.д. Точка. 
  8. Заведите свой сайд-проект, прочно связанный с рабочей тематикой, сферой или технологиями. Это позволит не только эффективно и с пользой переключаться внутри профессиональной деятельности, но и даст новые идеи и инсайты для развития обоих проектов. Если такая практика вам по силам и по ресурсам, она сразу закрывает многие из перечисленных проблем.
  9. Разделяйте работу и всё остальное время, живите полноценной жизнью. У меня для вас плохие новости: ваши жертвы и ваш героизм не оценят.
  10. Если настала необходимость выйти в офис, не бойтесь и не паникуйте: просто в один день выйдите в офис, ведь если вы смогли отладить дисциплину наедине с собой, в офисе вы будете просто непобедимы.

Удалённая работа — противоречивый, но классный формат работы, с которым могут столкнуться все, вне зависимости от склада характера и желания. Хорош он или плох, решать вам, здесь нет однозначного ответа. Но я, вопреки множеству восторженных прогнозов, могу сказать, что частичная удалёнка в России массово не приживётся, потому что в массе своей нет культуры доверия со стороны работодателя, самодисциплины со стороны работника, понимания со стороны коллег. Это всегда будет источник зависти, непонимания, противостояния и т.д. Чтобы стало хорошо, нужно начинать с собственной ответственности, с понимания того, что работа на работе строго обязательная, что вы зарабатываете те деньги, из которых вам платят заработную плату. Это всё вопросы доверия, уважения и законодательного регулирования. Пока есть первые робкие шаги, думаю, будет определённый откат.

Но я хочу всем нам пожелать, чтобы каждый из нас работал в том формате, в каком ему комфортно и при этом приносил максимум пользы своей компании. Такой баланс действительно способен сделать удалёнку лучшим форматом работы будущего. 


Как опытный CRM-щик, хочу ещё высказаться про CRM. На мой взгляд, кризис в экономике и спад спроса — отличное время для внедрения CRM-системы: начните с минимума, с покупки лицензий и развивайте, обучайте, наполняйте. В момент подрастания спроса вы будете вооружены. И да, по опыту удалённая команда с CRM гораздо более хорошо работает, продуктивна и контролируема, без CRM — реально труба, по своей шкуре знаю. Кстати, мы внедряем свою RegionSoft CRM полностью удалённо целых 14 лет, так что пишите, звоните, расскажем, презентуем и внедрим по-честному, без накруток и скрытых платежей. Отвечаю.

Автор: Free_Mic_RS

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js