Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений

в 2:52, , рубрики: аналоговые синтезаторы, Блог компании Pult.ru, звук, история, история музыки, история науки и техники, музыкальные инструменты, Научно-популярное, синтезаторы, старое железо, физика

Синтезаторы уже давно стали привычными и обыденными. Практически все современные композиторы, исполнители и саунд-продюсеры (если не брать в расчет академическую классику) так или иначе используют их. При этом огромный теоретический и практический вклад людей, благодаря усилиям которых музыканты и композиторы имеют почти неограниченные возможности, остается несправедливо забытым.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 1

В этом материале я хочу обратить внимание читателей на неизвестные, но крайне значимые изобретения и их создателей. На тех, чьи усилия повлияли на историю музыки, развитие музыкального оборудования, индустрию производства электронных инструментов, оставили значительный след в культуре, подарив музыкантам и композиторам новые возможности. Кроме того, будут рассмотрены и не совсем удачные попытки создания прообразов синтезатора, которые достойны внимая уже потому, что идеи, заложенные в этих обреченных на неудачу стартапах прошлого, дали мощный толчок к развитию.

В этой статье описаны лишь некоторые разработки, появившиеся с 1850-го по 1964-й год. В связи объёмностью темы мы решили разделить материал на несколько частей.

Опыты Гоменгольца – синтезатор Фурье

Пожалуй, первой попыткой создать электрический синтезатор звука можно считать опыты немецкого физика Германа Гоменгольца, который в 80-е годы позапрошлого столетия соединил в одном устройстве электромагнитные возбудители, камертоны и клавиши. Аппарат, который назывался «Большой аппарат Гельмгольца для соединения тембров из 10 гармоник», нельзя назвать музыкальным инструментом, но основная идея великого физика дала толчок к развитию.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 2

Аппарат, в последствии названный синтезатором Фурье, был оснащён десятью электрически возбудимыми камертонами, расположенными рядом с отверстием резонатора. Эти камертоны были настроены на частоту резонатора. При включении они звучали все сразу при этом издавая тихий звук. При нажатии на клавишу, заглушка соответствующего резонатора отклонялась от отверстия и громкость звука увеличивалась. Вибрация резонаторов гасилась при помощи специальной каучуковой прокладки.Составляющая каждой гармоники варьировались путём изменения силы нажатия на соответствующую клавишу.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 3

Элиша Грей – музыкальный телеграф

В 1876-м году инженер Элиша Грей презентовал и получил патент на свой «музыкальный телеграф» — по сути это был обычный телеграф, клавиши которого были соединены с динамиками. При нажатии на клавиши воспроизводились звуки набора сообщения.
Передатчик, изначально способный создавать 2 тона, после модернизации превратился двух октавное устройство, которое было способно генерировать и передавать уже 24 звука разной высоты (две октавы) по телеграфной линии.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 4

Некоторые историки считают, что именно изобретение Грея является первым прообразом современного синтезатора, хотя устройство, скорее было побочным продуктом деятельности его создателя и не получило признание как музыкальный инструмент.

Телармониум Тадеуша Кехилла – крах органных концертов по телефонным линиям

Талантливый американский изобретатель Тадеуш Кэхилл в 1895-м году получил патент на изобретение с громким названием «Принцип и устройство для воспроизведения и распространения музыки с помощью электричества», в 1906-ом году появляется образец инструмента, который многие считают прообразом синтезатора. Для создания устройства Кэхилл и 50 его сотрудников затратили 4 года работы.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 5

Громоздкое устройство весило 200 тонн объединив в себе 145 генераторов, вырабатывающих переменный электрический ток различных частот, сложную системы индукторов, позволявших производить аддитивный синтез звука. Управление инструментов осуществлялось при помощи трёх семиоктавных клавиатур.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 6

Интересный факт – теллармониум был первым электромузыкальным инструментом с динамической клавиатурой, где амплитудная характеристика сигнала зависела от силы нажатия клавиш. За воспроизведение звука в первых вариантах инструмента отвечали гигантские рупорные громкоговорители, в последствии звук инструмента стали передавать непосредственно по телефонным линиям.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 7

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 8

Всего было построено 3 теллармониума, третий самый большой и самый мощный увидел свет 1911-м году. Связавшись с New England Electric Music Company после кратковременного презентационного успеха, Кэхилл планировал транслировать музыку инструмента повсюду, где есть телефон.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 9

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 10

Планам изобретателя не суждено было сбыться. Аппарат подавал в каждый телефонный аппарат сигнал с силой тока около одного ампера, это позволяло прослушивать музыку даже не поднося трубку к уху, но крайне губительно воздействовало на телефонные линии того времени. В итоге, в место повсеместного распространения концертов первого синтезатора он получил внушительный иск от телефонной компании, а также бурю недовольства от пользователей телефонных сетей, так как концерты инструмента сопровождались серьёзными помехами. Концерты теллармониума окончательно прекратились в 1916-м году, а изобретатель на годы опередивший свою эпоху, умер в нищете в 1932-м году.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 11

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 12

Звезда Льва Термена – рождение электронной музыки

Успех русского физика, изобретателя и музыканта Льва Термена в 1921-м создавшего, первый электромузыкальный инструмент – терменвокс, стал катализатором развития исследований по созданию ЭМИ. Подробное описание его изобретений вы можете найти в одном из наших материалов.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 13

Продолжая свои работы в этой области, в 1931-м году Термен создаёт «ритмикон» — первый аналоговый синтезатор ритма, по сути, первую драм-машину.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 14

Волны Мартено – чудеса звукоизвлечения

Электрофон или по-иному Волны Мартено́ (фр. Ondes Martenot) – это монофонический электронный музыкальный инструмент, созданный 1928 году французским виолончелистом и педагогом Морисом Мартено. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, благодаря которой можно также извлекать звуки.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 15

Электрическим «сердцем» инструмента был генератор электрических колебаний, управление которым реализовывалось через клавиатуру или натягиванием нити до определённой позиции и одновременным нажатием специальной кнопки, которая выполняла роль смычка. Динамические особенности исполнения регулировались также через «смычковую» кнопку, от силы нажатия на которую зависела атака и громкость.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 16

Кроме того, инструмент был оснащён переключателями тембров и режимов исполнения (клавиатура/нить). В последствии создатель инструмента создал более совершенную клавиатуру, которая позволяла получить интервалы в 1/12-ю тона.
Характерно, что музыкант заложил в конструкцию несколько необычных приёмов звукоизвлечения, характерных для струнных инструментов, например, вибрато получалось смещением клавиши в сторону, а глиссандо при плавном перемещение пальца с кольцом вдоль клавиш.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 17

Волны, не смотря на ограниченный коммерческий успех, оказались долгожителями. Инструмент несколько рас модернизировался, в 70-е появилась транзисторная версия, в 90-е, благодаря группе Radiohead, был выпущен цифровой аналог устройства. Коллектив дал инструменту вторую жизнь, впервые исполнив с его помощью композицию How To Disappear Completely в 2000-м году.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 18

Как и терменвокс, «волны Мартено» были не массовым, но популярным инструментом своего времени. Видные композиторы 30-х – 40-х написали несколько произведений для инструмента. Волны звучат в сочинениях таких композиторов как: Димитриос Левидис, Оливье Мессиан, Э. Вареза, А. Жоливе, Ш. Кёклена, Д. Мийо, А. Онеггера.

Забытый вклад: СССР, 30 – 50-е годы прошлого века

Советские разработки электромузыкальных инструментов, плоть до конца 50-х, начала 60-х годов остаются в тени, но при этом вклад советских конструкторов в идею советского синтезатора сложно переоценить. В тридцатые был разработан целый ряд инструментов, работа над которыми сформировала теоретический и практический базис для более чем существенных успехов в этой области в послевоенное время.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 19

Среди перспективных разработок особенно удачными были клавишные: «экводин» (прототипы: В-5, В-7, В-8) конструкции А.А. Володина, «компанола» и «ними» И. Д. Симонова. Кроме того, были разработаны грифовый инструмент «сонар» инженера Н. С. Ананьева, «виолена» В. А. Гурова.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 20

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 21

Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании.

Наиболее успешными конструкциями того периода считаются «эмиритон» А.А. Иванова и А.В. Римского-Корсакова, доработанный вариант инструмента «Экводин» «В-9» А.А. Володина, а также оригинальный полифонический проект, созданный рижским радиолюбителем Л. Вингриса.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 22

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 23

Работа над этими инструментами была завершена уже в 50-е, хотя проектирование и экспериментальное прототипирование, например, аппарата, «Экводин» началось ещё в начале 30-х. Создатель этого аппарата, Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 24

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 25

Достаточно полно о разработках электронных инструментов этого периода рассказывает статья «Электромузыкальные инструменты» В. Островского и А. Симонов, «Наука и техника», №4, 1964 год. Помимо уже упомянутых выше советских разработок в ней упоминаются такие инструменты как «Шумофон», «Кристадин», «Компанофон» и другие. Ниже привожу таблицу, опубликованную в этой статье, которая даёт некоторые представления о возможностях советских разработок описываемого периода (хронология в таблице возможно искажена, из номеров «Техники молодежи» 30-хгодов можно сделать предположение, что «Виолена» и «Сонар» появились позже 28-го года).

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 26

Траутониум – триумф Фридриха Тортвейна и Оскара Сала

В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени – Траутониум. Аналоговый синтезатор, построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 27

Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 28

Модернизированные модели траутониума, созданные немецким физиком и композитором Оскаром Сала по праву считаются лучшими аналоговыми синтезаторами 40-х. В поздних моделях устройства к резистивным полосам были добавлены специальные металлические застёжки, которые позволяли отмечать расположение тех или иных тонов.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 29

Как и в случае с волнами Мартено, траутониум снискал любовь композиторов своего времени. Ряд произведений писались непосредственно для этого инструмента, как например «Концертино для траутониума с оркестром» Пауля Хиндемита и «Концерт для траутониума и большого оркестра» Харальда Генцмера.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 30

В послевоенные годы инструмент продолжал пользоваться ограниченной популярностью, а неутомимый энтузиаст Оскар Сала продолжал его модернизировать. Известен факт использования траутониума при создании эффектов для фильма Альфреда Хичкока «Птицы», над которыми также работал Оскар Сала.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 31

Студийный синтезатор АНС – луч света Евгения Мурзина

АНС — это один из самых внушительных советских проектов, который был создан военным инженером Евгением Мурзиным. Изобретатель назвал синтезатор «АНС» в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина. АНС стал первым многоголосым синтезатором в мире, кроме того он признан первым студийным синтезатором, а также первым в мире автоматическим аналоговым электромузыкальным инструментом, использующим фотооптический синтез звука.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 32

По сути АНС представляет собой оптический многоголосый секвенсор, позволяющий воспроизводить произведение, заранее записанное на прозрачной пластине. Запись осуществлялась путём стирания с неё непрозрачного слоя и представляет собой своеобразную спектрограмму записанного в партитуре звука. В процессе воспроизведения электропривод перемещает пластину перед щелью. Луч света, модулирующийся с использованием 4-х прозрачных дисков с определённым рисунком, через щель попадает на участок партитурной пластины, после чего на фотоэлементы. Положение просвета в пластине определяет высоту тона(частоту), а ширина громкость(амплитуду).

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 33

Уникальность и революционность этой разработки, как во многих случаях с советскими изобретениями, не стала достаточной причиной для серийного производства инструмента. Несмотря на это аппарат пользовался большой популярностью среди советских композиторов, в числе которых такие имена как: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, Александр Немтин.

Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений - 34

Одним из наиболее известных произведений, написанных для АНС, стал саундтрек к фильму Андрея Тарковского «Солярис» по произведению фантаста Станислава Лема. Возможности разработки Мурзина впечатляют музыкантов и по сей день, достаточно вспомнить такие экспериментальные коллективы как Coil (альбом ANS — 2003 г.) и Bad Sector.

Автор: Pult.ru

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля