в 13:15, , рубрики: Star Trek, акустическая голограмма, звук, звуковые волны, Здоровье гика, левитация, научная фантастика, тяговый луч, физика

Создан первый в мире «тяговый луч» для левитации предметов с помощью звуковых волн - 1

Согласно энциклопедии Star Trek, тяговые лучи (tractor beam) начали устанавливать на корабли Звёздного флота в 2159 году. Учёные стараются уложиться в график, но пока не научились эмитировать гравитационные волны, а перемещают объекты с помощью звука. То есть такой примитивный тяговый луч даже не будет работать в космосе. Но с чего-то надо начинать. Вчера в журнале Nature Communications опубликована статья с описанием тягового луча на основе акустических волн. Звукогенераторы создают нечто вроде акустической голограммы или силового поля, которое удерживает и перемещает объекты в воздухе.

Удерживать маленькие предметы в воздухе учёные научились давно, но только поместив их между двумя пластинами динамиками. Новая разработка предусматривает размещение динамиков только с одной стороны.

По мнению исследователей, левитация предметов в звуковых волнах имеет массу практических применений: например, с её помощью можно перемещать и собирать в воздухе наиболее хрупкие вещи, которые не терпят физического контакта. Миниатюрная версия устройства способна перемещать капсулы с лекарством по организму или управлять хирургическими инструментами внутри человеческого тела. Тяговый луч может удалять камни из почек и желчного пузыря, перемещая их по протокам и выводя из организма. То же самое со сгустками крови, тромбами, которые закупоривают сосуды, или опухолями. Правда, учёные пока изучили только генерацию звуковых волн в воздухе, а для операций на человеческом теле нужно изучить, как эта техника работает в жидкостях.

В эксперименте авторы установили 64 миниатюрных динамика общей мощностью 9 Вт. Динамики генерируют звуковые волны высокой интенсивности и частоты (40 кГц), на которых левитирует 4-миллиметровый шарик из полистирола. Аккуратно изменяя параметры звука, можно перемещать, поворачивать шарик или удерживать его на месте.

Акустическая голограмма принимает три формы: одна напоминает пару пальцев или ножницы.

Создан первый в мире «тяговый луч» для левитации предметов с помощью звуковых волн - 2

Вторая похожа на воронку, в центре которой удерживается шарик.

Создан первый в мире «тяговый луч» для левитации предметов с помощью звуковых волн - 3

Третья — что-то вроде бутылки, окружающей объект со всех сторон. Шарик удерживается в воздухе на расстоянии до 20 см от 9-ваттных колонок, и его можно раскрутить до 2000 RPM.

Создан первый в мире «тяговый луч» для левитации предметов с помощью звуковых волн - 4