Нет исключительных доказательств наличия Сферы Дайсона на орбите KIC 8462852

в 12:21, , рубрики: KIC 8462852, астрономия, звезды, Интересное, космонавтика, космос, наука, Научно-популярное, никто не читает теги, сфера дайсона

от переводчика: на этот раз, статья от скептически настроенного учёного на тему этой звезды.

17 октября 2015г Табета Бояджин с соавторами выпустила препринт их публикации в научный журнал по астрономии и астрофизике "Monthly Notices of the Royal Astronomical Society" под заголовком "Охотники за планетами 10. KIC 8462852 – О плотности потока", в которой они подробно описали необычную кривую светимости звезды KIC 8462852. Пошли спекуляции о том, что это объясняется некой Cферой Дайсона.

Экзокометы и различные формирующиеся планеты вокруг Беты Живописца, очень молодой звезды класса A Главной последовательности. (НАСА, концепт художника).

Во-первых, давайте посмотрим на характеристики этой звезды. KIC 8462852 является звездой спектрального типа F3 с температурой фотосферы примерно 6750 Кельвинов (для сравнения, наше Солнце имеет температуру 5800 Кельвинов).

от переводчика: просьба писать про ошибки/опечатки в личку. Спасибо!

Похоже, что это звезда Главной последовательности приближающаяся к концу своего срока жизни на Главной последовательности. Подобные звёзды находятся на Главной последовательности примерно 4.5 миллиарда лет; почти вдвое меньше, чем ожидается для нашего Солнца, которое является звездой класса G2. Таким образом, если бы наша цивилизация существовала на планете, вращающейся вокруг этой звезды, нам следовало бы покинуть её окрестности, т.к. сейчас наступал бы конец её жизни на Главной последовательности и начало пути к забвению. Кстати, KIC 8462852 находится от нас на расстоянии примерно в 1480 световых лет.

Диаграмма Герцшпрунга — Рассела

В их работе 2015г, Бояджин с соавторами обсуждают анализы кривой светимости, зафиксированной телескопом НАСА Кеплер. Они сообщают об обнаружении аномальных «падений плотности потока вплоть до 20%». Надо заметить, что это, конечно же, не единственный звёздный объект обнаруженный телескопом Кеплер, который демонстрирует необычную кривую светимости. Брайс Кролл с соавторами в работе 2015г отметил аномальную светимость у звезды WD 1145+017. Короче говоря, что касается KIC 8462852, учёные пришли к согласию, что необычная светимость вызвана «прохождением семейства фрагментов экзокомет.

Так что, у нас есть научный анализ необычной находки аппарата НАСА Кеплер. Многие коллеги получили доступ к данным об этих находках и одна группа рассмотрела альтернативное объяснение аномальных данных. Эта команда, под руководством Джейсона Райта из Университета штата Пенсильвания, предложила другое объяснение данным. Райт с коллегами в работе 2015г предположил, что необычные данные объясняются Сферой Дайсона построенной внеземной цивилизацией. Подобные кривые светимости, на самом деле, были предсказаны другими, включая Люка Арнольда (работа 2005г), Дункана Форгана (работа 2013г) и Эрика Корпелу с коллегами (работа 2015г).

15 октября Райт с коллегами отправили свою работу под названием „Поиск внеземных цивилизаций с высоким потреблением энергии, ч. 4. Следы и информационное содержание прохождений [по диску звезды] мегаконструкций“ на рассмотрение для публикации в „Астрофизический Журнал“. В их работе, Райт с коллегами утверждают, что подобные показатели светимости звезды KIC 8462852 являются „внеочередной целью для SETI“. Авторы также предлагают две других кандидатуры для дальнейших изучений: KIC 12557548 и CoRoT-29.

Что Райт с коллегами сделали, так это предложили альтернативное объяснение аномальным данным от звезды KIC 8462852. Нет ничего необычного в таких предложениях различных гипотез для объяснения наблюдений; именно таким образом работает наука. К сожалению, в наше время мгновенных сообщений и соц.медиа, гипотеза Райта стала вирусной в интернете и была подхвачена популярными изданиями при почти полной тишине насчёт другой, более выверенной гипотезы Бояджин и её коллег.

Дэвид Купселл в своей статье „От N-лучей до EmDrive: Когда наука становится псевдонаукой?“ разъясняет разницу между наукой и псевдонаукой. Купселл обобщает разницу, утверждая, что „гипотеза является псевдонаучной тогда и только тогда, когда она нефальсифицируема“. Также, он утверждает, что „любая гипотеза, которая логически может быть опровергнута каким-либо экспериментом является научной.“

Если же мы применим „Бритву Купселла“ к случаю с данными от KIC 8462852, что мы увидим? Предлагаемые гипотезы отличаются тем, что в астрономии является обычным отсутствие возможности проводить какие-либо эксперименты. Единственным вариантом являются наблюдения. Есть один момент, который упоминается всеми авторами этих публикаций – все сходятся на том, что необходимо провести больше наблюдений для установления того, какая гипотеза наилучшим образом объясняет необычные данные. Проще говоря, нам нужно больше данных прежде чем делать какие-либо заключения. Действительно, так наука и делается. Первое событие, говорящее о возможном обнаружении жизни на Марсе было связано с посадочным модулем аппарата „Викинг“, о чём писали Гарольд Соффен(в 1977) и Гарольд Геллер [автор данной статьи – пер.] (в 2014).

В частности, был случай с очевидно положительными результатами биологических экспериментов, когда в то же время газовый хромато-масс-спектрометр показывал полное отсутствие каких-либо органических молекул. Команда, занимающаяся посадочным модулем „Викинга“, заключила (не единодушно), что биологические эксперименты на самом деле среагировали на необычные химические соединения, присутствующие на поверхности с высоким содержанием перекисей и надперекисей.

Другим примером из марсианской программы „Викинг“ были две фотографии, сделанные Орбитальным модулем Викинга, которые впоследствии стали известны как „Лицо на Марсе“.

Небольшая часть региона Кидония, снятая аппаратом „Викинг 1“ и опубликованная лабораторией реактивного движения НАСА 25 июля 1976 года.

В этом случае СМИ также подхватили самое вызывающее объяснение такого плато – якобы это следы Марсианской цивилизации. Эта гипотеза происхождения плато принесла некоторым людям славу и богатство. К сожалению для сторонников данной идеи, после съёмок Марса аппаратом „Mars Global Surveyor“ 20 лет спустя, эта гипотеза была исключена из области науки. Само собой, она ещё жива в „киберпространстве“, где любая псевдонаука находит поддержку.

В 1996 году Марс снова попал в сообщения о якобы обнаружении признаков жизни (публикация Дэвида МакКея, 1996г [pdf]). На этот раз в метеорите, насчёт которого были весомые доказательства его происхождения с Марса. Метеорит ALH84001 был обнаружен в области Аллан Хиллс, Антарктида в 1984г. Было определено, что метеорит должен происходить с планеты Марс. Дальнейший анализ образцов метеорита привёл некоторых к заключению, что там есть микроскопические следы ископаемых останков. Тем не менее, последующие годы дали больше доказательств в пользу того, что, несмотря на действительность происхождения с Марса, всё-таки не содержит доказательств наличия жизни (работы Эдварда Скотта с коллегами от 1997г и Дэвида Барбера и Эдварда Скотта от 1997г).

Метеорит ALH84001 в Смитсоновском музее естественной истории.

»Необычные утверждения требуют серьёзных доказательств" – фраза, которую сделал популярной Карл Саган в его книге «Космос» (1980г) и в одноимённом документальном сериале. Тем не менее, исторически это высказывание было сделано Дэвидом Юмом в 1748, Пьером-Симоном Лапласом в 1812 и Марчелло Труцци в 1978. В том же свете сэр Артур Конан Дойл в облике Шерлока Холмса учил мир: «Отбросьте все невозможное; то, что останется — и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».

Сейчас всё ещё есть альтернативные объяснения аномальных данных, полученных от KIC 8462852, которые, пока что, не были отброшены из области возможного.

Вы верите в то, что эти доказательста достаточно серьёзны, чтобы подтвердить необычную гипотезу о том, что такая кривая светимости объясняется Сферой Дайсона? Я так не думаю.

Гарольд А. Геллер, DA
Директор обсерватории и доцент Университета Джорджа Мейсона, Фэрфакс, штат Вирджиния.

Автор: norlin