Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике

в 11:07, , рубрики: Блог компании Skyeng, вузы, дети, Занимательные задачки, изучение языков, мозг, образование онлайн, олимпиада по английскому, олимпиада по информатике, олимпиада по математике, онлайн-проект, призы, учебный процесс, Учебный процесс в IT, школьники

Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике - 1

Все знают Skyeng в первую очередь как инструмент по изучению английского языка: это наш основной продукт, который помогает тысячам людей без серьезных жертв освоить иностранный язык. Но уже три года часть нашей команды занимается разработкой онлайн-олимпиады для школьников всех возрастных групп. С самого начала перед нами встало сразу три глобальных вопроса: технический, то есть вопрос разработки, педагогический и, конечно же, вопрос привлечения детей к участию.

Как оказалось, самым простым вопросом оказался технический, да и перечень предметов за три года заметно расширился: кроме английского в программу нашей олимпиады были включены еще и математика с информатикой. Но обо всем по порядку.

Как сделать участие в олимпиаде привлекательным для ребенка

В чем суть любой школьной олимпиады? Конечно же, в первую очередь олимпиады организуются для одаренных учеников, которые готовы показать свои углубленные знания по какому-либо предмету. С такими детьми проводится усиленная подготовка, педагоги разрабатывают специальные программы и упражнения для будущих олимпиадников, родители — ищут свободные окна в расписании своих чад для того, чтобы они кроме секций и курсов могли посещать еще и факультативные занятия.

У взрослого человека редко возникает вопрос «зачем нужны олимпиады?», банально по причине того, что мыслим мы уже совершенно иными категориями. Для нас с вами победа на олимпиаде — это показатель интеллектуального развития и глубины знания предмета, так сказать, галочка в «листе личности». Для учителей, которые готовят к олимпиадам детей — это тоже вполне себе профессиональная деятельность. Через таких учеников сильные педагоги реализуют не только свой потенциал, но еще и показывают коллегам и министерству просвещения, на что способны.

Конечно же, за призовые места подопечных наши учителя традиционно получают какие-то материальные премии по линии либо школы, либо министерства. А если повезет — то сразу обе лягут приятным бонусом на зарплатный счет. При этом никто не умаляет стремления педагога развивать ребенка: зачастую эти премии могут быть настолько ничтожными, а нервотрепка такой жесткой, что никаких денег подготовка олимпиадника не стоит — в разы больше потом уйдет на лекарства. Так что многие учителя занимаются этим по призванию.

Родителю победа ребенка (либо же просто участие) тоже очень греет душу. Когда родное чадо не гоняет собак, а развивается семимильными шагами в какой-либо области — это всегда приятно.

Все вышеописанное наша команда прекрасно понимала: олимпиада нужна учителям, олимпиада как вид деятельности нужна и родителям. Но зачем олимпиада ученикам? Мы опустим вопрос старшей школы, в которой ребята подходят к своему будущему уже более-менее осмысленно и планируют куда-то поступать. Зачем олимпиада пятикласснику?

Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике - 2
Если присмотреться, дело происходит напротив кабинета информатики ;) Фото с офлайн-этапа, о котором мы еще поговорим

Представьте себя на месте ребенка 11-12 лет. Пока одноклассники лупят друг дружку на секциях единоборств, от души пинают футбольный мяч или играют в компьютерные игры, пятикласснику-олимпиаднику приходится корпеть над учебниками, потому что мама захотела, чтобы он занял минимум третье место. Конечно, чаще всего инициатива выдвинуть ребенка на подобное мероприятие исходит от педагога, но ведь нашему маленькому человеку не оставляют выбора: он оказался слишком умен, и теперь его заставляют стать еще умнее. А ведь в это время он бы мог устраивать «расстрел» мячом проигравшей команды или доминировать противника в миде. При этом кроме улыбки матери, слов «молодец» от учителя и какой-то грамоты на стену он ничего больше не получит. Такое себе поощрение за труды.

Мы посчитали вопрос мотивации детей — особенно если речь идет о средней и младшей школе — ключевым для нашей олимпиады. Поэтому задания для самых маленьких гениев у нас выполнены в виде игры.

Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике - 3
Так выглядело задание для самых маленьких в одном из прошлых сезонов

А ученики средней школы получают приятные бонусы и призы. Например, тройка победителей 5-7 классов кроме сертификатов получили еще и планшеты Huawei. В зависимости от возрастной группы дети получают призы в виде копий образовательных игр, планшетов, наушников JBL, переносных колонок и так далее. Например, в этом году мы дарим макбуки, проекторы, планшеты, наушники и колонки, персональные планы подготовки к ЕГЭ или ОГЭ, а также подписки на Алгоритмику, ivi и Литрес.

Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике - 4
Призы для учеников и учителей в этом сезоне

Со старшеклассниками все оказалось, на самом деле, одновременно и легко, и сложно. С одной стороны эти дети уже одной ногой вляпались во взрослую жизнь и готовятся к поступлению в ВУЗы. Учитывая возраст и соответствующие потребности, которые тоже игнорировать нельзя, к выбору учебной активности многие подходят крайне серьезно. А когда речь заходит об одаренной молодежи — тут и говорить нечего, «приманить» их достаточно сложно и простая грамота на стену им уже не нужна.

Выход из этой ситуации мы нашли достаточно элегантный: через партнеров. Каждая олимпиада Skyeng проходит при поддержке одного или нескольких высших учебных заведений страны. Так, сейчас наши основные партнеры — это НИУ ВШЭ, МЛГУ, МФТИ и МИСиС.

Мы также поощряем и учителей со школами. Педагоги за качественную подготовку учеников получают сертификаты на курсы повышения квалификаций и мелкие, но полезные подарки (в последний раз, например, дарили powerbank-и).

Школы тоже заинтересованы поддерживать активность педагогов на наших олимпиадах. Например, этой зимой шесть школ (три в категории 2-4 классов и три в категории 5-11 классов) получили музыкальные центры, проекторы и лицензии Vimbox — нашей собственной платформы для онлайн-обучения.

Поиск партнеров среди ВУЗов

С мотивацией педагогов, родителей и детей мы разобрались. Лучшие ученики получают не только осознание того, что они самые умные, но и ценные призы.

Но еще три года назад, когда проект онлайн-олимпиады Skyeng только зарождался, перед нами возник вполне прозаичный вопрос: а как это организовать?

Так как инициатива проявлялась самой компанией, то и бремя подготовки учебных материалов легло на наши плечи. С этой задачей мы справились успешно. К подготовке олимпиадных заданий были подключены эксперты компании, которые составляют учебные курсы для основного портала. Так как олимпиады носят сезонный характер и проходят всего дважды в год, наши контентщики не жалуются.

Такой подход обеспечил нам и достаточное пространство для маневра: мы могли сделать олимпиаду такой, какой считали нужным, а не такой, как нам «кто-то сказал». Поэтому задания всегда получаются не только уникальными, но и не оторванными от жизни. Плюс о каком-то кумовстве речи тоже не идет: всю работу выполняют сотрудничающие со Skyeng эксперты —
например, делать олимпиаду по информатике нам помогала Алгоритмика.

Еще одна проблема — партнерство с ВУЗами. Вся система образования в стране — достаточно консервативная сфера и новичков в ней не очень любят, особенно если речь идет о коммерческой организации. Внутри компании проект олимпиады рассматривался не только как пиар-ход, но и как некоторая социально-гуманитарная деятельность и альтернатива для школьников, углубленно изучающих английский язык, в плане проверки своих знаний.

Казалось бы, зачем нам вообще партнеры среди высших учебных заведений, когда мы можем замкнуться сами на себе и обеспечивать интерес школьников ценными призами? Но ведь Skyeng — это образовательный ресурс и мы считали, что для старшеклассников в их дальнейшей жизни больше понадобятся преференции при поступлении в университеты, а не наушники или ноутбуки. Поэтому конкретно в случае олимпиады для учащихся 8-11 классов партнерство с ВУЗами было крайне важно.

Как устроена наша онлайн-олимпиада

Выбранный нами формат подразумевает неограниченное количество участников, так что мероприятие было разделено на три этапа:

  • тренировочный тур;
  • заочный онлайн тур;
  • очный офлайн тур.

Основное «движение» происходит, конечно, в онлайне. Однако нам пришлось организовать и заочный офлайновый тур олимпиады для старшеклассников, по итогам которого победители прошлых сезонов получали главные призы, в числе которых бонусные баллы при поступлении.

У некоторых читателей может возникнуть вопрос касательно «читерства» во время онлайн-тура. Конечно, мы не можем ограничить детей в использовании Google при выполнении заданий, но тут против читеров играет сам формат олимпиады. На выполнение задания отводится максимум 40 минут, а составляются они таким образом, что Google поможет слабо: ты либо знаешь тему и можешь справиться с заданием, либо не знаешь, а за отведенные 40 минут вникнуть в суть вопроса физически невозможно.

Также, дабы читеры не выбивали с высоких мест настоящих сильных учеников, претендующих на участие в очном туре, призовые места распределяются не по количеству, а по процентному соотношению относительно общего числа участников. Вот выдержка из регламента проведения олимпиады:

«Победителей и призеров основного тура может быть не более 45% от числа участников тура. Работы оцениваются по 100-балльной системе (для 5-11 класса) и по 50-балльной системе (для 2-4 класса)».

Количество победителей очного тура ограничено порогом в 30%.

При такой системе ребенок может занять призовое место вне зависимости от того, сколько всего человек принимает участие в олимпиаде. Собственно, по такому принципу проводится большинство современных олимпиад: участник состязается, фактически, напрямую с организатором и составителем заданий, а не с ушлым соседом, который списывает под партой.

Лучшие участники онлайнового тура получают приглашение на офлайн-мероприятие. Так как наша олимпиада не скована какими-либо рамками или границами, нам приходится договариваться с филиалами партнеров на местах, чтобы обеспечить достаточный охват минимум по стране. Таким образом школьнику из Владивостока не придется ехать в Москву для того, чтобы принять участие в очередном туре соревнования: все будет организовано в его родном городе.

О команде и технической стороне олимпиады

Когда мы впервые запускали этот проект в начале 2017-го, у нас были 11 дней и отвага. Сейчас, конечно, все более предсказуемо. В общей сложности сейчас над проектом трудится команда разработки из восьми человек. В их числе:

  • два fullstack-разработчика;
  • frontend-разработчик;
  • backend-разработчик;
  • два QA-инженера;
  • дизайнер;
  • и я, product manager.

Также на проекте есть два проектных менеджера и своя служба поддержки из шести человек.

Хоть проект и сезонный (олимпиады проходят дважды в год), но работа над порталом олимпиады ведется постоянно. Так как команда Skyeng состоит в основном из удаленных сотрудников, команда олимпиады распределена по семи часовым поясам: лид разработки в лице ведущего ит-подкаста Петра Вязовецкго живет между Ригой и Москвой, тогда как недавно нанятый в команду backend-девелопер из Владивостока. При этом процессы по взаимодействию внутри распределенных команд позволяют работать с комфортом, хотя сотрудники и находятся друг от друга почти в разных концах континента.

Казалось бы, для координации настолько распределенной команды нужны какие-то особые инструменты, но наш набор вполне стандартный: Jira для тасков, Zoom/Google Meet для звонков, Slack для ежедневного общения, Confluence как база знаний, а для визуализации идей мы используем Miro. Под камерами, как это обычно бывает для удаленных команд, тоже никто не работает, как нет и установки внешнего шпионского ПО, которое будет фиксировать каждый шаг. Мы считаем, что каждый специалист — это взрослый и ответственный человек, так что весь учет рабочего времени сводится к самостоятельному заполнению ворклогов.

Как мы делаем всероссийскую онлайн-олимпиаду по английскому, математике и информатике - 5
Как выглядит наша отчетность

В плане технологий разработки команда пользуется вполне стандартными инструментарием. Frontend проекта перевезли с Angular 7 на Angular 8, а из диковинок — дописанная под нужды разработки библиотека UI-компонентов.

Когда многие узнают, что у нас есть олимпиада, которая проводится всего два раза в год, люди думают, что это какая-то сезонная активность. Мол, команду снимают с других проектов и на две недели перебрасывают на олимпиаду. Это не так.

Да, само соревнование проводится только дважды в год — это полугодие мы называем «сезоном». Но между сезонами у нас хватает работы. Команда у нас небольшая, но мы делаем важное дело, и при этом мы должны обеспечить корректную работу портала во время выполнения заданий участниками. Онлайн-тур длится обычно целый месяц, однако уже в следующем сезоне мы планируем достичь отметки в 1 млн зарегистрированных участников. Это значит, что мы должны быть готовы к тому, что половина из этих людей придет выполнять задания в первые несколько дней — а это уже почти HighLoad-проект.

Послесловие

Число участников наших олимпиад постоянно растет. На пятый сезон прошли регистрацию 335 тыс. школьников и 11 тыс. педагогов, а недавно в программу олимпиады были добавлены два новых предмета: математика и информатика. На первый взгляд эти дисциплины немного выбиваются из общей канвы Skyeng как компании, с которой люди легко и быстро учат иностранный язык, однако укладываются в общие потребности современного человека.

Сейчас в планах команды — достичь в новом шестом сезоне упомянутой выше отметки в 1 млн зарегистрированных участников. Цель вполне реалистичная, учитывая расширение числа дисциплин и общий рост популярности нашего соревнования. Со своей же стороны мы делаем все для того, чтобы детям наши олимпиады были не только полезны в образовательном смысле, но и интересны в плане участия.

Автор: Darya_Afanasyeva

Источник


* - обязательные к заполнению поля