Рубрика «металлургия»

Привет! На связи Объединенная металлургическая компания. 

У нас важная новость для всех ML-специалистов и тех, кто неравнодушен к теме ИИ.

Мы не сильно удивим вас, сказав, что ОМК ИТ уже давно использует искусственный интеллект в своей работе. Но вот хакатона по LLM у нас еще не было. Пришло время его объявить! 

Первый металлургический ML-хакатон от ОМК ИТ. Погодите, что??? - 1

Какую задачу решаем

Читать полностью »

Упрощение сложного: получение объемных сплавов напрямую из оксидов - 1

Подавляющее большинство производства, независимо то результирующего продукта, состоит из нескольких весьма сложных этапов, каждый из которых играет важную роль в получении желаемого результата в рамках физических и химических свойств продукта. Однако не стоит забыть, что влияние некоторых этапов на экологическую сферу может быть весьма разрушительным. Ученые из Общества Макса Планка (Мюнхен, Германия) решили рассмотреть сложный процесс преобразования руды в готовый сплав, состоящий из нескольких этапов, сделав его в последствии одноэтапным и, как следствие, экологичным. Какой именно процесс было решено изучить, как ученые его изменили, и как это повлияет на металлургию? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых.Читать полностью »

image

Пять лет назад у нас почти не было собственной разработки бэка: очень многие вещи делались силами подрядчиков, вендорами и командами поддержки. «Почти не было» — потому что всё же было много SAP и легаси-систем, разработанных, например, на Oracle, которые не менялись по многу лет.

Если производству было нужно что-то кастомное, то можно было взять готовый кубик у вендора и аккуратно доточить его напильником силами команды интегратора либо же перетоптаться.

Сейчас у нас есть собственная микросервисная разработка. В целом в бекэнде — около 200 разработчиков, которые пишут на современном технологическом стеке.

Административно всё устроено так: есть профильные и функциональные центры компетенций, например, есть первые переделы (обработка руды и всё такое), есть прокатное производство, есть выплавка, есть ремонты, есть HR-системы и так далее. Функционально все бекэнд-разработчики объединены в нашем Центре компетенций. Я и лидеры гильдии отвечаем за соответствующие стеки.

Мы не трогаем уровень микроконтроллеров технологического оборудования, не лезем в АСУ ТП (там есть отдельное подразделение со своей атмосферой), поэтому основная часть нашей работы находится на уровне управления производством. Есть ещё системы управления закупками, продажами, логистикой, планирования на различном уровне.

Значительная часть наших задач — разработка цифровых помощников, оптимизаторов производства и многих других вещей, про которые вы уже несколько лет читаете у нас в блоге на Хабре. Мы делаем архитектуру, логику, реализацию под конкретное производство и контрибьютим это в свой набор компонентов. Читать полностью »

Сегодня я устрою небольшой экскурс в материаловедение, рассмотрим один из его практических аспектов. Поговорим о таком явлении как обезуглероживание стали, связанные с ним эффекты, методы борьбы, а на десерт опишу методику продажи напильников по цене кованого ламината.

Дисклеймер.Читать полностью »

image

Привет! Меня зовут Олег Рогов, я руковожу фронтенд-разработкой НЛМК. У нас команда на 70+ человек, в основном мы делаем интерфейсы для промышленных систем. Например, дизайнеры рисуют схему цеха или огромную таблицу сравнения для коксохима, мы всё это внедряем и потом поддерживаем на фронтах.

Наши фронты — это в основном широкоформатные экраны, поэтому мы пишем приложение под них в первую очередь. Причём экран такой, около которого сидит инженер (часто в защитных очках) и смотрит на него при не самом хорошем освещении.

По большей части мы визуализируем производственные системы, дашборды состояний цехов, разные прикладные штуки вроде больших таблиц выработки руды, временные ряды загрузки оборудования, финансовый анализ производства, логистику, инженерный анализ возможного отказа оборудования.

80 % наших задач крутится вокруг систем управления производством, то есть мобильное приложение или планшет — это для нас редкий экран, но и такое разрабатываем. Читать полностью »

image

Это коксовая батарея, внутри которой из угля выпекают высокотемпературный многотонный пирог.

Высота батареи — девять метров, а двери — пять.

Дверь открывает специальная огромная машина, которая ездит параллельно батарее. Она снимает створку, затем выталкивает кокс. На противоположной стороне похожая машина снимает свою створку и принимает коксовый пирог в вагон поезда. В одну дверь толкают, со второй двери ловят в вагон, всё просто.

Малейший дефект двери даёт утечку газа из печи. А мы это очень не любим по двум причинам:

  1. Мы живём в Липецке и хотели бы, чтобы он и дальше оставался самым чистым городом металлургов в России.
  2. Это снижает КПД печи.

И вот, когда в ИТ-отдел обратились экологи с просьбой помочь с более эффективным выявлением эмиссии, мы пошли смотреть, что можно сделать. Читать полностью »

image
Вот на этих ковшах в самых холодных участках крепится по нескольку радиометок.
Они часто плавятся или отрываются, когда с ковшей убирают окалину, краны и всякое электрооборудование дают адские помехи, но сейчас мы уже уверенно считываем маркировки.

Нам нужна телеметрия с десяток тысяч датчиков, разных узлов оборудования на огромных производствах, будь то карьер или цеха. Ещё вчера и во всём мире это делалось кабелем.

Сейчас надо куда больше датчиков, в том числе — на движущиеся узлы. Например, кабелем не решить задачу определения координат электровоза, работающего в карьере, или отслеживания ковша с чугуном.

Выбор у нас был простой: промышленный Wi-Fi, всякие отдельные системы вроде LoRa/BT/etc для каждого типа задач, LTE оператора, частный LTE плюс на тесты нам дают частный 5G.

Ну и операторы строили сеть в модели 70 % download, 30 % upload, а у нас — 90 % upload.

У мобильных операторов абоненты — это люди, а у нас — датчики и механизмы. То есть основной задачей было сформировать луч не от антенны вышки до телефона, а от датчика где-то в железной трубе к антенне. Это требовало принципиально другого решения.

Забегая вперёд, скажу, что оператор расчистил нам диапазон, и мы получили свой пакет услуг передачи данных (другие абоненты мигрировали в соседние частоты), запланировали собственное покрытие, построили несколько десятков антенно-мачтовых сооружений для наружной связи, установили соты в некоторых местах внутри цехов, в особо важных и плотных местах построили своё резервированное ядро сети, поставили и запустили оконечные устройства.

И это того стоило. Ещё как стоило!
Читать полностью »

image
Это слябы. Они смотрят на вас с одобрением

Привет с металлургического завода! У нас устроено так: все работают по плану, и на каждом уровне — свой вид планирования. На уровне завода это календарное планирование, а в цехе — графикование.

Календарный план — это то, что завод обещал кому-то отгрузить, и он в логике планирования просто появляется из ниоткуда и запускает своим появлением все остальные процессы.

Для примера рассмотрим случай условного завода по производству кранов в Иванове, которым нужен листовой прокат разных сортаментов. Предположим, что и тем и другим он нужен 20 января. Это дата отгрузки, то есть прибытия на выход из производства поезда, который заберёт пару вагонов металла.

Это жёсткий дедлайн: к этому моменту прокат должен быть готов и ждать поезда. Но при этом он не должен ждать слишком долго, потому что это дорого, да и место на складе ограничено.

Вот тут-то и производится графикование, т. е. по датам и операциям расписываются работа оборудования и движение материалов: что должно быть сделано в нужном горизонте времени с учётом технологических ограничений и потенциальных возможностей производства.

Чтобы 20 января прокат успешно уехал в Иваново, условно 19-го его надо оцинковать и нанести полимерное покрытие. То есть к 19 января у нас на складе должны быть зарезервированы вспомогательные материалы для этих операций, и их нужно заранее заказать и привезти. Чтобы было что цинковать, прокат нужно раскатать и порезать заранее, а чтобы было из чего раскатывать — предварительно выплавить слябы. Для всего этого и сопутствующих операций нужны мощности нескольких цехов: как минимум горячего проката, конверторного производства, холодного проката и покрытия.

Примерно так в календарный план ставятся все операции, необходимые для производства того, что надо будет отгрузить заказчику, — от конечной порезки проката до начального производства сляба. Но это не всё. Читать полностью »

Раскатываем сталь — ещё один случай, когда к нам пришли за софтом с производства - 1
Стан-2000: чистовая группа

Привет из цеха горячего проката! У нас тут есть агрегат (точнее, стан) длиной полтора километра, в который с одной стороны попадает огромный слиток стали, а с другой мы выдаём полосу металла толщиной несколько миллиметров. Делается всё это валами, или, правильно сказать, валками. Валки сделаны из обычного чугуна, но горячая сталь достаточно мягкая, чтобы её можно было раскатывать.

«Рабочая смена» валков длится примерно три часа. В это время они пропускают полосу со скоростью около 10-14 метров в секунду (это примерно средняя скорость поезда метро). Валок всё время изнашивается, потому что раскатывать сталь далеко не то же самое, что раскатывать тесто. Чтобы это скомпенсировать, они имеют S-образный профиль, и мы постоянно двигаем их так, чтобы изношенные части выходили из прямого контакта со сталью. Но всё равно обжимных валков (которые давят на сталь, а не просто катят её вперёд) хватает ненадолго.

Ну так вот, производственники решили, что хорош выбрасывать хорошие годные валки и позвали нас. Изначально они хотели настроить учёт так, чтобы точнее понимать степень износа каждого.
Читать полностью »

Знаете, что меня всегда удивляло? Если вернуться на 1000 лет в прошлое, то мы увидим воина, радикально отличающегося обликом от современного солдата (здесь и далее речь про Европу). Однако стоит нам от отметки XI века снова отступить на те же 1000 лет в прошлое, как мы увидим примерно такого же воина, который не так уж чтобы отличался обликом от своего средневекового собрата. Та же кольчуга или даже пластинчатый доспех, тот же меч и щит. Конечно, различия есть, но в большей степени отражают специфику военных действий, нежели разницу в технологиях, которые, вроде как, должны были куда-то двигаться за прошедшее тысячелетие.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js