Как белка в колесе или немного про исследования пользователей в условиях ограниченных возможностей

в 12:54, , рубрики: usability, UX, ux-исследования, ux-проектирование, дизайн, дизайн интерфейсов, дизайн мобильных приложений, интерфейсы, исследование пользователей, проведение исследований, юзабилити-тестирование

Как белка в колесе или немного про исследования пользователей в условиях ограниченных возможностей - 1

В интернетах можно найти очень много статей о том, как правильно общаться с пользователями и проводить юзабилити-тестирования.

Но, как часто бывает, рисовали на бумаге и забыли про овраги. Не у всех и не всегда есть возможность, время, деньги … продолжаем перечислять другие причины, по которым проводить исследования как надо не получается. Не получается, а все равно надо. Хорошо, не надо, но крайне желательно знать свою аудиторию по ту сторону экрана.

И что делать? Развести руками, забыть и забить? Вариант так себе, если честно.
В моей копилке оказалось два показательных проекта, которые я делала с нуля, проводила исследования и тестирования из серии: делаем как получится и выкручиваемся как можем.

Сделала вывод, что лучше так, чем совсем никак. Хочу поделиться опытом неправильных исследований из которых выжимала все соки, получая частичный, но все таки, результат.

Как белка в колесе или немного про исследования пользователей в условиях ограниченных возможностей - 2

Опыт первый

Исходные данные:

  • Аналитика, которая отвечала на вопрос почему мы делаем именно этот продукт и почему именно эти товары будут интересны (условия транспортировки, сложность пересылки, востребованность определенных категорий товаров и пр.);
  • Список конкурирующих организаций;
  • Понимание того, кто будет по ту сторону экрана было, но как переманить их на нашу сторону зла нет;
  • Сжатые сроки;
  • Дефицит бюджета.

Дополнительная сложность была в том, что было четкое разделение на две категории пользователей на одном ресурсе: одни покупали, другие продавали. Потребности и поведение у них, соответственно, были разные, но точка входа одна.

Огромным плюсом было то, что одна часть коллег уже активно использовала конкурирующие ресурсы для покупки и продажи, вторая часть — могла стать потенциальными продавцами, но конкурирующие ресурсы не подходили под их масштабы производства.

С одной стороны — огромное везение, когда представители твоей целевой аудитории сидят у тебя под боком и только руку протяни. С другой стороны, они погружены в проект, так же, как и ты. Как бонус, принимают участие в общих обсуждениях. И вишенка на торте — отсутствие укромного угла для доверительных бесед. А это значит, что вопросы и ответы слышат все. Интриги, собственно, ноль. Как и чистоты эксперимента.

Что делала:

  • Спрашивала о сайтах конкурентов, прошлый и настоящий опыт взаимодействия с ними: как выбирали, на что обращали внимание, почему выбрали этот, а не другой. Что нравится, а что не очень. Просила описать этапы покупки или продажи. Тут не важно было, кто что слышит, потому что опыт был у каждого свой. Конечно, старалась задавать вопросы голосом потише и, по возможности, когда вокруг было меньше народа. Обязательно сообщала сколько времени займет разговор. Это важно, т. к. у коллег нет на тебя отдельно выделенного времени, а спрашивать «по-быстренькому» в такой ситуации вообще не вариант. Необходимо согласовывать все заранее и подстраиваться;
  • Показывала прототип, проверяя понятность кнопок, текстов, заголовков. Насколько логично расставлены блоки, понятны написаные тексты и предсказуемо поведение интерфейса;
  • Проводила тестирования по основным сценариям. Смотрела и записывала какие моменты вызывают затруднения, где путь проходил гладко, а где вызывал вопросы или шел не по плану. Спрашивала, по ходу или в конце, что было не понятно или почему решил свернуть;
  • Показывала предварительные наброски дизайна: оценивала общее впечатление и настроение от сайта.

Что получила:

  • Не смотря на то, что потенциальная целевая аудитория была в контексте темы, удалось выловить критические ошибки, недоработки в логике, неточность текстов на ключевых кнопках и дополнить функционалом, которого не хватало;
  • Подправить концепцию дизайна, который стал более соответствовать заданным целям;
  • Также, выцепила парочку инсайтов. Например: не всегда товар выбирают взрослые. Случаи, когда товар выбирает и добавляет в корзину ребенок, например восьми лет, а взрослый выполняет роль покорного кошелька не так уж и редки.

Вывод:

Небольшое количество респондентов (в моем случае их было около восьми) это лучше, чем совсем ничего. Общение и тестирование погруженных в контекст людей — это лучше, чем общение с самим собой и стенами. Берите коллег, друзей, которым близка тема хоть немного. Пусть это не будет правильно в чистом виде, но все равно поможет избежать ошибок больше, чем если вы замкнетесь в своем мире розовых единорогов и будете делать продукт исключительно на основании своих фантазий и домыслов.

Как белка в колесе или немного про исследования пользователей в условиях ограниченных возможностей - 3

Опыт второй

Исходные данные:

  • Устаревшие наработки и наброски предшественника;
  • Частичная аналитики, местами тоже устаревшая;
  • Полностью перекрыт доступ к потенциальному пользователю;
  • Достаточное количество времени на разработку;
  • Коллеги, которые имели некоторый опыт общения с будущим пользователем

Скажи сразу, что продукт делался для достаточно узкой аудитории с конкретным видом деятельности. О пользователе, кроме рода занятий, я знала возрастной диапазон и под какие конкретные задачи делается продукт. Также, знала об одном прямом конкуренте и имела доступ к тестовому функционалу партнера, который имел похожую на нашу систему, но был нацелен на более широкую аудиторию.

Что делала:

  • Предварительную верхнеуровневую схему функционала для общего понимания продукта. Затем разбила ее на логические части и распределила в порядке приоритетности. Затем уже набрасывала находки, идеи и прочее уже либо на общий функционал, либо на конкретные части;
  • Изучила весь возможный функционал конкурента. Так как система была закрыта и просто так в нее не попадешь, приходилось искать во всех доступных источниках: официальный сайт, статьи, ролики на ютубе, отзывы пользователей. Выписывала все, что может быть полезно и пригодится для использования, вдохновения, большего понимания потребностей пользователя;
  • По мере работы изучала тестовую систему партнера: как они подошли к реализации того или иного функционала;
  • Нашла еще парочку проектов, которые разрабатывали определенные части функционала, похожего на наш и утащила в копилку несколько идей и мыслей;
  • Читала форумы похожей аудитории, для большего понимания потребностей и целей;
  • Консультировалась и задавала вопросы коллегам, которые ранее имели доступ к телу пользователя;
  • Нашла человека (одного), с таким же родом деятельности и поговорила с ним «за жизнь», что бы хоть немного окунуться в специфику работы, трудности и нюансы профессии. Понять, как им живется по ту сторону экрана.

Что получила:

Не могу, конечно, с уверенностью сказать, что учла все, чтобы сделать работу пользователя с системой максимально комфортной и эффективной, т. к. на момент моего ухода проект еще не был запущен, но мои поисковые работы привели к тому, что на маленький, но твердый шаг я стала пусть и мысленно, но все же ближе к тем людям, для которых его делала.

Из полезного и важного, вынесла для себя более полное понимание, как у нас говорят, «контекста использования». На какую задачу они могут уделить больше времени, а где вопрос необходимо решать максимально короткой дорожкой. Что важно, что нужно, как удобней. Закрыла другие вопросы, о которых не додумалась бы, варясь в котле своих мыслей и опыта коллег.

Вывод:

кто ищет, тот найдет (с). Если нет возможности напрямую поговорить с людьми, для которых вы делаете продукт, ищите где сможете и спрашивайте кого поймаете. Даже общение с околоцелевой аудиторией лучше, чем совсем никакого общения. Чтение обзорных статей, форумов и просмотр видеороликов это больше, чем ничего. Главное, правильно фильтровать и применять полученные данные.

У меня все. Надеюсь было интересно и полезно. Если у вас тоже был похожий опыт — делитесь. Всегда интересно знать на что мы еще способны, что бы сделать этот мир удобней.

Автор: annakanunikova

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js