Bauman Racing Team — история со вкусом скорости

в 14:05, , рубрики: bauman racing team, bmstu, brt, diy или сделай сам, Блог компании МГТУ им. Н.Э. Баумана, мвту, мгту, МГТУ имени Баумана, формула студент

После первой статьи о любимом университете мы хотели опубликовать материал о различных разработках / исследованиях, но ребята из гоночной команды всех опередили (такое у них хобби). Поэтому ловите второй пост об истории нашей гоночной команды Bauman Racing Team.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 1

BRT-4

С советских времен «Ракетный колледж на Яузе» ассоциируется именно с военной техникой. Во многом, превосходство нашего вооружения сегодня позволяет студентам университета заниматься более мирными соревнованиями.

История, которую я хочу вам рассказать, начинается в 2012 году, когда студенты кафедр «Колесные машины» и «Поршневые двигатели» (Привет студентам и выпускникам СМ10 и Э2 — интересно сколько их на гике?) решили создать уникальный для МГТУ проект – гоночный болид класса «Формула Студент». На тот момент ребята с кафедры СМ10 завершали создание броневика «Ансырь» в НИИ СМ, в шутку он был прозван BRT-0,5.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 2

BRT-0,5 или «Ансырь»

Проводимые с 1978 года международные инженерные студенческие соревнования на тот момент были практически неизвестны в России. В 2012 году существовали всего 3 команды из России: МАДИ (основана в 2005 году), МАМИ (2006 год) и РУДН (2011 год).

Цель команд – создать гоночный автомобиль по регламенту Formula SAE (SAE – Society of Automotive Engineers — поддерживает проведение соревнований по всему миру) и принять участие в международных соревнованиях. Формула Студент не спорт и не гонки в чистом виде, это квинтэссенция инженерной, экономической и управленческой деятельностей, являющаяся мостиком между образованием, технологиями, инновациями и самим автоспортом.

Для студентов, принимающих участие в проекте, это отличный способ «прокачать» себя, свои навыки, и, возможно, даже получить работу в крупнейших международных корпорациях, таких как Bosch, Siemens, Daimler, Porsche и т.д., для которых соревнования стали ярмаркой лучших умов.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 3

Стенд Porsche на Formula Student Germany 2016

А всего в мире в 2012 году насчитывалось 500 команд из 50 стран мира, более 70 из которых немецкие. В каждом крупном городе Германии располагаются 2 команды, например KIT Karlsruhe (Технологический институт Карлсруэ) и UAS Karlsruhe (политехнический университет Карлсруэ). А официальные соревнования проводятся в индустриально и технологически развитых странах таких, как Англия, Германия, США, Япония и т.д.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 4

UAS Karlsruhe

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 5

KIT Karlsruhe

Как и любое начинание снизу – проект долго искал поддержку и, наконец, обрел ее в лице Дмитрия Олеговича Онищенко, тогда еще кандидата технических наук (а теперь доктора наук), преподавателя кафедры Э2 «Поршневые двигатели».

Оставалось дело за малым – получить одобрение ректора МГТУ им. Баумана – Анатолия Александровича Александрова. Анатолию Александровичу понравилась идея создания команды «Формула Студент», с небольшой оговоркой. Изначально мы планировали построить машину за 2 года, но ректор, поправив нас поверив в нас, сказал, что мы сможем построить болид и за 1 год.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 6

Один из первых набросков BRT-1

Мы получили одобрение высшего уровня и начали работать. Первым нашим пристанищем стала лаборатория кафедры Э2, где мы ютились между испытательными стендами и отжившими свое двигателями, ставшими музейными экспонатами. Не имея ничего, кроме регламента и огромного желания создавать – каждый наш шаг, каждая наша покупка, были для нас большим успехом.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 7

Лаборатория 056 кафедры Э2 и мы

2012 год, сентябрь.

Первый шаг. Разработать несущую систему. Но как? В воображении, на бумаге, 3D модель? Нет, быстрее будет создать деревянный макет, где мы сразу сможем оценить и создать необходимую по регламенту компоновку.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 8

Макет несущей системы

2012 год, октябрь.

Проект «выходит в народ» — первая выставка команды – «Политехника 2012». Первое признание и неподдельный интерес к «конструкции».

После создания макета начался процесс трехмерного проектирования, без которого сегодня невозможно представить создание, практически любого, продукта. Основная концепция определилась довольно быстро: стальная рама, карбоновые рычаги подвески, 13-ти дюймовые диски, шины от компании Michelin, с самого зарождения оказавшей нам поддержку. А что с силовой установкой?

Отличительная черта всех автомобилей команды Bauman Racing Team – сложная и интересная силовая установка. Изначально мы решили создать мощный двигатель. Максимальный разрешенный объем на тот момент был 610 см3, а самые популярные двигатели в Формуле Студент – 4 цилиндровые японцы Yamaha, Honda, Kawasaki и Suzuki объемом 599 см3. Изучив характеристики этих двигателей – мы решили остановить свой выбор на двигателе Yamaha R6, основа силовой установки на последующие три года.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 9

Силовая установка BRT-3 — 2015 год

Второе существенное ограничение двигателя – рестриктор — шайба диаметром в 20 мм через которую проходит весь воздух, что сильно «душит» двигатель. Мы решили снизить это влияние добавив приводной компрессор типа Roots, а для управления силовой установкой мы присмотрели блок Motec M400.

В первый же год использовать наддув, звучит для многих несколько безумно, но только не для нас. Стандартные 125 л.с. атмосферного Yamaha R6 становятся 60-70 л.с. при установленном рестрикторе, то есть из 60 кг двигателя, почти 30 кг мы бы возили с собой просто так.

Приводной компрессор возвратил нам более 40 л.с., замеры на стенде показали 102,3 л.с. – двигатель официально стал одним из самых мощных за всю историю соревнований Формула Студент! При этом компрессор помогал нам на всех режимах работы двигателя, т.к. он приводился в движение приводом от коленчатого вала.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 10

Приводной компрессор типа Roots Eaton M45

На протяжении нескольких месяцев команда работала не покладая рук, чтобы успеть закончить болид до выезда на соревнования. Мы работали в две смены, двигателисты работали утром и днем, а все остальные работали по ночам. Однако, нам было предначертано отправиться на свой первый этап в Италии с разобранным автомобилем. Последняя деталь пришла за пару часов до отъезда, а верхняя крышка обвеса полимеризовалась в матрице, которую мы взяли с собой на этап.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 11

Скоро уезжать…

Италия 2013 год, сентябрь.

Автодром Рикардо Палетти близ коммуны Варано-де-Мелегари, 7 команд из России (всего за год количество команд в России удвоилось), разобранный болид BRT-1, эйфория от происходящего вокруг и чувство, что все муки были не зря.

Увидев наш конструктор, судьи похвалили нас за старание, однако посоветовали не тратить зря время и ехать домой, потому как «не успеете, завтра уже тех инспекция».

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 12

…завтра уже тех инспекция

На следующий день судей ожидал полностью готовый болид. На тех инспекции мы получили огромный перечень недочетов, которые необходимо устранить за один день и все тот же совет «не тратьте время».

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 13

Устранение недочетов

Утро второго дня, «crazy Russians» в оранжевой форме представили судьям болид со всеми исправленными недочетами. Выражения их лиц надо было видеть! И мы допустились до гонок!

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 14

И мы допустились до гонок!

Пройдя все испытания, дойдя до гонки на выносливость мы остановились на втором круге. При проектировании трассы последний поворот (которого не было в автокроссе) судьи сделали слишком острым и никто среди первых стартовавших не мог в него попасть. В том числе и мы. Через несколько машин после нас – судьи исправили свою ошибку, однако, на трассу вернутся нам было не суждено. После споров и осмотра машины мы обнаружили в добавок к ошибке судей и нашу ошибку при проектировании рулевого механизма – маленький угол поворота колес. Тем не менее, это был достойный дебют.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 15

FS Italy 2013

Второй год принес нам абсолютно новую конструкцию болида (хотя изначально планировалась небольшая доработка существующей), собственное помещение и целый ряд узлов, уникальных для России, которыми мы по праву гордимся: собственная рулевая рейка, корпус которой выполнен из карбона, сухой картер, гибридная сталь-карбоновая рама и аэродинамика.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 16

Лаборатория BRT — Апрель 2014 года

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 17

Лаборатория BRT — Март 2016 года

Побывав в 2014 году на двух европейских этапах, мы, к сожалению, несмотря на очевидный прогресс, не смогли закончить обе гонки на выносливость, однако первые успехи пришли к нам именно в 2014 году на первом российском этапе соревнований.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 18

Команда сезона 2013/2014 и BRT-2

Набор осени 2014 года принес нам значительное усиление команды во всех областях деятельности. Появилась практика «инженерных субботников» — когда инженеры собирались в лаборатории и весь день усиленно генерировали новые идеи и конструкции.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 19

Обучение нового состава программе SolidWorks — 2014 год

Концепция автомобиля осталась прежней, ставка была сделана на надежность и она оправдалась! Первый финиш в гонке на выносливость на Formula Student Germany 2015!

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 20

Радость первого финиша!

И первое чемпионство в России в сентябре 2015 года (тем временем, всего за 2 года число российских команд приблизилось к 30, а число команд с автомобилями к 15).

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 21

Первый титул чемпионов России!

С октября 2015 года в истории команды начинается новая глава – статус чемпионов, придавший новых сил и абсолютно новая концепция (1 цилиндр вместо 4, турбокомпрессор вместо приводного компрессора) – как результат машина похудела на 50 кг с 247 кг до 195,5 кг.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 22

Formula Student Germany 2016

Сезон рекордов начался с количества этапов, на которые зарегистрировалась команда: 3 европейских и 1 российский.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 23

Однако, новая концепция не всегда оказывается надежной, как результат – 3 схода в гонках на выносливость.

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 24

Срезанные иглы крепления карбонового приводного вала

Решение проблем с автомобилем совпало с решением проблем по организации российского этапа, состоявшегося в конце октября 2016 года. И тут наш болид выстрелил. Мы знали на что он способен – теперь узнали и наши друзья-соперники. Как итог – кубки за все дисциплины, кроме одной и второй титул чемпионов России!

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 25

Второй титул чемпионов России

Структура команды так же постоянно подвергается изменениям и большей формализации. Отличительной особенностью первого года было то, что без объявления набора команда с изначальных 5 человек выросла до 20 невероятно мотивированных человек. Сейчас эта команда практически в полном составе занята в разработке молодежного родстера «Крым».

Команда формировалась вокруг капитана – Андрея Басова, тогда, как сегодня команда входит в завершающую фазу выстраивания вертикальной структуры – более удобной и совершенной формы взаимодействия.

Новому капитану – Сергею Руману – больше не приходится контролировать всех и каждого, для этого у нас есть руководители отделов. Однако это не значит, что «подчиненные» просто выполняют указания «сверху». Мы коллектив – и каждый может высказывать и реализовывать свои предложения.

Со второго года существования команда проводит регулярные наборы, пользующиеся стабильно высоким интересом со стороны студентов и шанс дается каждому!

Bauman Racing Team — история со вкусом скорости - 26

Экскурсия в лабораторию в рамках нового набора — 2015 год

Капитан, руководители отделов и «подчиненные» формируют основной состав – 25 человек без которых невозможно построить машину и выступить на соревнованиях. Год назад мы запустили проект – «Младшая Формула», который в этом году переименовали в «Расширенный Состав BRT».

Изначально «Младшая Формула» состояла из ребят 1 и 2 курсов, у которых еще не было достаточного количества знаний по специальности, но которые очень хотели развиваться в рамках проекта. Они слушали курс лекций по 3D проектированию и общую информацию по конструированию автомобиля, а затем становились «падаванами» более опытных участников.

Эксперимент оказался удачным и в 2016 году мы его распространили на все курсы, назвав его «Расширенный Состав BRT», в котором сегодня состоит 35 человек. Участники более органично вписываются в проект, лучше понимают предъявляемые к ним требования и эффективнее заменяют выпускающихся участников команды.

2017 год вновь начинается на позитивной ноте. Мы убедились в том, что наша новая концепция умеет побеждать, наш подход к выращиванию кадров дает свои плоды. В юбилейном, пятом для нас сезоне, перед нами стоят все те же амбициозные задачи – быть лучшими в России и стать еще на шаг ближе к лучшим европейским командам!

Автор: МГТУ им. Н.Э. Баумана

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля