Блокчейн, или необходимость перемен

в 13:28, , рубрики: финансы

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу

— ошибочно приписываемая Мао китайская пословица

Итак, весна (календарная) почти пришла к нам, и мне также хочется разбить немного лед и написать свою первую статью здесь (не слишком короткую, и не слишком длинную, чтобы было интересно), пробный шар на этой площадке.

Если я соберусь когда-нибудь составить список моих компетенций за последние годы, то я включу в него финансы, аудит, комплаенс и право, ИТ, психологию деловых отношений, создание и поддерживание эффективных проектных команд (малых и средних).

Коротко о текущей проблематике блокчейн

Сегодня я поделюсь опытом использования блокчейна в одном из проектов, в котором я недавно принимал участие. Понятно, что тема горячая, т.н. «хайпа» и, прямо скажем, сомнительных акторов вокруг нее достаточно полно (особенно на фоне отсутствия внятного регулирования в большинстве стран мира), что в итоге немного дискредитировало термины «блокчейн», «криптовалюты», «ICO» и т.п., особенно в диалогах среди профессиональных кругов.

Проведенные за 2017 год ICO, в частности, обнажили проблемы регулирования данного сектора, когда большинство предлагаемых проектов не были основаны на реальном бизнесе или апробированы на практике, а надеялись лишь использовать ажиотаж и спекулятивные ожидания. Напомним, что Москва на конец 2017 года занимала вторую строчку в мире (после Калифорнии) по объемам проведенных ICO (прим. 10% от общего числа проектов, или 106 млн. долл. США). Хотя здесь можно привести аргумент, что рынок РФ достаточно слаб в мировом масштабе, а интерес к крипте связан и с риском защиты инвестиций (поэтому ряд русских проектов, которые мы наблюдали и анализировали базировался вне РФ — Сингапур, Швейцария, UK).

Коротко о проекте

Проект, в котором я принимал участие, был связан с внедрением универсальной системы лояльности для заведений малого и среднего бизнеса. Лояльность — от слова loyalty, она же верность. Дам небольшое отступление, для чего это делается.

Если мы проанализируем, как ведет себя сферический покупатель в вакууме, то его поведение можно свести к нескольким этапам. Сначала, покупатель выбирает среди определенного набора брендов — по совету знакомых, экспертов, поиску в сетях. Далее, определенный бренд в силу его качеств (цена, доступность на местном рынке, практичность, дизайн) становится преобладающим и происходит его выбор покупателем. И вот в конце наступает еще один интересный момент: либо покупатель снова будет использовать продукт и повторять опыт (это называется, зайдет в «цикл лояльности»), покупая этот бренд и не выбирая другие.

Такой цикл может продолжаться достаточно долго при верной маркетинговой поддержке до определенного момента, когда покупатель не откажется от бренда и снова будет выбирать между несколькими. Здесь немного работает психологический аспект — ведь каждый выбор сопряжен с принятием решения — а это лишняя трата энергии и сил.

Программы лояльности показали себя как хороший инструмент обеспечения продаж с приемлемым уровнем риска. В итоге, по статистике ряда последних лет, глобальные программы лояльности показывают стабильные темпа роста (примерно 25% каждые три года).

Метод привлечения финансирования

Для того, чтобы успешно реализовать нашу систему лояльности, мы могли использовать несколько механизмов привлечения финансирования – краудфандинг, венчурное финансирование и т.п. Однако с недавних пор технология блокчейна стала популярной, наша команда поняла ее перспективность и решила использовать ее в своей системе. Здесь я снова вынужден сделать короткое отступление и пояснить, зачем нужны изменения, когда, казалось бы, все и так хорошо.

Необходимость перемен сегодня оказывается неизбежной составляющей жизнеспособности любого бизнеса и любой социальной структуры. Как только у структуры (или у человека) возникает ложное чувство самодостаточности и идеальной структуры (особенно, мнение об элитарности и превосходстве), необходимо критически проанализировать ситуацию и здраво посмотреть на вещи, чтобы избежать краха в будущем.

Бизнес, который не осуществляет инвестиции в изменения, рискует своей способностью к выживанию на рынке. Конкуренция, необходимость скорейшего улучшения ключевых показателей — факторов успеха, как привлечение новых клиентов / заказов, издержки, качество продукции, инновационность, сроки выполнения заказов, подгоняют современный бизнес.

Сегодня любая организация находится в процессе непрерывных изменений. Если это не так, ее способность к выживанию в постиндустриальной экономике крайне проблематична. Изменения должны быть необходимы и достаточны для сохранения и развития. Процесс изменений в компании должен иметь перманентный характер. Подвижность среды, скорость, с которой изменяется окружение структуры/группы постоянно нарастает.

Толчком к изменениям обычно становятся кризисные ситуации. Сегодня бизнесы весьма часто сталкиваются с разными видами кризисов. Кризис ликвидности влечет потерю платежеспособности, и тогда необходимы срочные меры или предприятие будет вынуждено уйти с рынка и будет ликвидировано. Кризис успеха определяется недостижением запланированного показателя продаж или денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат в результате неадекватной маркетинговой, производственной, инвестиционной или кадровой стратегии.

Но еще опаснее стратегический кризис, когда несмотря на текущее вполне удовлетворительное положение нарастают сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе, возникает и разрастается разрыв между вероятными и желаемыми результатами. Такой кризис требует принятия новой стратегической ориентации, выходом из него может стать выход на новые рынки, продуктовые или технологические инновации. Такие изменения являются стратегическими и должны быть рассчитаны на многие годы вперед.

Мы убеждены, что за новыми технологиями – будущее и нужно открыто и смело использовать их.

Понятно, что блокчейн и криптографические валюты – это все еще новые и малопроверенные технологии, которые таят в себе непредвиденные риски. Однако практически апробировав их, мы будем двигаться вперед, по пути развития, прогресса, стараясь предотвратить кризисные явления, а не ждать их появления.

В ходе проекта мы несколько месяцев проводили долгие переговоры с заинтересованными сторонами, заведениями малого и среднего бизнеса (США, ЕС, РФ), инвесторами и фондами.

Проблематика блокчейна нашего проекта

Мое основное образование — финансовый учет, и ИТ для меня достаточно необходимый инструмент, позволяющий интегрировать интересы различных функций бизнеса между собой и искать здравое решение. То есть, блокчейн мы делали не ради блокчейна как такового, а с целью прагматичного применения его в конкретной практике.

Идея создания универсальной системы лояльности не нова (например, надо отдать должное проектам EZToken, LoyalCoin, Loyalty Coin, Rewards, Token Loyalty), однако эти проекты так и не решили в своей концепции ряда проблем, на которые мы заострили внимание.

Основная проблематика любой базовой криптографической валюты на пратике — ее высокая волатильность, которая является головной болью финансовой службы (как учитывать стоимость, если ее рост в течение дня потенциально может плавать от минус до плюс бесконечности?). Вторая проблема — информационная безопасность (особенно социальная активность команды в медиа и покрытие рисков т.н. «социального инжиниринга»). Как мы решали эти и другие проблемы проекта — об этом я расскажу в одной из следующих статей.

Автор: Жрец

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля