Две правды, одна ложь: популярные концепции о «выдающихся программистах»

в 7:07, , рубрики: 10х programming, gtd, Блог компании ИТ-ГРАД, ИТ-ГРАД, качества разработчика, Программирование, управление проектами

Кент Бек (Kent Beck), легендарный разработчик ПО, создатель методологий экстремального программирования и test-driven development и автор многих книг по программированию, однажды сказал: «Я не великий программист, я просто хороший программист с замечательными привычками». Какими привычками и способностями обладают «рок-звезды» программирования?

Попробуем разобрать три популярные утверждения о «суперпрограммистах», чтобы понять, что из них — правда, а что — скорее преувеличение.

Две правды, одна ложь: популярные концепции о «выдающихся программистах» - 1
/ фото Connie CC

Thinking outside of the box

Одно из наиболее популярных мнений о супер-разработчиках — они умеют в нужный момент дать нестандартное решение проблемы. Такие решения обычно лежат в основе многих историй успеха, связанных с разработкой.

Одной из них делится резидент Quora и программист Питер Блэйн (Peter Blain). Он рассказывает, что в одной из сложных ситуаций работающее решение для «вставшего в тупик» проекта внезапно предложил новый разработчик, у которого был минимум времени на то, чтобы ознакомиться с задачей.

Его подход касался не столько реализации, сколько архитектуры: он позволил локализовать проблему и для ее решения объединить сразу несколько open-source продуктов. Разумеется, это предложение не было спонтанным — тем не менее, свою роль в решении проблемы сыграл не только опыт и исключительные способности, но и свежий взгляд нового в проекте человека. По словам Питера, умение выйти за рамки традиционных подходов позволяет разработчику выйти на новый уровень — и буквально превратиться из «просто хорошего программиста» в «гроссмейстера».

Кстати, теме Thinking outside of the box на Quora посвящено более 700 вопросов — и большинство из топик-стартеров хотят понять, как развить в себе эту способность. Ответы оказываются самыми разными — от советов делать регулярные перерывы и физические упражнения до предложений решать головоломки и читать книги по направлениям, смежным (или вообще не связанным) с вашей текущей деятельностью. Более системный подход к изучению этого явления применительно к программистам применили ученые из Вашингтонского университета совместно с представителями компании Microsoft.

Они провели исследование, пытаясь выяснить, что отличает выдающегося программиста от просто «хорошего». Оказалось, что опрошенные ими разработчики отметили характеристику, которая по описанию соответствует пресловутому «outside of the box». Они назвали ее умением «видеть и лес, и деревья» — то есть рассматривать ситуацию на четырех разных уровнях абстракции, включая технические нюансы, индустриальные тренды, видение компании и потребности клиента.

Разумеется, такой подход не даст внезапных гениальных озарений, но здравая оценка ситуации и ответы на вопросы: «Что действительно хочет получить клиент?», «Есть ли у этой технологии будущее, или она скоро уйдет с рынка?», «Соответствует ли это решение ценностям нашей компании?» могут дать лучший результат, нежели ежедневное разгадывание пазов.

Этот подход, как минимум, позволяет утверждать, что способность «видеть и лес, и деревья», можно развить — 59 интервью с представителями 13 подразделений Microsoft служат тому доказательством.

Коллективный разум

Еще одна важная черта выдающегося программиста, которую отметили исследователи из Вашингтона, — умение попросить помощи в нужный момент и помочь другим. Боб Мартин (Robert C. Martin) в своей книге «Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО» делает в этом отношении еще более сильное заявление: он пишет, что программировать настолько сложно, что ни один человек не может сделать это хорошо в одиночку. Даже если вы очень опытный разработчик, мысли и идеи вашего коллеги наверняка принесут вам пользу.

Возможно, это звучит банально, но этот пункт — еще одна важная составляющая успеха. В конце концов, существует огромное количество ресурсов (включая тот же Хабр), где разработчики всячески поощряют друг друга делиться опытом и с удовольствием придут на помощь не только коллеге по проекту.

Например, топик-стартер этого треда на Reddit два с половиной месяца безуспешно пытался научиться программировать на Ruby. Пользователи платформы оставили 169 комментариев с конкретными советами, а некоторые из них даже лично связались с автором вопроса, чтобы помочь ему на деле. В первом посте в треде можно заметить, насколько благодарен был автор — коллеги-программисты не только помогли ему, но и мотивировали продолжить развиваться в этом направлении.

Некоторые программисты считают умение правильно задавать вопросы и давать грамотные ответы особым искусством. Еще один разработчик на Ruby Стивен Хирлстон (Steven Hirlston) отмечает, что одни из главных вещей, которые он вынес за время работы, заключаются в следующем: хороший программист знает как задавать вопросы, не раздражая окружающих, а выдающийся программист знает как отвечать на них без заносчивости.

Общение в целом — важный элемент командной работы. Возвращаясь к исследованию Вашингтонского университета и Microsoft: ученые выделили целых 17 характеристик «отличного программиста», связанных с общением и поведением в коллективе.

В том числе умение «находить положительные стороны в компромиссных решениях», вежливость, способность не принимать замечания по поводу кода или работы близко к сердцу и внимание к окружающему контексту в процессе общения.

Выходит, когда речь идет о больших командных проектах, образ замкнутого и нелюдимого разработчика в надвинутом на глаза капюшоне оказывается далек от истины. И эта идея не нова — американский ученый Джеральд Вайнберг писал об этом в своей книге «Психология компьютерного программирования» еще в 1971 году.

А впоследствии Джефф Этвуд, один из создателей StackOverflow, так выразил ее в своем блоге:

«Не будьте «тем парнем». Не будьте парнем, который пишет код в темном офисе и появляется на людях только когда ему надо купить колы. «Того парня» никто ни знает, никто не видит, и ему нет места в коллективе, где все открыты и готовы друг другу помочь».

10х programming

Одна из наиболее старых (и живучих) концепций о «звездах» разработки ПО заключается в том, что супер-разработчики продуктивнее обычных не на какие-нибудь 10-15%, а в разы — точнее, в 10 раз. Попробуем разобраться, как появилась эта идея и что стоит и за этим утверждением.

Стив Макконнелл (Steve McConnell), генеральный директор и ведущий разработчик компании Construx Software и автор многих известных книг, в своей статье об истоках 10x рассказывает о следующем. В конце шестидесятых исследователи Сэкмен, Эриксон и Грант (Sackman, Erikson, Grant) провели первую попытку анализа производительности профессиональных программистов (в исследовании приняли участие разработчики, средний стаж работы которых составлял порядка 7 лет).

Результаты показали, что разница во времени написания кода между лучшими и худшими результатами составила 20 к 1, разница времени отладки — 25 к 1, разница в длине кода между «худшими» и «лучшими» составляла 5 к 1, а скорость выполнения программ — 10 к 1. При этом они не обнаружили связи между опытностью программиста и качеством его кода.

Выглядит внушительно. С другой стороны, как справедливо отмечает разработчик из Autodesk Ашрафул Алам (Ashraful Alam), софт, создававшийся в те годы, был гораздо проще тех продуктов, которые создают сейчас.

Поэтому бессмысленно сравнивать разработчиков «из разных веков». С другой стороны, у программистов того времени не было богатого выбора библиотек, инструментов и фреймворков, которые есть сейчас. Это значит, что те разработчики больше внимания и сил уделяли непосредственно написанию кода. Против этой теории выступает также тот факт, что эксперимент, поставленный в 60-е, судя по всему, так никто и не повторил.

В октябре этого года компания Belitsoft PHP development опросила «рок-звезд» программирования (то есть, потенциальных 10х-программистов) — в компании хотели узнать, что позволяет им работать в 10 раз лучше остальных. Оказалось, что далеко не все из опрошенных суперразработчиков считают свои способности настолько выдающимися.

Например, Виктор Фолькман (Victor Volkman), ведущий разработчик компании ProQuest, считает, что десятикратная разница между продуктивностью двух программистов — большое преувеличение: в конце концов, объем программы далеко не всегда коррелирует с ее качеством. Поэтому успех проекта гораздо чаще зависит не от скорости написания кода, а от умения находить простые и элегантные решения проблем — а это отследить и замерить гораздо сложнее.

Разумеется, различия между опытными разработчиками и новичками, выдающимися талантами и просто хорошими программистами существуют. Другое дело, что даже звезды, скорее всего, не владеют техникой «космического ускорения».

Выходит, что среди характеристик «суперпрограммистов» эта — наименее правдоподобная. В конце концов, разработчики, с бешеной скоростью пишущие непонятный код, востребованы только в кино.


P.S. О чем еще мы пишем в Первом блоге о корпоративном IaaS:

Автор: it_man

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля