Инструмент выбора правильного решения: Six thinking hats

в 9:49, , рубрики: управление проектами, метки:

Инструмент выбора правильного решения: Six thinking hats
Очень часто, когда требуются принять ключевое решения, мы садимся за стол и начинаем обсуждать все плюсы и минусы, умные мысли, позиции и пр. Для того, чтобы обсуждение было наиболее продуктивным используются различные инструменты, основанные на психологии человека. Одним из таких инструментов является «Six thinking hats». Для чего он предназначен и как им пользоваться читайте под катом.

Совсем немного истории

Метод «Шести думающих шляп» был впервые опубликован еще в 1985 году, автором его является Edward de Bono (о данном методе на википедии).

Основа метода

В основе метода лежит допущение, что человеческий мозг способен мыслить в нескольких (не во всех сразу) направлениях и что эти направления можно задавать. Техника позволяет отстраниться от привычного нам направления мысли для того, чтобы оценить ситуацию более объективно и принять выгодное решение.
Автор метода определил 5 направлений, которые привязал к цветам:

  • Белый — информация, сбор фактов по проблеме/вопросу
  • Красный — эмоции, интуитивное отношение к проблеме/вопросу
  • Черный — логика, обнаружение слабых мест
  • Желтый — оптимистическая логика, обнаружение выгод
  • Зеленый — креатив, разработка нестандартных решений

Отдельным сегментом идет синяя шляпа. Синий — управление, направление мыслей в нужное русло.

Использование метода

Итак, каким образом все это поможет при выборе решения?
Метод, как я уже упоминал, позволяет оценить ситуацию/идею/проблему практически со всех точек зрения.
Решение обсуждается по очереди всеми направлениями, как указано выше.
Во-первых, собирается вся доступная информация (белая шляпа), проиизводится попытка найти/уточнить всю недостающую информацию, принимается во внимания информация по схожим проблемам, которые присутствовали в прошлом.
После того, как закончена работа с информацией, переключаемся на красную шляпу: подключаем эмоции и интуицию, пытаемся определить как будут относится к нашему вопросу заинтересованные люди на уровне эмоций, какие эмоции испытываем мы сами.
Закончив работу с эмоциями, переходим к негативному мышлению (черная шляпа): пытаемся найти то, что может не сработать, все «узкие» места, все надочеты и недоработки.
Поняв, что решение имеет много слабых моментов, переходим к желтой шляпе: ищем все положительные стороны, весь профит, который нам может принести данное решение, все сильные стороны.
Определив все сильные стороны, переключаемся на зеленую шляпу: ищем нестандартные решения и выходы из положения. Наиболее вероятно, что после обсуждения всех предыдущих сторон проблемы, найдётся еще минимум пара интресных решений.
Ну и конечно, во всем этом процессе не забываем про синюю шляпу. Периодически мысли начинают уходить от заданного направления и их нужно возвращать в выбранное русло.

Заключение

Мой опыт показывает, что наиболее эффективным данный инструмент будет, если количество участников больше 2х. Для синей шляпы всегда выделяется отдельный человек, который поддерживает обсуждение в рамках выбранного цвета.
При правильном использовании, этот инструмент очень эффективен и полезен, особенно, если у вас есть много равнозначных на первый взгляд вариантов.
Удачи Вам в принятии решений!

Автор: 7otus

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля